Круглый стол по теме: « Организация детского экспериментирования в дошкольных группах»
статья на тему

Эксперименты в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_3.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

по теме:

« Организация детского экспериментирования в дошкольных группах»

воспитатель Храмова Н.В.

Методическое объединение для воспитателей дошкольных групп

г. Новый Уренгой

 2014 год

Цель: Расширять  знания педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.


Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Форма проведения : круглый стол.

Оборудование:     столы, стулья  для всех участников,  рекомендации,

План проведения:

  1. Вводная часть ( приветствие всех участников)
  2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в  группах).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Вводная часть.

Ведущий:  Добрый день, уважаемые коллеги!   Сегодня здесь собрались творческие , активные, просто интересные люди – настоящие профессионалы. Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о  развитии познавательно исследовательской  деятельности детей младшего дошкольного возраста  за нашим  круглом столе « Организация детского экспериментирования в разновозрастной группе ДОУ».

Ведущий: Но прежде чем приступить к обсуждению данного вопроса я  попросила бы вас  заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской  деятельности детей».

Ну а теперь мы приступим к обсуждению вопроса.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основного  понятия .  Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей  и явлений окружающего мира.

   Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он как и игра является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Метод  экспериментирования  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Дискуссионная часть

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

- Определим достоинства метода экспериментирования.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

  • Экспериментирование интегрируется с различными видами деткой деятельности:
  • - игровой (используем игры с элементами экспериментирования)
  • -трудовой (посади семечко, поливаем его и наблюдаем, что происходит)
  • -продуктивной (в процессе ИЗО деятельности, можно провести эксперимент по смешиванию красок, или получили результат эксперимента и зарисовали его (фиксация результата эксперимента)
  • -коммуникативной (в процессе эксперимента ставим исследовательскую задачу, прогнозируем результат, уточняем правила безопасности, формулируем выводы)
  • -чтение художественной литературы (прочитали о каком – то явлении, а потом провели эксперимент и проверили)

  • Способствует формированию интегративных качеств:
  • Любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;  
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Познание, коммуникация, ФЭМП,  безопасность, здоровье, художественное творчество.

  • Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

Ведущий :  Рассмотрим  основные виды   детского  экспериментирования  (по Н.Н. Поддьякову)

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

  • направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

  • направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Ведущий : Определим цели и задачи экспериментально-исследовательской  деятельности.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  •      Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
  •      Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  •      Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  •      Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  •      Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Ведущий :  Остановимся на  классификации экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте:

-опыты с растениями;

-опыты с животными;

-опыты с объектами неживой природы;

-опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

-в групповой комнате;

-на участке;

-на природе.

3.По количеству детей:

-индивидуальные (1-4 ребенка);

-групповые (5-10 детей);

-коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения:

-случайные;

-запланированные;

-поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

-эпизодические (проводимые от случая к случаю);

-систематические.

6.По продолжительности:

-кратковременные ( от 5 до 10 минут);

-длительные ( свыше 15 минут).

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

-однократные;

-многократные, или циклические.

8.По месту в цикле:

-первичные;

-повторные;

-заключительные или итоговые.

9.По характеру мыслительных процессов:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

-сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

-обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

-иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

-поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

-решение экспериментальных задач.

11.По способу применения в аудитории:

-демонстрационные;

-фронтальные.

Подведем итог классификации детского экспериментирования.

Ведущий: Следующий вопрос , на котором хотелось бы остановиться -  Особенности организации  проведения детского экспериментирования.

  • Особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности.
  • Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя обязать ребенка ставить опыты, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться чувство внутренней свободы.
  • Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
  • Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что время истекло, отведенное на эксперимент по плану.
  • В процессе детского экспериментирования не следует жестко  придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели и не приносит вреда.
  • Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
  • Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
  • Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Такой прием сделает знания детей более реальными и осознанными
  • Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

-работа руками детей;

-дробление одной процедуры на несколько мелких действий;

-совместная работа воспитателя и детей;

-помощь воспитателя детям;

-работа воспитателя по указанию детей

-допущение воспитателем неточности в работе.

  • В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
  • Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
  • Анализ результатов и формулирование выводов. Дети должны в непринужденной форме делиться с воспитателем радостью открытия.
  • Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей по их отношения к работе.

Ведущий:  Остановимся на оборудовании уголков экспериментальной деятельности и структуре  игры – занятия с элементами экспериментирования.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать т.

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

(  см таблицы)

  Структура игры-занятия  с элементами  экспериментирования

  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  • Определение типа вида и тематики экспериментальной деятельности.
  • Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
  • Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельно ( или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования с учетом изучаемой темы.
  • Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование  результатов эксперимента в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  • Анализ и обобщение результатов экспериментирования (при педагогической поддержке в раннем и  младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

Правила безопасности:

С водой: 

  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Пролил воду — не беда: тряпка под рукой всегда.
  • Фартук — друг: он нам помог, и никто здесь не промок.

Со стеклом: 

  • Со стеклом будь осторожен — ведь оно разбиться может.
  • А разбилось — не беда, есть ведь верные друзья:
  • Шустрый веник, брат-совок и для мусора бачок —
  • Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.

С песком: 

  • Если сыплешь ты песок — рядом веник и совок.

По окончании работы: 

  • Ты работу завершил?
  • Все на место положил?

Фиксация результатов опытов и экспериментов.

Для чего нужна фиксация результата опытов и экспериментов?

Для того, чтобы результата лучше запечатлелся  в памяти детей и мог быть воспроизведен в нужный момент. Во время проведения эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же результата эксперимента  участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций.

Вопрос: Методы и приемы.

  • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  • Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  • Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
  • Экспериментальные игры.
  • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  • Наблюдение природных явлений.
  • Использование энциклопедий.

Ведущий Для  поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Ведущий :  Содержание исследовательской деятельности детей.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей  решаются  следующие задачи:

  • Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
  • Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  • О способах исследования объекта.
  • О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Ведущий: Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде. 

Заключительная часть 

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас  еще раз заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской  деятельности детей» и сравнить результаты в начале  и в конце.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Приложение

ТЕСТ

«Что я знаю о познавательно-исследовательской деятельности детей»

Вопрос

Варианты ответов

1.

Выберите из предложенных видов-эксперименты для  детей 2-3 лет.

  • Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой;
  • извлечение звуков;
  •  эксперименты с магнитом
  • исследование поверхности предметов
  • игры - эксперименты с песком
  •  эксперименты с почвой

2.

Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе экспериментирования?

  • физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками.
  • любознательный, активный.
  •  овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

3.

Отличительная особенность в познании детей 2-3 лет?

  • Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями
  • Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

4.

Выберите из предложенных - формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет?

  • Наблюдение,
  • экспериментирование,
  •  исследовательская деятельность,
  •  конструирование,
  • развивающие игры,
  • отгадывание загадок,
  •  беседа,
  •  создание коллекций,
  • проектная деятельность,
  • проблемные ситуации
  • подвижные игры
  • дежурство

5.

Выберите из предложенных видов- эксперименты для  детей  4-5 лет

  • Эксперименты с природными объектами (состояние природных объектов в зависимости от удовлетворения их потребностей)
  • Эксперимент «Тонет -не тонет»

В ванночку с водой опускаем  различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

  • Эксперимент «Разноцветные шарики» (ознакомление со свойством воды, как возможность ее окрашивания- принимает цвет краски)
  • “ Куда делись чернила? ”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
  • “Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю).

6.

Назовите объекты  познания для детей 3-4 лет.

  • Рукотворный мир
  • Мир неживой природы
  • Мир живой природы
  • Предметы своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...

Круглый стол для воспитателей "Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча"

Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...

Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г.

Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г....

Круглый стол для родителей: «Организация детского питания»

Круглый стол для родителей:«Организация детского питания»...