Образовательный проект "Воспитание сказкой"
проект (старшая группа) на тему

Богданова Екатерина Владимировна

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.      

       Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучениt к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 К сожалению, в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, пробелов в знаниях у родителей, их загруженности повседневными делами, у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, щедрости, справедливости.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_proekt_o_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.docx78.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

«ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ»

     

                                                   

                                                                   

Выполнила:

Е. В. Богданова

п. Новочернореченский, 2016-2017 учебный год

Проект: среднесрочный, групповой,  практико-ориентированный

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители и другие члены семьи.

Сроки реализации: с 01.03. по 15.05.17 г

Цель проекта: формирование нравственных качеств (доброта,  щедрость, правдивость, трудолюбие) у  детей старшего дошкольного возраста посредством  народных, авторских сказок.

Актуальность данного проекта:       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.      

       Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучениt к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 К сожалению, в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, пробелов в знаниях у родителей, их загруженности повседневными делами, у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, щедрости, справедливости.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

     

Задачи для детей:

  • Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
  • Формировать у ребенка эмоциональное, гуманное, доброжелательное отношение к сверстникам, близким.
  • Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду (закреплять умение быть нравственно воспитанным).

Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

Дети:

  • овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира;
  • проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными, авторскими сказками.

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Педагог:

. повышение качества воспитательного процесса;

. создание методического материала по данной проблеме;

. поиск новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию с дошкольниками.

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя, беседа по содержанию;

- рассказывание;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр м/ф

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

- метод аналогий;

- создание педагогических ситуаций;

- постановка проблемных вопросов

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, метод аналогий  – с целью развития эмоционального отношения к   героям сказки и их отношения или действий к нравственно-безнравственному поступку.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, дидактические  игры «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний (Л. Б. Фесюкова) – с целью закрепления содержания сказок, уточнения и расширения словаря детей.
  3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, дидактические игры «Я похож - я отличаюсь», «За что меня можно похвалить - за что меня можно осудить» и др. Подобные ситуации способствуют развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умению определять собственные положительные и отрицательные качества или поступки,  соотносить их с характером и поступками литературного героя.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок,– метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но  окружающих людей и самих себя.

План реализации образовательного проекта

1этап – подготовительный ( 1-10 марта).

Цель: создание условий для проведения  работы с детьми. 

Форма реализации мероприятий на подготовительном этапе

  1. Ознакомление с  нравственными качествами дошкольников. (Наблюдение с целью диагностирования. 1-3 марта 2017 г)
  2. Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. (Подбор  литературного материала, составление дидактических игр. 6-10 марта 2017г)
  3. Изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта  и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса (Анкетирование. 3 марта 2017г)

2этап – практический (11 марта – 1 мая)

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и  сверстникам через различные приёмы и методы работы со сказкой. Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию и развитию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств.

Форма реализации мероприятий на практическом этапе

  1. «Мир не без добрых людей» цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым. (чтение, обсуждение литературного материала, просмотр м\ф; анкетирование родителей  «Нравственное воспитание дошкольников»; составление списка добрых дел «Мои добрые дела» совместно с родителями, выставка детских рисунков «Злая и добрая фея»; дидактические игры);
  2. «Славится Родина щедростью души» цель:  продолжать воспитывать у детей желание приходить на помощь сверстникам, быть щедрым. (чтение, обсуждение литературного материала, просмотр м\ф; консультация для родителей «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольника»; акция «Неделя отзывчивости и щедрости», дидактические игры; игра-драматизация);
  3. «Нам трудиться не лень» цель: развивать умение трудиться на благо окружающих, внося свою лепту; воспитывать трудолюбие (чтение, обсуждение литературного материала; дидактические игры; акция «Неделя труда»; игра-драматизация);
  4. «Правда  и кривда» цель: уточнить понятия «правдивость, правда – лживость, ложь», воспитывать желание быть правдивым, отвечать за свои поступки. (чтение, обсуждение литературного материала; дидактические игры; драматизация)

3 этап  – завершающий (8 -15 мая 2017г.)  

Цель: систематизировать знания детей о нравственных и безнравственных поступках, развивать коммуникативные навыки и умения;  способствовать развитию самоанализа и адекватной самооценки, умению определять собственные положительные и отрицательные качества или поступки,  соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Форма реализации мероприятий на завершающем этапе

                1. Открытое занятие «Уроки доброты» Цель: активизировать          мыслительную и речевую деятельность, используя проблемную ситуацию;      формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о нравственных качествах: дружбе, сострадании, взаимовыручке. (13 мая)

2. Анкетирование родительской общественности «Нравственное воспитание дошкольников» (8 мая)

3. Подведение итогов, анализ работы (15 мая)

Перспективный план работы

Сроки

Мероприятия

Цель

Форма работы

Март (1.03-10.03)

1.Опрос родителей с целью дальнейшего планирования работы с детьми

Цель: определить отношение родителей к нравственному воспитанию дошкольников.

Анкетирование родителей (анкета №1)

2. Чтение сказок: «Горшок каши» братья Гримм, «Кошкин дом» (отрывки), С. Маршак,  «Крошечка-Хаврошечка», «Спящая Красавица» Ш. Перро; просмотр м/ф «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер.

Цель: способствовать более глубокому и точному пониманию смыслов нравственных норм,  регулирующих поведение героев, и выработке мотивированных оценочных суждений детей.

Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, просмотр м/ф,  постановка проблемного вопроса

3.Рисование «Положительные и отрицательные герои»

Цель: с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя, развитие творческих способностей.

Выставка творческих работ

4.Д/и «Хорошо-плохо»

Цель: Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказках. Воспитывать в детях послушание, доброту, ответственность за порученные дела.  Учить на примере действий сказочных героев  преодолевать трудности на пользу общего дела.

Беседа-рассуждение

Март (13-31.03)

1.Чтение: «Кот, Петух и Лиса», обр. М. Булатова, « «Гуси-лебеди», обр. А. Афанасьева, «Золушка» Ш. Перро, «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы

Цель: Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия. Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью.

Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций, высказывание мнений

2.Игра «Кого из сказочных героев можно назвать…» (трудолюбивым, хитрым, щедрым, честным, смелым, злым,  находчивым, обидчивым, ворчливым, ленивым, добрым, жадным)

Цель: развитие оценочных суждений детей и самооценки.

Беседа-рассуждение

3.Коллаж к сказке «Золушка» Ш. Перро

 

Цель: развитие творческого потенциала детей

Обрывная мозаика

4.Д/з: составление списка «Добрых дел»

Цель: приобщать родителей к совместной работе с детьми, развивать умение детей анализировать свои поступки

Творческая работа

Апрель(03.-15.04.)

1.Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Цель: обратить внимание родителей к проблеме нравственного воспитания,

скоординировать действия педагогов и родителей по формированию и развитию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств.

Информирование родителей

2.Чтение «Лисичка со скалочкой», «Вершки и корешки», «Сивка Бурка», просмотр м/ф «Синяя борода» по мотивам сказки Ш. Перро

Цель: Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

Беседа по содержанию, пересказ особенно понравившихся или запомнившихся моментов

3.Инсценировка  сказки«Морозко»

Цель: развитие творческих способностей детей, развивать умение делать выводы.

Игра-драматизация

4. Игра «Я похож – я отличаюсь»  

Цель: учить самоанализу, развивать умение отождествлять себя с героями прочитанных ранее сказок

Беседа-рассуждение

Апрель (17.04-30.04)

1.Чтение «Три поросёнка», англ. Сказка, в обр. С. Михалкова, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Вершки и корешки»; просмотр «Серебряное копытце» П. Бажова

Цель: уточнить понятия детей о моральном выборе, щедрости.

Беседа и обсуждение

2.Рисование к сказкам«Кот в сапогах» Ш. Перро, перевод Т. Габбе, «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова

Цель: развитие творческих способностей детей и родителей

Творческое домашнее задание, пересказ особенно понравившихся моментов, игра-драматизация

3.Игра по методу аналогий

Цель: систематизировать и обобщить знания детей нравственных качеств

Беседа-рассуждение, постановка проблемного вопроса

4.Игра «За что меня можно похвалить – за что меня можно осудить?»

Цель: создать предпосылки для того, чтобы ребёнок мог публично правдиво рассказать о своих поступках, стать увереннее, развить нравственное самосознание.

Игра-рассуждение

Май (1.05.15.05)

  1. «Уроки доброты»

творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний

Цель: активизировать          мыслительную и речевую деятельность, используя проблемную ситуацию;      формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о нравственных качествах: дружбе, сострадании, взаимовыручке

Итоговое мероприятие

2.Опрос родителей

Цель: определить отношение родителей к нравственному воспитанию дошкольников.

Анкетирование родителей (анкета №2)

Список литературы

1.Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2.Богат В. Сказочные задачи на занятиях ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1995.- № 10. - С. 30-32.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

4. Михайлова А. П. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - №6. – 24-27 с.

5.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

6.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

 7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1998. – 144-151 с.

8.Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков: Фолио - Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 23-59 с.

Приложение

Список литературы (сказок) для детей старшего дошкольного возраста

  1. Сказки о животных:

1«Кот, Петух и Лиса», обр. М. Булатова

2«Кошкин дом» (отрывки), С. Маршак

          3«Лисичка со скалочкой», обр. А. Афанасьева

4«Три поросёнка», англ. Сказка, в обр. С. Михалкова

  1. Народные сказки:
  1. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы
  2. «Морозко», обр. А. Афанасьева
  3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  4. «Вершки и корешки»
  5. «Каша из топора»
  1. Бытовые сказки:
  1. «Серебряное копытце» П. Бажов
  2.  «Хаврошечка», обр.  А. Н. Толстого
  3. « «Гуси-лебеди», обр. А. Афанасьева
  4.  «Золушка» Ш. Перро
  1. «Страшилки», страшные сказки
  1. «Маленькая Баба-яга» О. Пройслер, М/ф
  2. «Спящая Красавица» Ш. Перро
  3. «Синяя Борода» Ш. Перро
  1. Волшебные сказки:
  1. «Кот в сапогах» Ш. Перро, перевод Т. Габбе
  2. «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова
  3. «Сивка-бурка», нар. сказка
  4.  «Горшок каши» братья Гримм

Дидактические игры

Игра «Кого из сказочных героев можно назвать…» (трудолюбивым, хитрым, щедрым, честным, смелым, злым,  находчивым, обидчивым, ворчливым, ленивым, добрым, жадным) проводится с целью развития оценочных суждений детей и самооценки.

В игре «Хорошо - плохо» дети должны дифференцировать нравственные - безнравственные  поступки, представленные в парах, которые зачитывает педагог, ответить на вопросы педагога. (Говорить правду - лгать, дарить подарки - отбирать карандаш, помогать взрослым - смотреть телевизор, нести мамину сумку – играть в футбол, ухаживать за растениями – ломать кусты и т.д.). Вопросы детям: Хорошо или плохо (правильно/неправильно) поступать так? Почему? Ты иногда поступаешь также? Почему?

Игра «Я похож – я отличаюсь»  проводится после игры «Кого из сказочных героев можно назвать…», для того, чтобы дети закрепили в своём словаре нравственные оценки и легче отождествляли себя с каким-то сказочным героем. Иллюстрации героев прикреплены на стене, ребёнок должен подойти к выбранной иллюстрации и пояснить, почему он считает себя похожим именно на этого героя или чем отличается от него. Игра проводится в виде эстафеты с помощью волшебной палочки – указки. После рассказа ребёнок магнитом отмечает выбранный портрет.

Правила игры: ведущий (педагог) говорит о том, что дети будут анализировать  свои  поступки и наделять себя какими-то нравственными качествами, игру начинает взрослый: «Я  похожа на трудолюбивую Золушку – помогала нашему помощнику воспитателя подготовиться к празднику, нарисовать декорации». После этого выходит следующий игрок. По итогу игры дети делают вывод: сколько нравственных характеристик (положительных и отрицательных)  получилось. На кого из героев дети похожи больше всего?

Игра «За что меня можно похвалить – за что меня можно осудить?» Ход игры: дети сидят в кругу, с помощью мяча, передаваемого по кругу, по очереди рассказывают о том, какие поступки они совершили. Педагог начинает игру: «Меня можно похвалить за то, что я выучила новую песню с музыкальным руководителем и помогла ей организовать интересную игру, а осудить меня можно за то, что не успела помочь расправить кровати помощнику воспитателя». Педагог проговаривает слова доброжелательным доверительным  тоном и передаёт эстафету. Игра создаёт предпосылки для того, чтобы ребёнок мог публично правдиво рассказать о своих поступках, стать увереннее, развить нравственное самосознание.

Анкета№1 для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию ваших детей в ходе проекта «Воспитание сказкой». Отметьте, пожалуйста, необходимые ответы на вопросы анкеты.

1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

     Да                 Нет

2.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

    Чем вас сегодня кормили?

     Что интересного было в дошкольном учреждении?

    Что ты сегодня натворил?

    Как ты себя сегодня вел в детском саду?

3.Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

     Я много об этом читал, знаю многое.    

   Я мало что знаю об этом.

 Не знаю ничего.

4.Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

Да, знаю.

   Знаю, но хотелось бы знать больше.

   Не знаю ничего.

5.Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

 Да, он необходим.                                Нет.

6.Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

      Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

      Да, но я избегаю этого.

     Нет, это неверно.

 

Анкета для родителей №2

«Нравственное воспитание дошкольников»

В ходе проекта по нравственному воспитанию просим  вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме проекта.

1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

2.Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

3.Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

4.Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

5.Под влиянием, каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6.Какие методы воспитания, из перечисленных ниже, вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

7.Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Обработка результатов анкетирования.

Детям о нравственности

От 6 до 10 баллов — в семье преобладает авторитарный тип воспи​тания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

 

От 11 до 17 баллов — в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно ориентирован​ной модели воспитания.

 

От 18 до 21 балла — в семье преобладает либерально-попуститель​ский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в дей​ствиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитани​ем от случая к случаю.

«Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»

Занятие. Друг в беде не бросит

Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

  1. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
  2. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной  пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы. 

 

Занятие. Друг и в радости, и в горе всегда рядом

Цели: 1. Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2.Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

Педагог читает поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям объяснить ее смысл.

- Почему так говорят?

- Приходилось ли вам кого – либо обижать?

- Что вы при этом чувствовали?

Чтение стихотворения С.Михалкова «Хорошие товарищи»

Мальчик Миша мается –

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно –

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву К,

Но ребята не смеются –

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

 И смелее говори!

Беседа по содержанию, советы детям:

v     Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

v     Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

v     Нельзя проявлять равнодушие обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.

v     Не делай для людей того, что сейчас себе ты не желаешь.

 Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало, 
Дело валится из рук… 
Но ещё не всё пропало, 
Если есть хороший друг. 
С делом справимся вдвоём, 
С облегчением вздохнём – 
Настроение поднимем 
И от пыли отряхнём!

 Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
 Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

Игра – шутка «Сиамские близнецы» (С.А.Шмаков)

Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать, пробежать туда и обратно, как «сиамские» близнецы.

 

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию

Цель: формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Задачи:

- образовательные: обогащать лексику синонимами, эпитетами к слову «дружба»,       -учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией;

- развивающая: развивать речь, познавательную деятельность, воображение, внимание, память, мелкую моторику, умение работать самостоятельно;

 -воспитывающая: воспитывать умение слушать ответы других детей,  доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

        Предварительная работа: чтение сказок (Ш. Перро, русские народные); разучивание песен, стихов о дружбе; создание «Банка пословиц» и плаката «Дерево дружбы».

Оборудование: дерево Дружбы, сказочные герои( Буратино, Кащей Бессмертный, Золушка, Баба Яга и др); схемы одинокого грустного человека, схема радостного человека; цветные листики на дерево; «банк пословиц»; рис, гречка, шаблоны героев; пластилин, салфетка,стека на каждого ребёнка.

Ход занятия

Почтальон приносит письмо от Золушки, которая просит детей помочь. «Здравствуйте! Дорогие ребята, вы все  любите сказки. Вы знаете, что есть хорошие, положительные герои, которые сделали что-то доброе, и есть герои, которые всегда делают плохие вещи. У нас в Сказочной стране все    герои забыли,что такое дружба! Помогите, пожалуйста, нам разобраться!»

Вос-ль: Что же нам делать, как помочь Золушке?

Дети:Расскажем про дружбу, что знаем сами.

Вос-ль: Надеюсь, вы понимаете, что это работа не простая и нам придется пройти длинный путь и выполнить не одно задание, чтобы показать сказочным героям, как мы сами умеем дружить…А вот и первое задание.

У слова «дружба» есть слова- родственники. Давайте  назовем слова, похожие на слово «дружба».

Д/упр-е:  «Семья слов»

(дружить, друг, подружка, дружище, дружочек, дружок, дружелюбный)

А что означает слово дружелюбный? Кто может объяснить?

(дети объясняют значение слова)

Вос-ль: Ребята, когда у человека много друзей какое у него настроение?

Дети: Хорошее.

Вос-ль:А у вас какое настроение?

Дети: Веселое, радостное, прекрасное!

Вос-ль:Поделитесь своим секретом, почему вам так весело и радостно?

Дети:Нам интересно в детском саду, к нам пришло много гостей, у нас здесь много друзей.

Вос-ль:А с кем здесь можно дружить?

Дети: Со всеми!

Вос-ль:А как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети:С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи.

Вос-ль:Пройдите, пожалуйста, к столу и откройте конверты. Посмотрите внимательно и найдите схему одинокого человека. Какое у него выражение лица?

Дети:Грустное, мрачное, обиженное, печальное.

Вос-ль:С чем можно сравнить его настроение?

Дети:С серой тучей, пасмурным небом, увядшим цветком.

Вос-ль:Покажите человека, по выражению лица которого можно подтвердить, что у него много друзей.

Дети показывают.

Вос-ль:Как вы догадались?

Дети:У него веселое, счастливое, радостное лицо.

Вос-ль:С чем можно сравнить его настроение?

Дети: С солнышком, распустившимся цветком, пушистым облаком.

Вос-ль:А еще с первыми весенними листочками я дарю вам листочки, а вы расскажите, кто такой настоящий друг? И повесьте их на наше дерево «Дружбы».

(Игра «Настоящий друг  - это…»)

Дети говорят, кто такой настоящий друг и вешают листочки на дерево.

Вос-ль:Много хороших слов вы сказали о настоящих друзьях, а какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Я предлагаю вам наполнить наш «Банк пословиц»

Дети называют пословицы и поговорки

  1. «Дорога к дому друга коротка»
  2. «Не имей сто рублей,а имей сто друзей»
  3. «Друг познаётся в беде»
  4. «Скажи, кто твой друг,и я скажу,кто ты»

Вос-ль:Ребята, Золушка просит вас помочь перебрать ей крупы. Поможем?

(Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»)

Дети сортируют рис и гречу.

Вос-ль:Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему?

Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

Дети выбирают, называют их качества.

Остаются отрицательные герои.

Вос-ль:Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

Дети называют их отрицательные качества.

Вос-ль:Как им помочь исправиться?

Дети:Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться.

Вос-ль:Так что же такое дружба?

Дети:Дружба -это когда интересно общаться друг с другом, когда у людей общие интересы. Всем советуем дружить.

 Вос-ль: У нас есть хорошая песня В.Шаинского о дружбе. Эта песня поможет всем понять, что дружба может делать настоящие чудеса. Во время песни я предлагаю вам пройти за столы и раскрасить понравившегося  героя пластилином и крупой. Творческая работа детей.

Замечательное занятие у нас получилось.  Давайте подумаем, дружбой надо дорожить? А если мы повесим наших героев на дерево «Дружбы», оно научит злых, отрицательных героев совершать добрые поступки, дружить со всеми?» Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец. Посмотрите, какие прекрасные работы у вас получились?!  Вы все молодцы, я предлагаю вам пройти на ковёр, сесть и закрыть глаза.  О чём мы с вами сегодня говорили? Подумайте, если вам понравилось наше занятие, то похлопайте в ладоши,а если вам было неинтересно или что-то не понравилось – покачайте головой.  Давайте будем с вами дружить, не драться, не обзываться. Спасибо, с вами было интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность. Сказка "Три поросёнка"

Данное мероприятие  используется в рамках реализации программы "Неиссякаемый родник" муниципальной инновационной площадки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Сказка про двух царевичей - Стрельца , Водолея и Прекрасную деву "

К циклу занятий по развитию математических представлений .ЦЕЛЬ:1-Учить соотносить схематическое изображение предмета с художественным.2-Развитие речи : умение связно мыслить , составлять рассказы, пер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Сказка про двух царевичей - Стрельца , Водолея и Прекрасную деву "

К циклу занятий по развитию математических представлений .ЦЕЛЬ:1-Учить соотносить схематическое изображение предмета с художественным.2-Развитие речи : умение связно мыслить , составлять рассказы, пер...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Сказка про маму" для детей 2 младшей группы

Ознакомление с художественной литературой детей 2 младшй группы ко Дню Матери ...

Педагогическая и образовательная роль сказки в развитие ребёнка старшего дошкольного возраста

Организация детской деятельности детей старшего дошкольного возраста так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Сказки"

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи  для детей с ОНР в старшей группе....

Образовательный проект "Сказка за сказкой"

Вашему вниманию предложен педагогический проект "Сказка за сказкой" . В его основе лежит развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста....