Инновационные коммуникационные технологии во взаимодействии участников образовательных отношений
статья на тему

Хейстонен Анна Олеговна

Статья  рассчитана на педагогов дошкольных учреждений, желающих повысить уровень активности  родителей во взаимодействии с ДОУ при помощи инновационных коммуникационных технологий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса, а также один из основных принципов современного дошкольного образования.

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада  (дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, родительские клубы и т. д.);  современные родители мало стали обращать на это внимание,  а информационные папки-передвижки в группах, объявления, остаются просто незамеченными,  пока воспитатель не обратит на них внимание.

Родители 21 века -  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (согласно ФГОС), особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

 С целью повышения своей компетентности  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей. В отсутствии грамотного путеводителя  можно дезориентироваться и получить сведения о пагубных для психического и нравственного развития ребенка методах воспитания, в связи с чем проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей.

Все чаще обмен информацией между педагогом и родителями идет через Интернет-ресурсы: почту, блог, сообщества, сайт детского сада, сайт группы, сайт воспитателя, группы вконтакте. Средства инновационных коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• уменьшение времени доступа родителей к информации;

•возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фото и видеоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями и педагогами;

• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы.

Таким образом, использование инновационных коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании.

Наша работа по использованию инновационных технологий в ДОУ начала своё существование с момента прихода новой группы детей (младшей) и проведения первого родительского собрания. В ходе общения с родителями вновь пришедших детей выяснили, что  не смотря на наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность получения информации о жизни ДОУ, проводимых мероприятиях, новостях, о коллективе детского сада: педагогах, специалистах, медицинском персонале, администрации; родителям группы не хватало информации о конкретно их группе, детях, актуальных консультаций, фоторепортажей жизни их детей. Кроме того, семьи отмечали недостаток времени на общение с педагогами, свою невнимательность к объявлениям на стендах в помещениях ДОУ  и группы. В тоже время родители очень воодушевленно откликнулись на предложение родительского комитета создать группу вконтакте, где ответственный человек будет информировать всех о мероприятиях группы. Мы, в свою очередь предложили вести в группе консультации, отвечать на интересующие вопросы психолого-педагогического и информационного характера. Уже через неделю группа заработала, а мы решили воспользоваться желанием родителей получать компетентную информацию и создать сеть информационных ресурсов нашей группы. Сюда вошли:

•        личное портфолио воспитателя;

•        группа в контакте

•        сайт группы

•        сайт ДОУ

Через некоторое время наибольшей популярностью стала пользоваться именно группа вконтакте.  Большинство родителей, по собственным признаниям, постоянно находятся в социальных сетях и им в поисках новостей и фотоотчетов с мероприятий нашей группы актуальнее и проще оказалось заглянуть на страничку вконтакте. Ещё одним плюсом стала возможность оставлять свои отзывы, комментарии, вопросы, делиться опытом и поддерживать друг друга (т.е. родитель может не только читать информацию, но и общаться с педагогом и другими родителями). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Мы, решив вести и контролировать процесс общения родителей в группе вконтакте, постарались направить это интернет –общение в  педагогическое, образовательное русло. Таким образом,  группа вконтакте стала для наших родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц группы родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Диапазон возможностей общения с родителями воспитанников через созданное интернет-сообщество широк. Мы для себя выделили несколько направлений, по которым и ведётся работа с родителями в группе вконтакте по настоящее время:

•        Доска объявлений;

•        Ящик предложений;

•        Неформальные записки;

•        Педагогическая копилка (обмен опытом);

•        Пособия;

•        Ежемесячные планы;

•        Отчёты о мероприятиях;

•        Полезная литература;

•        Консультации (индивидуальные и групповые);

•        Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ;

•        Фото и видеорепортажи;

•        Интернет – конкурсы.

В результате активной деятельности при работе с родителями в социальной сети вконтакте повысился их интерес не только к жизни детского сада, но и к воспитательно- образовательному процессу в целом. Видя и понимая необходимость и важность для детей активной позиции родителя по отношению к жизни ребёнка в ДОУ, родители начинают находить время для непосредственного участия в ней, а благодаря грамотному использованию инновационных коммуникационных технологий мы делаем эту деятельность популярной, рекламируя её в социальных сетях

Использование инновационных коммуникационных технологий во взаимодействии педагога  ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:

1.        Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

2.        Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

3.        Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;

4.        Повышение уровня доверия к педагогам группы;

5.        Повышение качества работы с родителями воспитанников;

6.        Реализация личностно-профессионального роста педагога;

7.        Популяризация деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

После проведённой работы, которая идёт и в настоящее время, мы разработали некоторые рекомендации педагогам, желающим последовать нашему примеру:

  • Необходимо помнить о защите персональных данных детей. (В состав персональных данных воспитанника, его родителя (законного представителя) входят - фотографии воспитанника). Для размещения фотографий воспитанников требуется письменное согласие родителя (законного представителя).
  • Обязательное обретение помощников из числа родительского комитета по обновлению записей в группе Вконтакте, размещению фото и видеоматериалов. (Работа с ИКТ требует наличия соответствующей техники и большого количества времени).
  • Вовлеченность двух педагогов группы с целью распределения обязанностей, создание доверительного отношения родителей ко всем педагогам группы.
  • При использовании личных страниц, портфолио обратить внимание на их содержание (они должны быть достойны: корректные фото и видеоматериалы, интеллигентная информация).
  • Систематичность работы с ИКТ является одним из важных условий поддержания интереса родителей
  • Для того чтобы привлечь внимание родителей , необходимо обозначить наиболее интересные с их точки зрения разделы (вопрос-ответ, конкурсы, видеоурок, и т.д.)
  • Необходимо наличие  достаточного количества выкладываемой информации, её достоверность, актуальность и лаконичность.

При внедрении инновационных коммуникационных технологий (в том числе и ведение социальных групп в интернете) в процесс взаимодействия педагога и семьи могут возникнуть и  трудности:

  • Нет необходимого технического оснащения группы,
  • Не существует локальная сеть внутри учреждения,
  • Требует достаточного количества времени,
  • Отказ родителей от вхождения в состав группы вконтакте,
  • Отказ от распространения фотографий с участием ребёнка в социальных сетях.

Несмотря на преграды и учитывая наши достижения, думаем не стоит пугаться трудностей. Лучше искать возможности для их преодоления, ведь мы это делаем с целью повышения эффективности процесса развития и воспитания детей.

Итак, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе инновационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Наилучшие результаты в развитии детей отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно!

Литература:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
  2. Смирнова З.Ю. Дистанционное образование: документы, идеи, опыт.
  3. Статья «Анализ посещения сайта» Н. Рудченко 2006г.
  4. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. М., 2008.
  5. Ловыгина Ю.И. Дистанционное обучение: программно-технические средства.
  6. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  7. Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
  8. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
  9. Интернет- сайт «Internet – Technologies» Статья «Сайтостроение от А до Я»
  10. Использование ИКТ в работе с родителями в ДОУ. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-v-dou
  11. Использование инновационных технологий в работе ДОУ семьёй. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/13/ispolzovanie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-rabote-dou-semyoy
  12. Использование ИКТ в работе с родителями ДОУ. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditeljami-dou.html
  13. Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате. http://logoportal.ru/primenenie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-detey-s-narusheniyami-rechi/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...

Ярмарка педагогических идей по взаимодействию участников образовательных отношений

¢На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании...

Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.

   Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...

Взаимодействие участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении

В статье изложены соображения по поводу семейного воспитания и опыт работы ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга....

Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений

Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений...

"Использование современных образовательных технологий при взаимодействии участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе"

Тема: «Взаимодействие участников образовательных отношений в коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР  с использованием современных технологий программы «Вдохновение»...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...