Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой, деятельности и социально – коммуникативной адаптации «Точка, точка, запятая».
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Ильенко Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_tochka_zapyataya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 16 «Аннушка»

Программа

по выявлению и развитию у обучающихся способностей к  творческой,
деятельности и социально – коммуникативной адаптации

«Точка, точка, запятая»

Составитель:

Ильенко

Наталья Викторовна

                                                      2018 г.

Пояснительная записка.

Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.                  

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

А так же уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.

Цели и задачи программы.

Целью данной программы является: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и задатков, социально-коммуникативных навыков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным искусством.

Задачи программы:

Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.

Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.

Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.

Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.

Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.

Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.

Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.

Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

Обучающие:

  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитывающие:

  • Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность.
  • Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы.
  • Воспитывать умение ценить красоту.
  • Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру и к ИЗО.

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения детей.

Она дополняет дошкольную программу по изобразительному искусству и дает больше времени и возможностей для реализации творческих способностей.

В представленных материалах обобщён опыт многих педагогов по обучению детей изобразительному творчеству. При разработке программы учитывалось мнение детей и их родителей. Многим детям недостаточно занятий изобразительным искусством в детском саду. Чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и детей, для более заинтересованных ребят и была разработана данная программа. В отличие от типовых программ данная программа опирается на игровую деятельность. Именно через использование различных игр на занятиях ребёнок по-другому начинает воспринимать, понимать и творчески проявлять своё отношение к окружающему миру. А также учитываются потребности и интересы обучающихся, индивидуально-психологические особенности ребёнка и предоставляется право на свободу выбора.

Программа обучения в творческом ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Художественная деятельность детей на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала; знакомство с произведениями искусства; наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях; обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества; прослушивание литературных и музыкальных произведений.

 Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. В этой связи данная общеобразовательная программа весьма актуальна, так как современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей всеми качествами, без которых невозможно органичное существование человека в социуме.

Занятия являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребёнка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, терпение, искренность, честность. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический, социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.

Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, большое внимание уделяется знакомству детей с русским народным творчеством. Обучение основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Рисование развивает моторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, предположительно с января по май, после проведения диагностического обследования. Каждое занятие состоит из 5 частей. На каждую часть проведены следующие упражнения:

Приветствие: Упражнение «Как меня зовут», упражнение «Ласковое имя», упражнение «Какой  Я», упражнение «На что похоже мое настроение», «Какого цвета мое настроение», упражнение «Моя любимая сказка», игра «Комплименты», «Как я люблю отдыхать», игра «Подарки».

Разминка: Игра «Представь будто…», «Небесные загадки», игра «Летает-не летает», «Сказочные загадки», «Хитрые вопросы», игра «Быль или небыль», «Цветочная полянка», упражнение «Придумай предложение», упражнение «Придумай вопрос», игра «Отгадай предмет», «Мяч по кругу», «Загадки о животных»

Основная часть: «Дорисуй фигуру», «Придумай рассказ или сказку», игра «Мяч с путаницей», рисование «Чего на свете не бывает», упражнение «Волшебные кляксы », Логические задачки, игра «Узнай по описанию»,        упражнение «Пуговичная поляна», игра «Тренируем эмоции», упражнение «Мир фантазий», рисование «Моя мечта», игра «Назови, что бывает..», составление сказки «Про маленькую звездочку», изготовление и украшение звезды из теста, раскрасим звездочку и расскажем о ней, беседа о созвездиях, составление созвездий,  упражнение «Новые сказки», рисование иллюстраций к сказке, изображение сказочных героев, игра «Отыщем клад», игра «Геометрическое рисование», игра «Танграм», игра «Замри», игра «Художники», сочинение «Сказки с заданными словами», игра-фантазия «Как могло случиться…», упражнение «Представьте себя горным цветком», рисование чудесного цветка, упражнение «Угадай», игра «Изобретатели», игра «Веселые истории», «Забавные картинки», игра «Будь внимательным», «Нарисуй нелепицу», игра «Веселое превращение», упражнение «Представь себе», игра «Гусеница», рисование «Костюм для клоуна»,

Релаксация: Пластический этюд «Солнышко», Пластический    этюд «Грибочки», пластический этюд «Цветочек», упражнение «Звезда», упражнение «Солнечный зайчик», танец под «Вальс цветов» П.И. Чайковского, упражнение «Факиры»,

Завершение:  «Круг друзей», упражнение «Ладошки», упражнение «За что я хочу себя сегодня похвалить» , упражнение «Кто меня сегодня порадовал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг освоения программы выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Мониторингосвоения программы выявления и развития у обучающихся способностей кфизкультурно-спортивной деятельностиинструктора по физической культуре дошкольного образован...

Мониторинг освоения программы выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности инструктора по физической культуре на 2017-2018 учебный год

Приложение № 1      Мониторингосвоения программы выявления и развития у обучающихся способностей кфизкультурно-спортивной деятельностиинструктора по физической культуре д...

Программа выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Программавыявления и развития у обучающихся способностей кфизкультурно-спортивной деятельностиинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «...