Консультация для родителей "ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ, ВЫШЛА РОЖИЦА КРИВАЯ..."
консультация на тему

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут - картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке - прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rrrrr_1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовил воспитатель: Грищенко Е.С

ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ, ВЫШЛА РОЖИЦА КРИВАЯ...

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут - картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке - прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

ГОЛОВОНОГИ

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет - это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек - мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками - палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

ЧТО СКРЫВАЕТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Итак, предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет.  Не стоит торопить малыша комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: «Кого именно ты нарисовал?» и «Чем заняты все эти персонажи?» Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает?

Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый - темный»; «яркий - тусклый»; «спокойный – тревожный»; «агрессивный - доброжелательный»; «богатый – бедный» и так далее. Например, грустный - на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный - с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Смотрим далее. Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе.

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых; а лучше - игр в компании таких же малышей.

КОГО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ?

Обратите внимание на следующие детали:

- Члены семьи объединены каким-то общим делом - знак хорошей «погоды в доме».

- Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных – «сигнал» о своей изолированности в семье.  Родные отделены друг от друга перегородками - возможный признак проблем в общении.

- Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя - он «занимает много места в их жизни».

- На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?». Но бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя», ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

МАНЕРА ПИСЬМА

Не лишним будет проследить за манерой письма вашего художника.

-  Частые самоисправления - первый признак повышенной тревожности.

-   Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию - также признак боязни.

-  Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками - возможно, малыш чего-то боится.

-  Многочисленные украшения, множество деталей  в костюме  - желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

- Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка - ребенок  склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

- Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный - его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе - признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

- Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю - малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним  или требования,   предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

- Символы агрессии - большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая   поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент. Важно обратить внимание на преобладающий цвет на рисунке.

- Темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализе;

- зеленый - уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

- красный - сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

- желтый, оранжевый - положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

-  фиолетовый - фантазия, интуиция;

- коричневый - медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

- черный - подавленность, протест, настоятельная  потребность  в  изменениях;

-  серый - безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Точка, точка запятая".

Закрепить знание о строение человека; создать условия для активизации навыков общения детей; закрепить знание стихов к пальчиковым играм; формировать умение изображать с помощью изобразительных соедст...

Точка, точка, запятая…

Консультация для родителей...

План – конспект открытого комплексного занятия по уроку здоровья в средней группе для педагогов. ТЕМА: «ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ…»

Закреплять знания о строениитела человека.Развивать двигательную память ребенка, научить завоминать движения с одного показа. воспитывать доброжелательность друг к другу....

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Точка, точка, запятая"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Точка, точка, запятая"...

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»

Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...