музыкальная гостиная
методическая разработка на тему

Юдина Альбина Витальевна

«ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx25.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Фольклор - народное творчество, чаще всего устное,  это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Люди, создавшие народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы  (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Приммер заклички «Ой, кулики» 

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Например игра «Гори, гори, ясно», «Ворон» и др.

А какие виды фольклора вы используете в своей работе с детьми?

Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

Прежде всего — это то, что, взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.

То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

   Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.


Виды народного фольклора

 Народные песни

Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура. Песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях. «Как у наших у ворот», «Со вьюном я хожу»

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Колыбельная

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам... Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Давайте разучим одну из таких песенок:

"У кота-воркота колыбелька хорошая.

Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Люли, люли, люли,

Прилетали гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как "Сон", "Дрема", "Угомон".

Русские танцы, хороводы

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения (ковырялочка, топотушки, вертушки) помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. На занятиях мы разучиваем такие хороводы: «Светит месяц», «На горе-то калина», «Сударушка», «Вологодские кружева»

Народные игры

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга или показать быстроту движений, ловкость.     Предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Гори,гори, ясно», «Ворон»

Календарные праздники

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Я вам хочу сейчас предложить поиграть на русских народных инструментах, организуем оркестр. «Русские наигрыши»

Викторина (игра) для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

Цель: Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества.  Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре.

Вопросы:

  1. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
  2. На каком литературном приеме построены колыбельные песни? (повторы)
  3. Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка? (пестушки) (Значит ласкать, гладить, прикасаться к ручкам, плечикам и т.д.)
  4. Что означает пестушка? (пестовать – значит няньчить).  
  5. Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?  (заклички)
  6. Как называют стихотворные обращения детей к животным?  (приговорки)

Киска, киска, киска, брысь

-На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет. (приговорка)

      Петушок-петушок

Золотой гребешок!

 Выгляни в окошко

-Дам тебе горошка. (приговорка)

  1. Как называют следующие выражения: «Витя-Витя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»  (дразнилки)
  2. Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?  (страшилки)
  3. Какая форма потешного фольклора обращает внимание на предметы и явления и их признаки? (загадки)
  4. Как называются игры «Каравай», «Колпачок» (хороводные)
  5. С чем связаны хороводные игры на Руси?  (с народными обрядами)
  6. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего в игре?  (считалки)
  7. Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».  (при купании)
  8. В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (одевание, кормление, купание, укладывание спать)
  9. В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? (петушок-золотой гребешок)
  10. В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным? (волк и семеро козлят)
  11. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

 

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...