«Программа по выявлению и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности 2018-2019
рабочая программа (младшая группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvorch_spos_2_ml_gr_18-19.docx228.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»

Протокол от «09» августа 2018 г. № 1


УТВЕРЖДЕНО

приказом МБДОУ

«Детский сад № 79 «Соловушка»

от «09» августа 2018 г. № 64-адм

Программа

по выявлению и развитие у воспитанников 3-4 лет

второй группы № 1 «Радуга»

способностей к творческой деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Воспитатель

Максимова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

п/п

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Нормативно-правовая база программы

5

1.1.2.

Цели и задачи

5

1.1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

6

1.1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного

8

процесса

1.1.5.

Содержание психолого-педагогической работы

11

1.1.6.

Взаимодействие воспитателя с семьей, социумом

15

1.1.7.

Планируемые результаты освоения программы

19

2.

Содержательный раздел

21

2.1.

Учебный план реализации программы

21

2.2.

Этапы программы

22

2.3.

Календарно-тематический планирование

23

2.4.

Содержание образовательной деятельности по развитию

28

творческих способностей воспитанников

3

Организационный раздел

84

3.1.

Требования к организации развивающей предметно-

84

пространственной среды

4.

Организация образовательного процесса по реализации

89

содержания регионального компонента

5.

Педагогическая диагностика (мониторинг развития

90

творческих способностей детей)

6.

Список литературы

95

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. Дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

  • четкое и ясное представление образов предметов; 

  • хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; 

  • способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; 
  • способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с  новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.

Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

1.1.1. Нормативно-правовая база программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. ФГОС ДО (Пр. Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.20013 № 26.

  1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детской сад № 79 «Соловушка» на 2018-2019 учебный год

1.1.2. Цели и задачи

Цель программы

Раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциал детей 3-4 лет в процессе творческой активности.

Задачи программы

  1. Формирование у детей интерес к творческой деятельности.

  1. Формирование личностно-значимые качества, способствующие реализации творческой личности.

  1. Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития творческих способностей детей.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет

  • возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям

  • другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников

являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

  • младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

  • младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Рабочая программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  • поддержки разнообразия детства;

  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;

  • полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 

Рабочая программа строится на методологических подходах и принципах определёнными ФГОС, основными положениями основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, парциальных программ:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации

  • практике дошкольного образования;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

  • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее

(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) развитие;

  • основывается на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, нормативных правовых актах,

регулирующих деятельность системы дошкольного образования;

  • направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

1.1.5. Содержание психолого-педагогической работы

Для успешной реализации рабочей программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,

  • соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

1.1.6. Взаимодействие с семьей, социумом

  • основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

         единый подход к процессу воспитания ребёнка; 

  • открытость дошкольного учреждения для родителей (законных
  • представителей); 

  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей); 

  • уважение и доброжелательность друг к другу; 

         дифференцированный подход к каждой семье. 

Основной целью взаимодействия с родителями (законными представителями)  является: 

  • Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в процесс развития творческих способностей детей.

Задачи:

1) формирование психолого-педагогических знаний родителей

(законных представителей) по развитию творческих способностей детей; 2) приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада;

  1. оказание помощи семьям воспитанников детского сада в развитии, воспитании и обучении детей;

  1. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Система работы воспитателя с родителями (законными представителями) включает:

  • ознакомление родителей (законных представителей) с результатами работы по развитию творческих способностей детей на родительских собраниях, в открытой образовательной деятельности;

  • ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы по развитию творческих способностей;

  • участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, конкурсах;

  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытой ООД.

Модель взаимодействия субъектов процесса развития творческих способностей воспитанников в детском саду

Социальные

партнеры

Воспитатели        Ребёнок        Семья

Педагоги

детского

сада

1.1.7. Планируемые результаты освоения программы

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих видах деятельности, к которым у них есть способности.

  1. Повышение уровня развития продуктивного творческого мышления детей.

  1. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

  1. Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию творческого мышления у детей.

  1. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план реализации программы

Образовательные

Виды деятельности

Вторая младшая

области

группа

Познавательное

Развитие воображения и творческой

1

развитие

активности

Формирование  представлений о

1

свойствах и отношениях объектов

окружающего мира

Общее количество в неделю

2

Продолжительность ООД

15 мин.

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей 3-4 лет рассчитана на 1 год, форма проведения – групповая, организация - игра-занятие, длительность 15 мин., 2 раза в неделю.

Всего – 72 игры-занятия.

Основное содержание организованной образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой носит игровой характер, насыщено разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Мониторинг.

Диагностика развития творческих способностей проводится два раза в год (стартовая – в сентябре 2019 г., итоговая – в апреле 2020 г.).

Формы подведения итогов программы - открытая образовательная деятельность, досуг.

2.2. Этапы программы

Программа осуществляется в 3 этапа.

1 этап – диагностический

Цель: выявление у детей 3-4 лет способностей.

Методика определения склонностей ребенка, автор: А. И. Савенков

2 этап – развивающий

Цель:        развитие        творческого        мышления,        воображения,        внимания        и

памяти ребенка.

Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; 

  угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; 

 воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части; 

  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов; 

  находить в двух и более объектах общие и различные признаки; 

  узнавать объект по описанию возможных действий с ним; 

  переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой; 

  • находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять). 

3 этап - заключительный

Цель: выявить результативность развивающей деятельности

Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 3-4 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев

Организация игры-занятия

Каждая игра-занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

  1. Основную часть, которая направлена на достижение цели и задач каждой игры-занятия занятия.

  1. Игра на повышение двигательной активности.

  1. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

  1. Ритуал прощания.

На каждой игре-занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал усваивается трудно, то он повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному. Например, на первой игре-занятии воспитатель рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На второй игре-занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). Взрослый – организатор среды.

2.3. Календарно-тематическое планирование программы

с детьми 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Кол-

п/п

во

часов

1.

Сентябрь

«Заштопай коврик»

Цель: развивать мышление, умение составлять

1

смысловые пары

2.

«Цвета-помощники»

Цель: учить детей запоминать слова, используя

1

вспомогательные цвета-помощники

3.

«Весёлый жонглёр»

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

умение находить одинаковые предметы

4.

«Пуговицы»

Цель: развивать восприятие цвета, величины

1

5.

«Бусы рассыпались»

Цель: развивать мышление, упражнять в

1

поиске закономерности

6.

«Чего не стало?»

Цель: развивать зрительную память

1

7.

«Помоги щенку»

Цель: развивать устойчивость  внимания

1

8.

«На что похожи

Цель: развивать воображение

1

фигурки?»

9.

Октябрь

«Куда едут дети?»

Цель: развивать мышление, умение находить

1

закономерность и объяснять свой выбор

10.

«Запомни пары

Цель: развивать зрительную память

1

картинок»

11.

«Найди отличия»

Цель: развивать концентрацию внимания

1

12.

«Волшебный

Цель: упражнять в составлении картинки из

1

квадрат»

геометрических фигур

13.

«Найди лишний

Цель: развивать мышление, умение объяснять

1

предмет»

свой выбор

14.

«Машинки»

Цель: развивать умение запоминать цвета и

1

фигуры

15.

«Неваляшки»

Цель: учить находить одинаковые предметы

1

16.

«Разноцветные дуги»

Цель: развивать воображение

1

17.

Ноябрь

«Подбери

Цель: развивать мышление, умение сравнивать

1

недостающий

и рассуждать

предмет»

18.

«Рассмотри

Цель: развивать наблюдательность, умение

1

картинку»

припоминать

19.

«Чего не хватает?»

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

умение сравнивать рисунки

20.

«Подбери фигуры»

Цель: развивать восприятие цвета и формы»

1

21.

«Что сначала, что

Цель: развивать мышление, умение

1

потом»

устанавливать правильную

последовательность событий

22.

«Цвета-помощники»

Цель: учить детей запоминать слова, используя

1

вспомогательные цвета-помощники

23.

«Деревенский

Цель: развивать внимание, упражнять в

1

дворик»

пространственном поиске

24.

«На что похожи

Цель: развивать воображение, умение

1

фигурки?»

придумывать оригинальное решение

25.

Декабрь

«Кому что нужно?»

Цель: развивать мышление, умение соотносить

1

предметы по смыслу

26.

«Сосчитай и

Цель: развивать умение запоминать

1

запомни»

количество предметов в группах

27.

«Найди одинаковые

Цель: развивать концентрацию внимания

1

предметы»

28.

«Что перепутал

Цель: развивать зрительное восприятие,

1

художник?»

умение находить несоответствия

29.

«Подбери

Цель: развивать мышление, умение сравнивать

1

недостающий

и рассуждать

предмет»

30.

«Рассмотри

Цель: развивать наблюдательность, умение

1

картинку»

припоминать

31.

«Найди отличия»

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

зрительное восприятие

32.

«Волшебный

Цель: развивать воображение

1

карандаш»

33.

Январь

«Что сначала, что

Цель: развивать мышление, умение

1

потом»

устанавливать правильную

последовательность событий

34.

«Фигуры-

Цель: учить запоминать слова, используя

1

помощники»

вспомогательные геометрические фигуры-

помощники

35.

«Что изменилось?»

Цель: развивать умение сравнивать рисунки и

1

находить отличия

36.

«Построй по росту»

Цель: развивать умение строить предметы в

1

ряд по высоте

37.

«Такие разные

Цель: развивать мышление, умение обобщать,

1

карандаши»

составлять последовательную цыпочку

38.

«Каскад слов»

Цель: развивать слуховую память

1

39.

«Найди цифры»

Цель: упражнять в пространственном поиске

1

40.

«На что похожи

Цель: развивать умение  придумывать

1

фигурки?»

оригинальное решение

41.

Февраль

«Подбери

Цель: развивать мышление, умение сравнивать

1

недостающий

и рассуждать

предмет»

42.

«Кто спрятался?»

Цель: развивать зрительную память

1

43.

«Разноцветные

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

чашечки»

умение соотносить предметы по цвету, форме,

размеру

44.

«Найди и закрась»

Цель: развивать восприятие формы и цвета

1

45.

«Найди лишний

Цель: развивать мышление, умение выделять

1

предмет»

общий признак

46.

«Фигуры-

Цель: учить запоминать слова, используя

1

помощники»

вспомогательные геометрические фигуры-

помощники

47.

«Найди отличия»

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

зрительное восприятие

48.

«Что делают мальчик

Цель: развивать воображение

1

и девочка?»

49.

Март

«Составь группы»

Цель: развивать мышление, умение

1

группировать предметы по определённому

признаку

50.

«Рассмотри

Цель: развивать наблюдательность, умение

1

картинку»

припоминать

51.

«Зайчик и морковка»

Цель: развивать устойчивость внимания

1

52.

«Сравни предметы»

Цель: развивать восприятие величины, размера

1

предмета

53.

«Что сначала, что

Цель: развивать мышление, умение

1

потом»

устанавливать правильную

последовательность событий

54.

«Запомни слова»

Цель: развивать слуховую память

1

55.

«Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость внимания

1

56.

«Котята»

Цель: развивать воображение, умение мимикой

1

и движениями изобразить разных котят

57.

Апрель

«Семья»

Цель: развивать мышление, умение

1

классифицировать

58.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память

1

59.

«Найди одинаковые

Цель: развивать внимание, умение сравнивать

1

предметы»

60.

«Незаконченные

Цель: развивать целостность восприятия

1

рисунки»

61.

«Найди лишний

Цель: развивать мышление, умение выделять

1

предмет»

общий признак

62.

«Рисунки-

Цель: развивать умение запоминать

1

помощники»

словосочетания с помощью рисунков

63.

«Лабиринт»

Цель: развивать устойчивость внимания

1

64.

«Волшебные очки»

Цель: развивать воображение, умение

1

находить необычные решения

65.

Май

«Составь группы»

Цель: развивать мышление, умение выделять

1

общий признак

66.

«Сосчитай и

Цель: развивать умение запоминать

1

запомни»

количество предметов

67.

«Найди отличия»

Цель: развивать концентрацию внимания,

1

зрительное восприятие

68.

«Сравни предметы»

Цель: развивать мышление, умение сравнивать

1

и рассуждать

69.

«Кто где живёт?»

Цель: развивать устойчивость внимания

1

70.

«Что перепутал

Цель: развивать зрительное восприятие

1

художник?»

71.

«Найди и вычеркни»

Цель: развивать устойчивость внимания

1

72.

«На что похожи

Цель: развивать воображение, умение

1

рисунки?»

абстрагироваться

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства логопедического кабинета, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада:

  1. содержательно насыщенная Включает оснащение:

Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы Средства обучения (в т. ч. технические)

Соответствующие материалы (в т. ч. расходные) Оборудование и инвентарь

  1. трансформируемая

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

  1. полифункциональная

Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов

  1. вариативная
  2. доступная
  3. безопасная

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе в соответствии с рабочей программой обеспечивает:

  • экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с крупой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной деятельности детей.

Обстановка, созданная в группе, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей среднего дошкольного возраста организуется таким образом, чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

Игровое оборудование и пособия во второй младшей группе № 1 «Радуга» на 2018-2019 учебный год

Тип

Центр развития

Наименование

п/п

оборудо

вания

1.

«Центр

Лото, домино в картинках

2.

познавательного

Наборы иллюстраций с изображением деятельности детей

развития»

и взрослых в различное время суток

3.

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы

картинок

4.

Макет проезжей части

5.

Полифункциональныематериалы

Макет светофора

13.

Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного

6.

Матрешка

7.

Сборные-разборные игрушки

8.

Наборы разрезных картинок

9.

Кубики с предметными картинками

10.

Набор: грибочек-втулочка на стойке

11.

Разные виды мозаики

12.

Набор шумовых коробочек

развития

14.

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в

картинках»

15.

Фланелеграф

16.

Набор материалов, связанных с тематикой ОБЖ

17.

Набор материалов, связанных с тематикой ППД

18.

«Центр

Емкости для измерения, пересыпания, хранения,

эспериментиро-

исследования

19.

оперированияпредметы

вания»

Набор трубочек для просовывания

20.

Подносы

21. м

Набор магнитов

22.

Игрушки

Поролоновые губки разного размера и цвета

23.

Игрушки со светозвуковым эффектом

24.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

25.

Материалы для пересыпания

26.

Набор для экспериментирования с водой

27.

Игрушки мелкие пластмассовые, резиновые

28.

Набор для экспериментирования с песком

29.

Формочки, емкости разного размера

30.

Предметы-орудия для переливания и вылавливания

31.

Предметы-орудия для пересыпания

32.

«Центр

Дидактическая кукла с набором одежды по времени года

33.

Полифункциональные

природы»

Макет «На лугу»

34.

материалы

Игротека экологических развивающих игр

35.

Наборы картинок-пейзажей по времени года

36.

Игрушки животных средних размеров

37.

Календарь природы

38.

Наборы муляжей овощей и фруктов

39.

Наборы  иллюстраций  с  изображением  зверей  и  птиц,

насекомых

40.

Наборы иллюстраций с изображением растений

41.

Дидактическая игра «Обитатели леса»

42.

«Цент

Фигурки для обыгрывания построек

43.

конструировани

Конструктор напольный

44.

я»

Настольный конструктор

45.

Схемы-образцы построек разной сложности

46.

«Центр

Наборы иллюстраций взрослых и детей, их действий по

социально-

отношению друг к другу

47.

Игрушки - предметы

коммуникативно

Наборы сюжетных картинок

48.

оперирования

го развития»

Куклы  средние  (20  -  35  см)  разные,  с  гендерными

признаками

49.

Набор иллюстраций с ярко выраженным эмоциональным

состоянием

50.

«Центр

Коврики массажные

51.

физического

Обруч

52.

развития»

Мяч резиновый

53.

Колечки с лентами

54.

Нестандартное физкультурное оборудование

55.

Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)

56.

Флажки

57.

Корзина для метания мячей

58.

Сухой бассейн

59.

Поли

функ

циональны

«Центр игры»

Наборы сюжетных картинок, изображающих животных и

птиц, их детенышей

60.

Набор столовой посуды  (крупной и  средней)

61.

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

62.

Миски (тазики)

63.

Ведерки

64.

Набор инструментов (пластмассовых)

65.

Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек

66.

Набор продуктов для завтрака - обеда

67.

Комплект кукольных принадлежностей

68.

Русские народные игрушки и дидактические игрушки,

выполненные в народном стиле

69.

Куклы, представляющие разные профессии (врач, солдат)

70.

Игрушечный набор доктора

71.

Куклы крупные (35 - 50 см)

72.

Куклы средние (20 - 35 см) разные

73.

Грузовик (крупный), позволяющий детям садиться на

него верхом

74.

Автомобили грузовые и легковые большого и среднего

размера

75.

Кукольные коляски, соразмерные куклам

76.

Сумки, корзинки, рюкзачки

77.

Телефон

78.

Кукольная кровать (крупная, для куклы 35 - 50 см)

79.

«Центр театра»

Наборы зверей и птиц, объемные и плоскостные

(пластиковые, деревянные, 10 - 15 см)

80.

Игрушки-

персонажи

Набор наручных кукол

81.

Ширма настольная для театра

82.

Декорации (печь, дом, пенек)

83.

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на

подставках: сказочные персонажи

84.

Набор масок сказочных животных

85.

Аксессуары сказочных персонажей

86.

Игрушки - предметы

«Центр музыки»

Игрушки-музыкальные инструменты

87.

оперирования

Неозвученные музыкальные инструменты

88.

Альбом с изображением музыкальных инструментов

89.

Телевизор

90.

Стационарный медиаплеер

91.

Аудиозаписи: детские песни, классические музыкальные

произведения, произведения народной музыки,

колыбельные, записи звуков природы

92.

«Центр книги»

Произведения русского фольклора: частушки, потешки,

Полифункциональные

песенки.

93.

Народные сказки о животных

94.

материалы

Произведения русской и зарубежной классики

95.

Стихи, рассказы, сказки современных авторов

96.

Набор игрушек для обыгрывания содержания

литературного произведения

97.

Наборы иллюстраций к детским произведениям

98.

Наборы иллюстраций по обобщающим понятиям

99.

Набор портретов писателей и поэтов

100.

«Центр

Альбом с изображением произведений декоративно-

художественно-

прикладного искусства

101.

эстетического

Скульптуры малых форм

102.

развития»

Произведения народного искусства: предметы быта,

глиняная посуда

103.

Заготовки для рисования

104.

Альбомы

105.

Бумага

106.

Гуашь

107.

Цветные карандаши

108.

Круглые кисти (беличьи, колонковые)

109.

Подставки под кисти

110.

Щетинные кисти для клея

111.

Пластилин

112.

Доски для пластилина

113.

Мольберт магнитный

114.

предметыоперирования

«Центр

Картинки, обозначающие каждого ребенка

115.

Игрушки -

дежурства»

Фартуки, шапочки

116.

Алгоритм выполнения трудовых действий дежурными

  1. Педагогическая диагностика (мониторинг развития творческих способностей детей)

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев

  1. Методика «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Воспитатель, показывая ребенку картинку, говорит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ-яснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

  • ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

  1. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2

балла.

  1. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4

балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру-гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари-совать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

  1. Методика «Складная картинка»

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая

четыре сгиба (размер 10 * 15 см).

Инструкция к проведению.

Воспитатель, предъявляя ребенку картинку, говорит: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

  • ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.

Всего – 15 баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.

  1. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.

  1. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию

(«Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото-рую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала по-хожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

  1. Методика «Как спасти зайку»

Основание. Надситуативно-преобразовательный творческих решений.


характер

Цель. Оценка способности превращения задачи на выбор в задачу на прео-бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика, говорит: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных.

  • ходе  обследования  фиксируются  характер  ответов  ребенка  и  их

обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе

  • ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Методика определения склонностей ребенка, автор: А. И. Савенков

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов и способностей ребенка.

Возраст: дети 5-7 лет

Инструкция: Работа проводится в два этапа.

Первый этап  заполнение листа ответов (36 вопросов) на каждого ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно, ставьте в соответствующей клетке (-); свойственно, но выражено не ярко (+); если качество выражено ярко и этим он заметно отличается от своих сверстников (++).

Второй этап  опрос родителей. Его можно провести индивидуально или коллективно (на родительском собрании). Для обдумывания ответа вполне достаточно 12-15 секунд.

Инструкция для родителей: для того, чтобы вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственное имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно вашему ребенку, ставьте знак (-); если свойственно, но выражено не ярко (+); если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов:

  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

  1. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

  1. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.

  1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

  1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  1. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

  1. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

  1. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

  1. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  1. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  1. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

  1. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

  1. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  1. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  1. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

  1. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

  1. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  1. Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше.

  1. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  1. Легко общается с детьми и взрослыми.

  1. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

  1. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  1. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  1. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  1. Инициативен в общении со сверстниками.

  1. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев их переживания и чувства.

  1. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

  1. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  1. Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  1. Способен по-разному подойти к одной же проблеме.

34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

35. Легко входит в роль какого – либо персонажа.

36.Бегает быстрее всех в детском саду.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

1.Интеллек-

2. Академических

3.Творческого,

4.Общение и

5.Художест-

6.Двигательная

туальная

достижений

продуктивного

лидерство

венная

мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности.

Лист ответов

___________________________

__________

Фамилия, имя

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

  1. Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости. // Основные современные концепции творчества и одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997 – с. 275-294.

  1. Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.

  1. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –

СПб., 1998.

  1. Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий для старших дошкольников. Барнаул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.

  • М.: Педагогическое общество России, 1999. - 22 с.

  1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,

1997.

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  1. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Приложение 1

Лексические темы по развитию речевых творческих способностей детей 4-5 лет

№ п\п

Тема

Период

1

«Наше тело»

2

«Продукты питания»

Сентябрь

3

«Овощи»

Октябрь

4

«Осень»

5

«Фрукты»

6

«Лес. Грибы»

7

«Одежда»

8

«Обувь»

Ноябрь

9

«Игрушки»

10

«Посуда»

11

«Зима»

12

«Домашние животные зимой»

Декабрь

13

«Дикие животные зимой»

14

«Новый год»

15

«Мебель»

16

«Транспорт»

Январь

17

«Профессии на транспорте»

18

«Зимующие птицы»

19

«Зимующие птицы» (продолжение)

Февраль

20

«Зимние забавы»

21

«День защитника Отечества»

22

«Почта»

23

«8 Марта»

Март

24

«Одежда»

25

«Весна»

26

«Сад-огород»

27

«Мебель» (повторение)

Апрель

28

«Космос»

29

«Правила дорожного движения»

30

«Насекомые»

31

«Дом»

32

«Форма и размер предметов»

Май

  1. «Времена года. Лето»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей  к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году...

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году...