Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры
рабочая программа (младшая группа) на тему

           Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки с обыгрыванием  русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» (на шахматный лад) помогают запомнить названия фигур и их силу. Такие игры дают возможность детям поближе познакомиться с шахматными фигурами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №17  “Кунчээн” Городского округа г. Якутск

Образовательная программа по обучению  младших дошкольников  играм в шахматы
через дидактические игры

                                                                                                          Выполнила: Захарова Елизавета      Петровна                          

        воспитатель

        Г. Якутск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Возрастные особенности детей

3. Образовательно-тематический план работы

4. Методическое обеспечение программы

5. Мониторинг программы

6. Ожидаемый результат

7. Советы родителям

8. Практический материал

9. Список литературы

                                                     Пояснительная записка

           Данная программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры в старших группах, узнают много интересного.

           В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.

           ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии  пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент  непременно соседствует с игровой оболочкой.

           Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

           Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014 г.

           В программе использовались материалы следующих авторов, как: Сухин И.Г. «Шахматы первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя, Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» , Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам». Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с родителями.

           Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

           Игра в шахматы решает сразу несколько педагогических задач:

• Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

• Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

• Эстетическую: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

• Физическую: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

•        Коррекционную: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

          Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

          Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

           Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе  широко используются шахматные сказки с обыгрыванием  русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» (на шахматный лад) помогают запомнить названия фигур и их силу. Такие игры дают возможность детям поближе познакомиться с шахматными фигурами, потрогать, хорошенько рассмотреть,  играть с ними, исследовать их, фантазировать.  Также стихи,  загадки, песенки, дидактические игры и викторины, которые очень интересны дошкольникам,  помогают лучше познакомиться с  каждой фигурой, детям легче запомнить свойства и особенности этих фигур. Например, широко используются  дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» «Большая и маленькая». «Что общего?». «Белые и черные». «Угадайка», «Собери фигуру», «Лото», «Домино»  и т.д. При знакомстве с шахматными фигурами в процессе обучения вводятся  элементы других занятий, таких, как развитие речи, рисование, лепка. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.

           Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального темпа обучения.

          Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 3-4 лет. Срок реализация программы рассчитана на 2016-2017 уч. год.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи программы:

1. Вызвать у детей интерес к шахматам;

2. Развивать наблюдательность, внимание, память;

3. Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

4. Расширять кругозор ребенка;

5. Формировать познавательную активность;

6. Развивать мелкую моторику.

Возрастные особенности детей  3-х до 4-х лет

            Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

            В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

            Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

             Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

              Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета.

              У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

              Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.  

              На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

              По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Образовательно-тематический план работы по обучению  младших дошкольников  играм в шахматы через дидактические игры

Месяц

Темы

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

 -Изучение методической .литературы по данной теме.

 -Создание материально-технической базы, оснащенный материалами по обучению игре в шахматы.

 -Разработка организационно-методической основы  и создание условий  для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Октябрь

1.Тема: «В стране шахматного королевства».

Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Самостоятельные игры с шахматными фигурами.

2.Тема: «Шахматный Король – Его Величество».

Познакомить детей с шахматным королем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного короля в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

“Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Ноябрь

3.Тема: “Шахматный Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля.».

Познакомить детей с шахматным ферзем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного ферзя в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

4.Тема: «Шахматная Ладья».

Познакомить детей с шахматной ладьей. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной ладьи  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

Декабрь

5.Тема: «Шахматный Слон».

Познакомить детей с шахматным слоном. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного слона в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Построй башню»

6.Тема: «Шахматный Конь».

Познакомить детей с шахматным конем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного коня в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Январь

7.Тема: «Шахматная Пешка-маленький человечек в круглом шлеме».

Познакомить детей с шахматной пешкой. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и "'Куча мала", "Школа".

"Цвет".

8.Тема: «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

 Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Февраль

9. Тема:”Шахматные фигуры»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

Д/и «Узнай фигуру»

"Пирамида", "По росту".

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Узнай фигуру», "Догонялки","Прятки".

Март

11. Тема “Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок”

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название,  учить отгадывать загадки.

«Шахматные прятки»

«Загадки шахматной шкатулки», игры и упражнения в паре.

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный колобок»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и "Кто быстрее'?", "На стуле",

"Волшебный мешочек".

Апрель

16.Тема: Разукрашки  «В шахматном королевстве»

Побуждать детей  самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур.

Игры с шахматными фигурами.

5.Тема: «Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит».

Май

6.Тема: «Начальное положение»

Продолжать знакомить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Д/и «Закрась фигуры», «Найди ошибку в расстановке», «Какой фигуры не стало?».

17.Тема: «Шахматный досуг»

Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.

Методическое обеспечение программы

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска

2. Шахматные фигуры

 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах¬матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж¬ны догадаться, что это за фигура.        

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы-таются угадать,    какая фигура загадана.        

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур

 «Кто быстрее расставит». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

Структура занятия по обучению игре в шахматы

- Новый материал.

- Повторение пройденного материала.

- Закрепление нового материала.

Форма проведения занятий определяется  содержанием разделов и темой изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом;        

- игра;

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами;

Учебно-наглядные дидактические игры и пособия:

1.“Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал –ламинированная плотная бумага).

2.Тканевый шахматный домик, шахматная репка, шахматный колобок (для обыгрывания сказок на шахматный лад).

3.Плоские картонные шахматные фигуры на палочках (для отгадывания загадок и для чтения стихов).

4.Шахматные пирамидки.

5.Разрезные шахматные картинки.

6.Шахматное лото.

7.Шахматное домино.

8.Кубики с картинками шахматных фигур.

9.Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).

10.Часы с шахматными фигурами.

11.Шапочки для детей с шахматными фигурами.

12.Шахматный Чудесный мешочек.

13.Настенная шахматная доска из ткани и с фигурами из фетра.

14.Тканевые куклы-человечки из пособия «Шахматы»  И.Сухина: Незнайка, Дюймовочка, Карандаш, Гайка, Гурвинек, Пиноккио и др.

15.Картотека дидактических игр по шахматам.

Мониторинг определения уровня интеллектуального развития 

1. Покажи белую и черную пешки, слона, ладью, ферзя, коней, королей.

2.Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

3.Тест «Что здесь лишнее». Цель: исследование процесса образно-логического мышления, умственные операции, анализа и обобщения у ребенка.

4. Покажи шахматную доску, шахматное поле, белое поле, черное поле.

5.Расставь на шахматной доске начальное положение.

Ожидаемые результаты

-иметь представление о шахматной доске,

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

-воспитывать интерес к игре.

Шахматы как образ жизни

 

Советы родителям

Известно, основная форма занятий с дошколятами — игровые ситуации. И никакого

принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового

материала и сохраняет к нему живой интерес.

-Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и

периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают

истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

-Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и

инсценируйте ее.

-Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал

на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь

-диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

-Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это

поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали

шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы.

Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные около шахматные игры,

например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

-Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте.

Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и

викторины для старших деток.

-Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес

возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

-Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо

запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не

воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

-Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от

карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он

заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент).

-В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях

(приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить

только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно

быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с

изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого – к сложному.

Практический материал

Стихи и загадки о шахматных фигурах (для обучения детей игре в шахматы)

Не люди, не звери,

не часы, а ходят… (шахматные фигуры)

Стоим рядом с королем,

но не путать нас со слоном

И с ладьей сравнить нельзя

Супер сильного….    (ферзя)

Мы ушасты и гривасты,

смело скачем сквозь огонь

Ну отгадывай, не хвастай

да конечно – это   (конь)

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берет наискосок

Ну конечно – это   (пешка)

Это правило известно

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого…   (ферзя)

Иногда король с ладьёй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют… (рокировкой)

На шапке - пика острая,

Завидна моя роль:

Всех выше, выше ростом я

Конечно, я…… (Король)

Вот внимательно гляди,

Башня круглая такая,

И бойницы сквозь зубцы.

По краям доски…. (Ладьи)

Люди их передвигают,

коротают вечера,

люди в шахматы играют

Гениальная игра.

Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край.

Восемь дружных встали в строй

Стерегут они покой…. (пешки)

Грива есть, но нет хвоста

Фигура эта не проста….. (конь)

По углам доски стоят

Украшают войска ряд…. (ладья)

Похвастаться можем

Красивым нарядом

И тем, что в строю

С королем всегда рядом…. (ферзь)

Стою на самом краю

Путь откроют – пойду

Только прямо хожу

Как зовут, не скажу…. (ладья)

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды….. (пешка)

Он наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути…. (слон)

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок….. (ферзь)

Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным… (конем)

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он … (король)

Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам… (ладье)

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Королю объявлен…(шах)

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой… (слон)

Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный… (пат)

Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь… (мат)

Используемая литература:

1. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

2. Сухин. И. Г. Задачи к курсу «Шахматы - школе»,  второй год обучения. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

3. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.:  АСТ: Кладезь, 2015.

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

6. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

7. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

8. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

9.Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам»-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Формирование коммуникативной деятельности детей посредством театрализованной игры»

Методическое обеспечение предназначено для занятий с детьми старшей группы с задержкой психического развития....

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста Тема: дидактическая игра Какие забавные эти игрушки!""

Цели:Воспитывать любовь к народному творчеству с помощью песенок, потешек, прибауток, народных игр.Заучивать небольшие потешки, развивать память, внимание.Задачи:Развитие согласованных движений кистей...

Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы Дидактическая игра « Варим куклам суп».

                  Дидактическая игра « Варим  куклам суп».Программное содержание.1.Уточнить словарь по теме « Овощи», ф...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей раннего возраста. Тема: Дидактическая игра «Какие забавные эти игрушки!»

Цели:Воспитывать любовь к народному творчеству с помощью песенок, потешек, прибауток, народных игр.Заучивать небольшие потешки, развивать память, внимание.Задачи:Развитие согласованных движений кистей...