знакомство с водой
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Екатерина Владимировна

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности с водой для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_vodoy.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия — экспериментирования «Волшебница-водица» в старше-подготовительной группе

Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности детей

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:
Дидактическая: расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с водой;  развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формирование элементарных представлений о процессе фильтрации.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – фильтрация, активированный уголь, вещество), мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующая:  адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.

Материалы и оборудование: бутылка с водой, стаканчики пластиковые; стаканчики с  водой,  соломинки, ложки, салфетки и тряпочки, подносы или поддоны (на каждого ребенка); воронки, вата, пипетки,  сахарный песок, речной песок, марганцовая вода, растительное масло,  соль, 4 сырых яйца, молоко; колонки, ноутбук, запись шума прибоя, водопада.

Ход занятия:

  1. Вхождение в игровую ситуацию.

Упражнение «Человек - человек» 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я вновь приглашаю вас посетить волшебную страну «Хочу всё знать!»,. Я прошу вас разбиться на пары. Играем в паре. По моей команде вы должны выполнить задание: коснуться друг друга той частью тела, которую я назвала. (Называю части тела, которыми дети соприкасаются: нос- к носу, рука – к руке, пятка – к пятке, спина – к спине, щека – к щеке).

Упражнение«Имена»Воспитатель:  давайте поиграем игру. я попрошу вас встать в круг, чтобы вам было удобнее и чтобы вас всех было видно и слышно Теперь назовите, пожалуйста, свои имена по порядку друг за другом, начиная справа от меня. (Дети называют свои имена).  Давайте теперь разделимся на команды: одна команда – те, у кого в имени есть буква а, вторая команда – те ребята, у кого в имени есть буква о, третья команда – буква е, 4 – буква и. Запомните, пожалуйста, кто в какой команде.Молодцы!. Я думаю, что вы настроились на нашу работу.

Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил):

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- подходить к другим столам-лабораториям

- трогать оборудование, приборы и материалы

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? (Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.
ВоспитательРебята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду ( или сам ребенок, или родители). (Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы,  моем машинки и игрушки, стираем).

Воспитатель: Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.
Н. Рыж
ова

Предлагаю теперь вам заняться исследованием воды. Согласны? (Ответы детей).
Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите 4 стола, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные учёные. (Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности). Кто  с кем был в парах в начале нашего занятия, продолжаем работать в лабораториях  в этих же парах. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 4 человека за один стол.) Уберите салфетки.

Опыт № 1 «Почему яйцо не тонет?». (на столе поддон  с двумя ёмкостями с одинаковым объёмом воды. В одной – простая вода, в другой – солёная. Детям предлагается опустить   яйцо в 1 ёмкость и наблюдать: тонет или нет, то же самое проделать со 2 ёмкостью)

Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода) 

Вывод: яйцо в 1 ёмкости не тонет, потому что солёная. Крепко солёный раствор держит яйцо на поверхности.

Опыт№2 «Замёрзнет-не замёрзнет» ( на столе находятся краски акварельные, салфетки, стаканы, кисть, пипетка, ложки, масло растительное, сахар, соль, молоко)

Воспитатель: давайте попробуем сделать вывод.
Вывод: 
вода замёрзла, солёная нет, молоко –да, масло стало тягучим., окрашенная вода тоже замёрзла.
Опыт № 3 «Температура у воды» (на столе поддон со стаканами, термометры водные, вода разной температуры – наливает воспитатель)
Вывод: 
вода имеет температуру от холодной до горячей, её можно регулировать, изменять, измерить термометром.

 Опыт №4. «Фильтрация воды» (на столе поддон с бутылкой, грязная вода, вата, порошок активированного угля, ложка, салфетка бумажная, воронка.)

Воспитатель: ребята, нам кто-то прислал письмо. Вот оно, сейчас я вам его прочту. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мартышка. Мы живём в Африке. У нас беда: воду из озера, в котором мы все любим купаться, пьём воду из него, грязнули – бегемотики испортили – выкупались сначала в африканской пыли, потом в нашем чистом озере выкупались. Пить теперь эту воду нельзя – там много микробов. Помогите нам, пожалуйста , очистить воду. Мартышка и все-все- все жители Африки. »

Проблемный вопрос: Как вы думаете, как можно воду очистить?(предположения детей). Педагог рассказывает, как можно очистить воду, предлагает провести опыт в своих лабораториях.

Рефлексия и релаксация.

Воспитатель: вы все молодцы! А теперь давайте присядем  на ковёр и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?  (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....

Экологический проект в средней группе «Знакомство с водой»

. Цель проекта: - Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде, ее значение для живых существ....

Знакомство с водой

Консультация для родителей...

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста:"Знакомство с водой"

Конспект проведения опыта в группе раннего возраста«Свойства и признаки воды» Воспитатель Шмелева А.Л. Цель: познакомить со свойствами воды.Материал: вода, молоко, кусочки льда.Оборудование:...

конспект_ЗНАКОМСТВО С ВОДОЙ И ЕЕ СВОЙСТВАМИ

Тема: «Знакомство с водой и её свойствами»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая Цель: создать познавательные ситуации, при которых ребенок в процессе обучения...

"Знакомство с водой"

Экологический проект для детей раннего возраста "Знакоство с водой"...