Проектная деятельность «Яблоня на нашем участке»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Проектная деятельность " Яблоня на нашем участке" для  детей 3-4 лет. Долгосрочный проект (с сентября по май), состоит из 4 этапов. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность «Яблоня на нашем участке»

Составитель: Новикова Наталья

Цель: Формирование основ экологической культуры во второй младшей группе.

Задачи:

1. Расширять представления детей о  дереве  - яблоне, о её значении в жизни человека.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи яблони с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками по теме.

4. Учить детей отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Развивать у детей познавательную активность.

6. Активизировать и обогащать словарь.

7. Воспитывать любовь к  природе, бережного к ней отношения.

Этапы

1этап – Осень.

2 этап - Зима.

3 этап – Весна.

4 этап - Подведение итогов.

Участники проекта:

-Педагоги

-Дети 3-4лет

-Родители

Содержание проектной деятельности

Этапы

проекта

Образовательные  области

Формы работы

 I. Осень

Познавательное развитие

Прогулка № 1«Наблюдение за состоянием погоды»,  (приложение 1).

ЗОМ

«Знакомство с яблоней осенью», (приложение 2).

«Знакомство с яблоком и грушей», (приложение 3).

РЭМП

«Много, мало, один», (приложение 5).

Речевое развитие

Развитие речи

«Дерево-яблоня», (приложение 4).

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Разукрасим яблоко»,  (приложение 6).

 Лепка

«Яблоки»,( приложение 7).

Социально-коммуникативное развитие

ОБЖ

«Береги природу».

II. Зима

Познавательное развитие

Прогулка № 2

«Яблоня зимой», (приложение 8).

ЗОМ

«Кормушки для птиц», (приложение 9).

РЭМП

«Ориентировка в пространстве», (приложение 10).

Речевое развитие

Развитие речи

 «Кто прилетает на кормушку?», (приложение 11).

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Дерево зимой», (приложение 12)

Лепка

«Птички прилетели на кормушки», (приложение 13).

Аппликация

«Фрукты на тарелке», (приложение 14).

Социально-коммуникативное развитие

Работа с родителями

«Сделай кормушку для птиц.

III. Весна

Познавательное развитие

Прогулка №3 

«Наблюдение, что произошло на нашем участке», (приложение 15).

ЗОМ

«Весенние изменения в природе», (приложение 16).

«Знакомство с жуком», (приложение 17).

РЭМП

«Сравнение двух предметов по высоте», (приложение 18).

Речевое развитие

Развитие речи

«Жук»,(приложение 19).

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Разноцветные цветы», (приложение 20).

Лепка

«Солнце светит нашей яблоне», (приложение 21).

Социально-коммуникативное развитие

ОБЖ

«Зачем нужны насекомые».

IV.

Подведение итогов.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Проведение праздника

Кукольный спектакль, (приложение 22).

Дидактические игры

«Когда это бывает».

«Расставь по порядку».


                                                                                                                        Приложение 1

Прогулка № 1

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель: учить определять время года по характерным признакам.  

Ход   наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев пожелтели листья.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время осенью зовется.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

«Береги предмет».

Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

                                                                                                                           Приложение 2

ЗОМ

«Знакомство с яблоней осенью».

Цель: знакомство детей с яблоней и обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Задачи:

1. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

2. Закреплять:

  • представления детей о деревьях;
  • знания детей о природных изменениях осенью;

3. Развивать:

  • умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов;
  • внимание, память, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Ход занятия

- Ребята, скажите, что изображено на картине? (Дерево)

- Правильно это дерево, а кто знает как оно называется?(Яблоня)

- А как вы догадались что это яблоня?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года изображено на картине? (Осень)

- А как вы догадались, что это осень? ( На деревьях желтые листочки)

- Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)

- Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

- Ребята, а вы знаете что такое листопад?

- Вы уже сказали что осенью листья  на деревьях желтеют, дует ветер и листья отрываются от веток и летят на землю – это и называется листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Воспитатель кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист .

                                                                                                                        Приложение 3

ЗОМ

«Знакомство с яблоком и грушей»

Цель: дать детям представление о фруктах яблоко, груша.

Задачи:

1. Уточнить знания о овощах.

2.Развивать сенсорные ощущения детей.

3. Продолжать формировать умение слушать воспитателя.

Ход занятия

Стук в дверь. На пороге стоит корзинка.

-Что это? (корзинка). Посмотрите , какая она? (большая). Ребята, а как вы думаете, что можно положить в нее? (ответы детей) . Ой, а тут письмо с загадками. Послушайте:

1. Я на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)

2. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

Достать фрукты из корзины на поднос.

-Молодцы, ребята! Отгадали загадки.

-Что это? Как можно назвать одним словом? (фрукты)

-Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)

- Деревья, на которых растут фрукты называются фруктовые. ( фруктовые  –  это слово повторить хором). Фруктовые деревья растут в саду.

Игра  «Волшебный мешочек»

- А сейчас мы с вами поиграем. У меня в мешочке много разных фруктов. Хотите узнать, какие там фрукты? Элина, подойди ко мне. Опусти руку в мешочек, возьми фрукт, но не вытаскивай. Сначала попробуй угадать, какой он? ( круглое, овальное, маленькое, большое).

Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                                       Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                                        Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами.        Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор,                                              Ударяют» молотком.

Заводили разговор.

                                                                                                                           Приложение 4

Развитие речи

 «Дерево – яблоня»

Цель: Ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей, обучение ответам на вопросы простым предложением.     О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина стр.52

                                                                                                                           Приложение 6

Рисование

«Разукрасим яблоко».

Программное содержание. Учить детей закрашивать предмет не заходя за контур. Учить набирать краску на кисть, обмакивать её всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю прикосаясь ворсом к краю баночки. Продолжать знакомить с цветами.

                                                                                                                           Приложение 7

Лепка

«Яблоки»

Программное содержание.  Упражнять в лепке предметов круглой формы. Учить аккуратно работать с пластилином. Продолжать знакомить с цветами.

                                                                                                                           Приложение 8

Прогулка № 2

 «Яблоня зимой»

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   прогулки

 Обратить внимание детей на красоту зимнего дерева,  объяснить детям, что в морозные дни ветки  деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Подвижные   игры

  1. «Трамвай» - развивать умение детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
  2. «Попади в круг» - развивать у детей умение метать в цель ;ловкость; глазомер

                                                                                                                           Приложение 9

ЗОМ

«Кто прилетает на кормушку».

Цель: познакомить детей с птицами, которые садятся на кормушку или ожидают корм вблизи неё. Вызывать интерес к поведению птиц. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Т. Н. Зенина стр. 90

                                                                                                                         Приложение 10

РЭМП

 «Ориентировка в пространстве».

Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнение 2 групп предметов, разложенных в ряд; пользоваться словами: столько, сколько, поровну.

В. П. Новикова стр.32

                                                                                                                         Приложение 11

Развитие речи.

«Кормушка для птиц».

Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины.

О. Е. Громова Г. Н. Соломатина стр. 76

                                                                                                                         Приложение 12

Рисование.

«Дерево зимой».

Цель: учить детей создавать в рисование образ дерева; рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно во весь лист. Продолжать учить рисовать красками.

Т. С. Комарова стр.50

                                                                                                                  Приложение 13

Лепка

«Птички прилетели на кормушки».

Цель: продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образ птицы, правильно передовая форму тела, головы, хвоста. Закреплять приёмы лепки Закреплять умение рассказывать , о том что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность, развивать воображение.

Т. С. Комарова стр.67

                                                                                                                   Приложение 14

Аппликация

«Фрукты на тарелке».

Цель: Закреплять знания детей о форме  предметов. Закреплять правильные приёмы наклеивания (брать на кисть не много клея и наносить его на всю поверхность формы).

Т. С. Комарова стр.35

                                                                                                                   Приложение 15

Прогулка№3.

«Наблюдение , что произошло на нашем участке».

Цель: учить определять время года по характерным признакам.  

Ход   наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, какое солнышко(яркое , жёлтое, тёплое), отметить что солнце пригревает, погода ясная, тёплая, солнечная.

Обратить внимание детей на яблоню на нашем участке, на ветках начали набухать почки. Птицы весело летают в небе.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя.

«Солнышко и дождь».

Цели: -учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

                                                                                                                   Приложение 16

ЗОМ

 «Весенние изменения в природе».

Цель: знакомить детей с изменениями в природе.

Задачи:

1. Формировать представление о том, что весной солнце не только светит, но и греет.

2.Формировать представление о том, что на деревьях появляются почки, листья, цветы.

3. Познакомить детей со свойствами воды.

Ход занятия

Дети проходят в игровой уголок и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня ребята мы пришли в гости к кукле Маше. Давайте поздороваемся с Машей. Здравствуй Маша (вместе с детьми). Маша мы с ребятами хотели пригласить тебя сегодня погулять. На улице весна, а ты сидишь дома. Маша ты знаешь, что такое весна?

Кукла (Воспитатель имитирует ответ куклы): Нет

Воспитатель показывает картину на которой изображена весна : Я хочу рассказать вам и Маше, что такое весна.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Стало солнце припекать,

И вокруг все согревать.

Начал таять вдруг снежок,

Превратился в ручеек.

Весело он зажурчал,

По дорожке побежал.

Травка стала зеленеть,

Птички стали громко петь.

Превратились почки

В зеленые листочки.

Рады звери, рады птицы,

Рада вся детвора.

Весна идет,

Всех гулять зовет.

Воспитатель:  Ребята, что бывает весной? Посмотрите на картинку и скажите.

Ответы детей. (солнышко, ручеек, лужи, травка, листочки, птички поют)

Воспитатель: Маша, теперь ты поняла, что такое весна? (кукла кивает) Пойдешь с нами гулять?

Ребята давайте поможем Маше одеться.

Игра « Оденем Машу на прогулку»

Воспитатель приглашает выбрать из набора одежды, одежду для прогулки весной.

Подвижная игра «Веселый воробей»

Воробей с дерева

На дорогу прыг! ( Дети прыгают)

Больше нет мороза-

Чик- чирик! ( Дети прыгают и чирикают)

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, ( Дети произносят « ЖЖЖЖЖЖ!»)

Ине зябнут лапки-

Скок-скок-скок! ( Дети прыгают)

Высохнут овражки-

Прыг,прыг, прыг! (Дети прыгают)

Вылезут букашки-

Чик- чирик! (Дети чирикают)

                                                                                                                         Приложение 17

ЗОМ (на улице)

«Знакомство с жуком»

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых.

Задачи:

1. Учить наблюдать за насекомыми.

2. Развивать интерес к насекомым.

3. Учить детей бережно относится к природе.

Материал: лупы, пинцеты,  небольшие контейнеры, картинки с изображением жуков.

Предварительная работа с детьми: воспитатель знакомит детей с лупой и щипцами, рассказывает о назначение этих предметов.

Ход работы

Воспитатель раздает на улице детям лупы. Дети вместе с воспитателем рассматриваюм ствол яблони через лупу и без лупы, обсуждают в чем разница. У основания дерева воспитатель замечает майского жука, сажает его в банку при помощи щипцов. Дети наблюдают за ним рассматривают через лупу, называют цвет, части тела, размер.

Развитие мелкой моторики.

Воспитатель раздает детям щипцы и контейнеры и просит собрать маленькие камушки.

Подвижная игра "Жук".

- По дороге жук – жук, по дороге черный (дети ходят по гругу)

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

- Он на спинку упал, лапками задвигал, (детиприсаживаются на корточки, двигая руками перед собой)

Крылышками замахал (встают, делают махи руками)

Весело запрыгал  (прыгают на месте),

Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

- Птичка!(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

Воспитатель: Ребята как вы думаете можно забрать жука в группу или лучше отпустить его на волю?

(ответы детей)

                                                                                                                         Приложение 18

Развитие речи.

 «Жук».

Цель: ознакомление с внешними признаками жука, особенностями его строения, окраски, питания; активное употребление в лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме.

О. Е. Громова Г. Н. Соломатина стр. 116

                                                                                                                         Приложение 19

РЭМП

«Сравнение двух предметов по высоте».

Цель: учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: выше-ниже, сравнивать предметы по величине.

В. П. Новикова стр.74

                                                                                                                  Приложение 20

Рисование

«Разноцветные цветы».

Цель: познакомить детей с  нетрадиционным способом рисования  «штампы», передать красоту цветения яблони на бумагу.

                                                                                                                    Приложение 21

Лепка

«Солнце светит нашей яблоне».

Цель: продолжаем формировать у детей представление о весенних изменениях в природе.

Задачи:

1. продолжать учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Формировать интерес к работе с пластилином

Материал: Листы картона синего или голубого цвета формата А5; пластилин желтого цвета.

Прием лепки: Размазывание.

Ход занятия

 Перед началом занятия подготовьте основу — «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Прочитайте стихотворение  про солнышко:

Солнышко, солнышко,

 Выгляни в окошко;

 Любят тебя детки,

 Детки-малолетки.

- У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Нашей яблони хочется тепла, чтобы поскорей распустились на ней цветочки. Давайте поможем нашей яблоне, посмотрите солнышко  светит  слабо, совсем не греет. Как  вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи — вот так.

Предложите нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону — так получается солнечный луч.

- Вот какой получился луч! Давай сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!

Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).

Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко — золотое донышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (Бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями.)

А сугробы тают, тают.    (Приседают).

А цветочки подрастают. (Поднимаются, руки вверх).

                                                                                                                         Приложение 22

Яблонька

(Кукольный спектакль)

 

Ведущий.      Таня яблоньку сажала
И водичкой поливала.
Таня поливает яблоньку.
Таня.        Вот и осень наступила,

Яблочки позолотила.
Буду яблочки срывать,
Чтобы деток угощать.

Таня (обращается к детям). Ребятки, я
пойду за корзиночкой, а вас прошу при-
смотреть за яблонькой, чтобы яблоньку не
обижали, чтобы яблочки не рвали.

Таня уходит, появляется Медведь.

Медведь.      Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Мишеньке понравится.

Ведущий (обращается к детям).

Ребята,  давайте  прогоним  Мишку,   будем

лаять, как собачки. Он испугается и убежит.
Дети лают.

Медведь.       Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.

Медведь убегает, появляется Лиса.

Лиса.        Что за чудо вижу я?

Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Лисоньке понравится.

Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, Лисичку пугать. Будем в
ладошки громко хлопать, она и убежит.

Дети хлопают в ладоши.
Лиса.        Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь .
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.


Лиса убегает, появляется Петушок.
Петушок.       Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Петушку понравится.


Ведущий (обращается к детям).
Давайте, ребята, ножками потопаем. Пету-
шок испугается и убежит.  (Дети топают.)
Петушок.      

Видно, сторож здесь хорош,
Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.

Петушок убегает, появляется Зайка.
Заяц. Я - серый зайчишка,
Ужасный трусишка.
Быстро по лесу скакал,
От лисицы убегал!

Что за чудо вижу я?
Яблонька-красавица!
Съем-ка яблочко сейчас,
Заиньке понравится.

Ведущий (обращается к детям).
Детки, давайте будем, как волчата выть:
"У-у-у!". Зайка испугается и убежит.
Заяц.   Видно, сторож здесь хорош,

Еле ноги унесёшь.
Убегаю, убегаю,
Яблоки вам оставляю.

Зайка убегает, появляется Таня.

Таня останавливает Зайчика.
Таня.        Стой-ка, Заинька-дружок,

Приходи-ка на лужок.


Таня. Всех зверюшек приглашаю,
Но прежде, чем вас угощать,
Прошу всех дружно поплясать.
Детки, хлопайте в ладоши,
Нынче день такой хороший!    
Праздник весёлый сегодня у нас,
Все зверята попляшут сейчас!
Дети хлопают, звери танцуют.
Таня (обращается к зверятам).

А теперь дружно яблочки снимайте
И корзинки наполняйте!
Звери.        Будем яблочки снимать  

И ребяток угощать!

Ведущий берёт корзинки с яблоками и переда-
ёт их воспитателям, а те угощают детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Ах какие наши кошки"

Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых вопросов.1) Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получен...

Проектная деятельность"Сказка в нашей жизни"

Презентация проектной деятельности по теме: "Сказка в нашей жизни"....

Совместная проектная деятельность «Растительный мир нашего края»

Взаимодействие воспитателей,детей и родителей в совместной проектной деятельности...

проектная деятельность на тему "Наши руки не для скуки!"

Для чего нужны нам руки?Чтоб держать, и чтоб играть,Чтобы за руки держаться, и лепить, и рисовать.Многих детей интересует вопрос: Зачем человеку руки?  Руки -не просто орудие, с помощью которого ...

Проектная деятельность : "Дни Рождения наших воспитанников в детском саду "ЮНЭК"

Проектная деятельность в ДОЧУ "ЮНЭК" Тематические дни Рождения наших васпитанников"...