Педагогическая и образовательная роль сказки в развитие ребёнка старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Организация детской деятельности детей старшего дошкольного возраста так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы. По данным ученых, большинство детей, которые приходят в школу, имеют различные нарушения речи и других психических функций и тенденция к увеличению таких детей повышается.  
     Затрагивая этот вопрос, можно  сказать, что изучение русского народного творчества в старших и подготовительных группах детского сада остается и на сегодняшний день актуальным вопросом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая и образовательная

 роль сказки в развитие ребёнка

старшего дошкольного возраста

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания  доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: "Так в жизни не бывает". Невольно возникает вопрос: "А как бывает в жизни?" Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

Влияние сказки на словесно-логическое мышление старших дошкольников

В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные, характерные свойства.

Об использовании сказки для воспитания и обучения детей дошкольного возраста говорилось выше. Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей.

На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.).

А.М.Леушина справедливо утверждает: "Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи".

Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает.

Е.А.Флерина также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что "лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка".

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим.

Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос "Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом.

Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде..

 Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им

В заключение, важно отметить, что литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка.

«Путешествие по сказкам»

Цели:

  1. побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх;
  2. развивать творческое воображение, фантазию, интонационную выразительность речи, инициативу;
  3. развивать умение эмоционально и выразительно общаться;
  4. совершенствовать пантомимические навыки;
  5. формировать коммуникативные навыки;
  6. привлекать родителей к активному участию в играх.

 Ход викторины

Дети делятся на две команды: «Колобки» и «Теремки». Эмблемы к викторине дети делают сами На викторине присутствуют: жюри — воспитатели,музыкальный руководитель, старший воспитатель. Участники — родители и дети подготовительной группы. Ведущий — воспитатель.

Ведущий:

Здравствуйте, гости!

Здравствуйте,  ребятки!

Весёлые синеглазки,

Озорные кариеглазки,

Всем вам привет от сказки!

А с зелёными глазами

Есть ребята в этом зале?

Вы – девчонки – подружки, веселые хохотушки,

А вы, ребята – молодцы, озорные удальцы.

Будем с вами мы шутить да гостей веселить.

 

Первое задание.

Появляются Винни Пух и Пятачёк (родители).

Они от каждой команды вызывают два человека: заяц и зайчиха. Задание выполняется по очереди.

Ведущий читает текст, дети имитируют движения, в конце стихи произносит ребенок, изображающий зайца.

«Заячья любовь» (В.Берестов)

Ведущий: Заяц гордо шел по лесу,

Вел зайчиху, как принцессу.

До верхушек длинных ушек

Заяц был в нее влюблен,

Но собраться и признаться

Все не мог решиться он.

Правда, заяц понимал,

Что в пути молчать неловко,

Просто он слова искал,

А когда нашел, сказал:

«Ты такая, ты такая,

Ты такая — как морковка!»

Задание повторяется с парой из другой команды. Пара детей, которая с заданием справилась лучше, получает «Смешинку» — одно очко.

Второе задание. «Из какой сказки?»

В гости приходит Снежная Королева. Чтобы она всех не заморозила, детям нужно отгадать сказки.

Ведущий называет персонажей сказок, команды отгадывают.

Царь, три сына, стрела... (Воспитатель делает паузу.) Болото... (Пауза.) Лягушка... (Сказка «Царевна - Лягушка».)

Царь, три сына, царевна, лошадь, к которой можно влезть в ухо и превратиться в красавца писаного. («Сивка - Бурка».)

Царь, три сына, Иванушка, царевна, рыба-Кит... (Пауза.) Маленькая лошадка с горбом на спине... («Конек - Горбунок».)

Отец - лесник, мачеха, три дочери... (Пауза.) Царь, принц, фея... («Золушка».)

Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз... («Морозко».)

Злая мачеха, две дочери, царь, принцесса, солдат, весенние цветы зимой... («Двенадцать Месяцев».)

Побеждает команда, которая быстрее отгадает сказку. Эта команда тоже получает «Смешинку» — одно очко.

Третье задание: Неожиданно появляется Бармалей. Он хочет съесть ребят, чтобы спастись нужно произнести фразу с определенной интонацией. Приглашаются игроки из обеих команд.

Фраза: «У меня скоро день рожденья».

Интонации: 1) весело и с оптимизмом;

                    2) задумчиво и мечтательно;

                    3)с грустью и с сожалением.

Представители команд, которые справились с этим заданием лучше, получают «Смешинку».

Четвертое задание: « Отгадай загадку» (Загадки отгадывают командами.)

Появляется Кощей Бессмертный.

1.Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

2. Она красива и мила,

И имя у нее «зола». (Золушка.)

3. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка большой. (Малыш.)

4. Что за странный человечек

 На земле и под водой

Ищет ключик золотой? (Буратино.)

Все загадки отгаданы. Победившая команда получает «Смешинку».

Физминутка “Как живешь?” Для всех присутствующих на викторине.

На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия

  1. Как живешь?
  2. А идешь?
  3. Как бежишь?
  4. А плывешь?
  5. Ждешь обед?
  6. Машешь в след?
  7. Утром спишь?
  8. А шалишь?

Молодцы!

Пятое задание — Игра «Кто сказал?»

В гости приходит Баба Яга и собирает всех актёров и детей вместе.

Команды (родители) по очереди друг другу произносят фразы, сказанные литературными героями. Победит та команда, которая больше отгадает, из какой сказки произнесенная фраза и кто ее сказал.

1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса

из сказки «Заюшкина избушка»)

2. «Нет, твой голос нехорош, очень тихо ты поешь!»

(Мышонок из сказки «Сказка о глупом мышонке».)

3. «Это что за остановка, Бологое иль Поповка?»

(Рассеянный из стих. К. Чуковского «Вот какой рассеянный».)

4. «Стану я ржаной пирог есть!»

(Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

5. «Спокойствие, только спокойствие»

(«Карлсон, который живет на крыше».)

6. «Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом...» («Дюймовочка».)

7. «Я думал, думал и все понял. Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед. («Винни-Пух и все, все, все».)

8. «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться!» («Муха - Цокотуха».)

Победившая команда получает «Смешинку».

Готовясь к викторине, дети, заранее разделившись на команды, вместе с родителями готовят это задание дома. Загадок может быть гораздо больше. Необходимо учитывать интонационную выразительность, с которой дети произносят фразы.

Шестое  задание: Игра «Зеркало»

Появляется Королева Книга.

Ведущий загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все, как есть, ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о себе, что ему в себе не нравится. Затем то - же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Седьмое задание: Игра «Телефон»

Загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что это? (Телефон.)

Ведущий приглашает по два человека от каждой команды. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины.

Победившая команда получает «Смешинку».

Викторина закончилась. Жюри подводит итоги – победила дружба. Ведущий  поздравляет победителей (шоколадные медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»

Конспект  непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста пре...

Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Любимые нами сказки» по произведениям А.С.Пушкина

Конспект занятия по сказкам А.С.Пушкина в старшей группе. Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр«Путешествие по сказкам»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА» (региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: «Только смелым покоряются моря»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо физическому развитию детейстаршего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА»(региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста».

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качеств...