Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г.
материал

Чернецкая Дарья Владимировна

Круглый стол для педагогов_ _Организация детского экспериментирования в дошкольных группах_ 2022 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малиновская СОШ филиал МКОУ "Глубоковская СОШ Завьяловского района" структурное подразделение детский сад

Подготовила:

Воспитатель Чернецкая Д.В.

Круглый стол для педагогов по теме: « Организация детского экспериментирования в дошкольных группах»

Цель: Расширять  знания педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.


Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Форма проведения : круглый стол.

Оборудование:     столы, стулья  для всех участников,  рекомендации,

План проведения:

  1. Вводная часть ( приветствие всех участников)
  2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в  группах).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Вводная часть.

Ведущий:  Добрый день, уважаемые коллеги!   Сегодня здесь собрались творческие , активные, просто интересные люди – настоящие профессионалы. Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о  развитии познавательно исследовательской  деятельности детей младшего дошкольного возраста  за нашим  круглом столе « Организация детского экспериментирования в разновозрастной группе ДОУ».

Ведущий: Но прежде чем приступить к обсуждению данного вопроса я  попросила бы вас  заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской  деятельности детей».

Ну а теперь мы приступим к обсуждению вопроса.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основного  понятия .  Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей  и явлений окружающего мира.

   Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он как и игра является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Метод  экспериментирования  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Дискуссионная часть

        

Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:

- Определим достоинства метода экспериментирования.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

  • Экспериментирование интегрируется с различными видами деткой деятельности:
  • - игровой (используем игры с элементами экспериментирования)
  • -трудовой (посади семечко, поливаем его и наблюдаем, что происходит)
  • -продуктивной (в процессе ИЗО деятельности, можно провести эксперимент по смешиванию красок, или получили результат эксперимента и зарисовали его (фиксация результата эксперимента)
  • -коммуникативной (в процессе эксперимента ставим исследовательскую задачу, прогнозируем результат, уточняем правила безопасности, формулируем выводы)
  • -чтение художественной литературы (прочитали о каком – то явлении, а потом провели эксперимент и проверили)

  • Способствует формированию интегративных качеств:
  • Любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;  
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Познание, коммуникация, ФЭМП,  безопасность, здоровье, художественное творчество.

  • Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

Ведущий :  Рассмотрим  основные виды   детского  экспериментирования  (по Н.Н. Поддьякову)

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

  • направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

  • направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Ведущий: Определим цели и задачи экспериментально-исследовательской  деятельности.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  •      Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
  •      Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  •      Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  •      Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  •      Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Ведущий :  Остановимся на  классификации экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1.По характеру объектов, используемых в эксперименте:

-опыты с растениями;

-опыты с животными;

-опыты с объектами неживой природы;

-опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

-в групповой комнате;

-на участке;

-на природе.

3.По количеству детей:

-индивидуальные (1-4 ребенка);

-групповые (5-10 детей);

-коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения:

-случайные;

-запланированные;

-поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

-эпизодические (проводимые от случая к случаю);

-систематические.

6.По продолжительности:

-кратковременные ( от 5 до 10 минут);

-длительные ( свыше 15 минут).

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

-однократные;

-многократные, или циклические.

8.По месту в цикле:

-первичные;

-повторные;

-заключительные или итоговые.

9.По характеру мыслительных процессов:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

-сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

-обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

-иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

-поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

-решение экспериментальных задач.

11.По способу применения в аудитории:

-демонстрационные;

-фронтальные.

Подведем итог классификации детского экспериментирования.

Ведущий: Следующий вопрос , на котором хотелось бы остановиться -  Особенности организации  проведения детского экспериментирования.

  • Особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности.
  • Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя обязать ребенка ставить опыты, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться чувство внутренней свободы.
  • Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
  • Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что время истекло, отведенное на эксперимент по плану.
  • В процессе детского экспериментирования не следует жестко  придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели и не приносит вреда.
  • Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
  • Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
  • Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Такой прием сделает знания детей более реальными и осознанными
  • Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

-работа руками детей;

-дробление одной процедуры на несколько мелких действий;

-совместная работа воспитателя и детей;

-помощь воспитателя детям;

-работа воспитателя по указанию детей

-допущение воспитателем неточности в работе.

  • В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
  • Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
  • Анализ результатов и формулирование выводов. Дети должны в непринужденной форме делиться с воспитателем радостью открытия.
  • Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей по их отношения к работе.

Ведущий:  Остановимся на оборудовании уголков экспериментальной деятельности и структуре  игры – занятия с элементами экспериментирования.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать т.

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

(  см таблицы)

  Структура игры-занятия  с элементами  экспериментирования

  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  • Определение типа вида и тематики экспериментальной деятельности.
  • Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте.)
  • Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельно ( или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования с учетом изучаемой темы.
  • Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование  результатов эксперимента в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  • Анализ и обобщение результатов экспериментирования (при педагогической поддержке в раннем и  младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

Правила безопасности:

С водой: 

  • Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
  • Пролил воду — не беда: тряпка под рукой всегда.
  • Фартук — друг: он нам помог, и никто здесь не промок.

Со стеклом: 

  • Со стеклом будь осторожен — ведь оно разбиться может.
  • А разбилось — не беда, есть ведь верные друзья:
  • Шустрый веник, брат-совок и для мусора бачок —
  • Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.

С песком: 

  • Если сыплешь ты песок — рядом веник и совок.

По окончании работы: 

  • Ты работу завершил?
  • Все на место положил?

Фиксация результатов опытов и экспериментов.

Для чего нужна фиксация результата опытов и экспериментов?

Для того, чтобы результата лучше запечатлелся  в памяти детей и мог быть воспроизведен в нужный момент. Во время проведения эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же результата эксперимента  участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций.

Вопрос: Методы и приемы.

  • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  • Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  • Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
  • Экспериментальные игры.
  • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  • Наблюдение природных явлений.
  • Использование энциклопедий.

Ведущий Для  поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Ведущий :  Содержание исследовательской деятельности детей.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей  решаются  следующие задачи:

  • Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
  • Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  • О способах исследования объекта.
  • О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Ведущий: Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде. 

Заключительная часть 

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас  еще раз заполнить тест « Что я знаю о познавательно – исследовательской  деятельности детей» и сравнить результаты в начале  и в конце.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Приложение

ТЕСТ

«Что я знаю о познавательно-исследовательской деятельности детей»

Вопрос

Варианты ответов

1.

Выберите из предложенных видов-эксперименты для  детей 2-3 лет.

  • Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой;
  • извлечение звуков;
  •  эксперименты с магнитом
  • исследование поверхности предметов
  • игры - эксперименты с песком
  •  эксперименты с почвой

2.

Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе экспериментирования?

  • физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками.
  • любознательный, активный.
  •  овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

3.

Отличительная особенность в познании детей 2-3 лет?

  • Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями
  • Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

4.

Выберите из предложенных - формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет?

  • Наблюдение,
  • экспериментирование,
  •  исследовательская деятельность,
  •  конструирование,
  • развивающие игры,
  • отгадывание загадок,
  •  беседа,
  •  создание коллекций,
  • проектная деятельность,
  • проблемные ситуации
  • подвижные игры
  • дежурство

5.

Выберите из предложенных видов- эксперименты для  детей  4-5 лет

  • Эксперименты с природными объектами (состояние природных объектов в зависимости от удовлетворения их потребностей)
  • Эксперимент «Тонет -не тонет»

В ванночку с водой опускаем  различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

  • Эксперимент «Разноцветные шарики» (ознакомление со свойством воды, как возможность ее окрашивания- принимает цвет краски)
  • “ Куда делись чернила? ”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
  • “Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю).

6.

Назовите объекты  познания для детей 3-4 лет.

  • Рукотворный мир
  • Мир неживой природы
  • Мир живой природы
  • Предметы своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)

Круглый стол для педагогов ДОУ  по изучению ФГОС дошкольного образования «Проблемы реализации ФГОС ДО»(презентация)...

Круглый стол для педагогов «Организация НОД с использованием конструктора Лего»

Круглый стол для педагогов «Организация НОД с использованием конструктора Лего»(в рамках работы экспериментальной площадке «Интеграция образовательных областей через технологию Лего ...

Круглый стол для педагогов "Организация педагогического процесса в период адаптации детей к ДОУ"

Предложенная форма проведения мероприятия предполагает повышение профессионального мастерства педагогов....

Круглый стол для родителей: «Организация детского питания»

Круглый стол для родителей:«Организация детского питания»...

Круглый стол с педагогами «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

laquo;Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»...