Учебная программа "Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины второго года жизни"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Горбунова Оксана Викторовна

Программа расчитана для детей второго года жизни, в которой представлен перспективный план, имеется также критерии эффективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnye_materialy_gorbunovoy_o._v.doc126.5 КБ
Файл perspektivnyy_plan_gorbunova.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Автор Горбунова Оксана Викторовна.

Учебная  программа

 «Формирования представлений о сенсорных эталонах величины, формы, цвета для детей

второго года жизни»

г. Стрежевой 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Место методической разработки в педагогической системе

3

Цель, задачи методической разработки

3

Актуальность, новизна, эффективность методической разработки

5

Планируемые результаты

6

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

7

Содержательная часть

8

Тематический план

8

Основное содержание

10

Технологические особенности

31

Технические условия

34

Используемые средства, оборудование

35

Организация работы

35

Приложения

36

Рецензия

46

Пояснительная записка

Место программы в методической системе

Учебная программа «Формирование представлений о сенсорных эталонах  величины, формы, цвета у детей второго года жизни»  разработана с учетом

  • государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы;
  • Концепции математического образования в РФ;
  • примерной образовательной программы «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе;
  • учебного плана МДОУ ДС №7 «Рябинушка» В  учебном плане на сенсорное развитие детей второго года жизни выделено 36 часов  в год (1 час в неделю); названное направление входит в образовательную  область «Познание».

Содержанием данной программы является средством развития сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировки в нем. Все это составляет основное содержание предматиматического воспитания дошкольников  в детском саду.

Актуальность

«Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическое мышление, влияя на освоение других образовательных областей. Качественное математическое образование необходимо каждому для  успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации» (Концепция математического образования в РФ).

Проблему математического развития дошкольников необходимо решать с самого раннего возраста. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного математического развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Вместе с тем анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины  у детей раннего возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей раннего  возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Цель: создание условий для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Задачи: 

  • Развивать умение на основе дидактических игр  различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
  •  познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
  • Развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
  •  развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами
  •  сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
  • развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
  •  закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
  •  Развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
  •  закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький»);
  •  формировать отношение к величине как к значимому признаку;
  • . развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию;
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность программы заключается в том, что в ней разработаны условия (прежде  всего, предметно-пространственная  и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности программы. Использование наглядно-игровых полей, бытовых прищепок, одноразовой посуды, крышек от пластиковых бутылок.

Эффективность программы обусловлена тем, что  в ней предусмотрена организация   расширеннного  сенсорного  центра с различными дидактическими и игровыми пособиями. Включены элементы сенсорного развития детей  во все виды деятельности, проблемные игровые ситуации.  Разработана система дидактических игр и упражнений с различным и интересным для детей 2-го года жизни материалом.

Обосноване особенностей данной программы

Группа детей второго года жизни обычно  отличается неоднородностью состава, нестабильной посещаемостью  и другими особенностями, в результате чего  уровень сенсорного развития детей зачастую не доводится до нормы. В связи с этим  в программу «Формирование представлений о величине, форме, цвете у детей второго года жизни»   включена технология, предусматривающая  возможность варьирования содержания  программы  с учетом индивидуальной динамики формирования перцептивных действий и специфики предметного окружения детей раннего возраста. Программой предусмотрено  использование  индивидуализированных мини-занятий диагностического или обучающего характера, ориентированные на закрепление действий детей с дидактическими материалами и формирование у них умений  организовывать собственные действия.

Планируемые результаты:

концу второй ранней группы  дети должны:

  • обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
  • устанавливать сходства и различия предметов по одному признаку.
  • Соотносить предметы по основным цветам и называть их.
  • Выделять большие и маленькие предметы среди множества.
  • Знать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
  • Использовать сенсорные эталоны.

Критерии оценки эффективности реализации программы

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей  второго года жизни взята методика Николаевой Т.В.

Критерии

Методика выявления

Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба).

Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) и большой куб (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.

Из предметов разной формы

 (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, ккирпичику кирпичик).

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кирпичик, ставит его и предлагает найти еще кирпичики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания.

Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба).

Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см).

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носков) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.

Формы и методы контроля

Диагностика  сенсорного развития детей второго года жизни проводится  раза в год: сентябрь, май. Для оценки результативности используется входной и результативный контроль.

Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений детей 2-го года жизни.

Формы контроля: работа с детьми, игра, работа с родителями, наблюдение за детьми.

Результативный контроль применяется для  оценки качества и уровня  усвоения  программы.

Методы  оценки:ситуации естественные (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым), ситуации, специально подготовленные на глазах у ребёнка.

Наиболее адекватным методом педагогической оценки является  наблюдение за поведением ребёнка в естественных условиях.

Результаты исследования заносятся в сводную таблицу

Фамилия, имя ребёнка

1 –е задание

2-е задание

3-е задание

4-е задание

1.

2.

3.

4.

Знаком «+» отмечаются  задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком  « - » отмечаются  задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании:

Низкий уровень - ребёнок действует путём проб. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания.

 Высокий уровень - ребенок действует на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет  действия сразу правильно без предварительного примеривания.

Содержательная часть 

Данная  программа  делится на 3 блока:

Темы блоков:

1 блок – формирование представления о величине (большой, маленький)

2 блок – формирование представления о форме (квадрат, треугольник, круг и прямоугольник)

3 блок – формирование представления о цвете  (красный, синий, зеленый и желтый).

Каждый блок состоит из 6 этапов (  содержание этапов  раскрыто в разделе «Технологические особенности»)

Учебно-тематический блок

№ блока

Название блока

Тема. Дидактическая игра.

Количество

занятий

1

 Формирование представления

 о величине

(большой, маленький)

1. «Домик для собачки»

1

2. «Дорожка для петушка»

1

3. «Найди колобка»

1

4. «Найди цветок для курочки и цыпленка»

1

5. «Подскажи деду морозу дорожку»

1

6. «Собери большую и маленькую машинку»

1

7 «Веселая матрешка»

1

8. «Помоги мишке найти кроватку»

1

9. «Уложи кошку спать»

1

10. «помоги ежику найти свой домик»

1

11. «Помоги капельке найти друга»

1

12. «Домик для капельки»

1

Всего занятий:

12

2.

Формирование представления о форме (квадрат, треугольник, круг и прямоугольник)

1.«Чудесный мешочек»

1

2. «Веселые мячики»

1

3. «Собери елочку для Маши»

1

4. «Укрась домик для ежика»

1

5. «Подбери игрушку для елочки»

1

6. «Найди мячик для Тани»

1

7. «Собери пирамидку»

1

8. «Найди такую же фигуру»

1

9. «Заборчик для лошадки»

1

10. «Собери пирамидку»

1

11. «Подбери для солнышка лучики»

1

12. «Подарок для солнышка».

1

Всего занятий:                  12

3

Формирование представления о цвете  (красный, синий, зеленый и желтый).

1.«Посади бабочку на красный цветок».

1

2. «Посади бабочку на желтый цветок».

1

3. «Найди домик для лягушки»

1

4. «Подбери окошко для домика».

1

5. «Собери бусы».

1

6. «Строим разноцветную башню».

1

7. «Собери овощи в корзинку».

1

8. «Собери грибочки в корзинку».

1

9 «Угадай, кто в домике живет?».

1

10. «Подбери капельки по цвету».

1

11. «Укрась  лучики».

1

12. «Угощения для солнышка».

1

Всего занятий:

12

Общее количество занятий:

36

Основное содержание.

1.Игры на формирование представления о величине предметов (большой и маленький):

Темы: «Домик для собачки», «Дорожка для петушка», «Найди колобка», «Найди цветок для курочки и цыпленка», «Подскажи дорогу деду морозу», «Собери большую и маленькую машинку», «Веселая матрешка», Помоги мишке найти свою кроватку», «Уложи кошку спать», Помоги ежику найти свой домик», «Помоги капельке найти друга», «Домик для капельки».

Цель: знакомство с величиной: большой, умение находить предметы большой величины Знакомство с величиной: маленький Учить детей сравнивать предметы по величинам (большой, маленький). Закрепить представление о больших и маленьких  предметах. Учить соотносить геометрические фигуры по величине. Продолжаем формировать умение соотносить величины. Знакомство детей с величиной предмета путем сравнения. Формировать у детей умение пользоваться простыми приемами установления величины предмета: сравнение, наложение. Закрепляем представление о величине

2.Игры на формирование представления о форме (квадрат, треугольник, круг и прямоугольник):

Темы: «Чудесный мешочек», «Веселые мячики», «Собери елочку для Маши», «Укрась домик для ежика», «Подбери игрушку для елочки», «Найди мячик для Тани». «Собери пирамидку», «Найди такую же фигуру», «Заборчик для лошадки», «Собери пирамидку», «Подбери для солнышка лучики», «Сделай подарок для солнышка»

Цель: знакомство с квадратом. Учить определять предметы квадратной формы на ощупь. Познакомить детей с кругом. Учить детей сравнивать предметы по форме: квадрат и круг. Знакомство с треугольником. Учить детей соотносить предметы по форме и цвету: квадрат, круг, треугольник. Знакомство с прямоугольником. Упражнять детей в умении находить нужную геометрической фигуру. Продолжать формировать представления о круглой форме предметов. Продолжать формировать  представление детей о кубике. Учить находить данную фигуру в окружающем мире. Закреплять знания о круглых геометрических фигурах. Побуждать детей фиксировать внимание на прямоугольной форме предметов. Закрепляем навык группирования предметов по форме. Совершенствовать зрительные операции с предметами: кубиками- вкладышами. Закрепить понятие о форме предметов.

3.Игры на формирование представления о цвете  (красный, синий, зеленый и желтый):

Темы: «Посади бабочку на красный цветок», «Посади бабочку на желтый цветок», «Найди домик для лягушки», «подбери окошко для домика», «Собери бусы», «Построй разноцветную башню», Собери овощи в корзинку», «Собери грибочки в корзинку», «Угадай, кто в домике живет?», «Подбери капельки по цвету», «Укрась лучики», «Угощения для солнышка».

Цель: знакомство с красным цветом. Учить с помощью наложения находить красный цвет. Познакомить детей с желтым цветом. Учить с помощью наложения находить желтый цвет. Учить детей соотносить красный и желтый цвет. Знакомство с зеленым цветом. Учить детей соотносить красный ,желтый, зеленый цвет. Знакомство с синим цветом. Учить детей чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы, закреплять умение находить нужный цвет предмета. Учить детей строить башню, чередуя цвет (красный, желтый, зеленый, синий). Продолжать формировать у детей практические знания об основных цветах. Продолжаем формировать цветовое  восприятие. Формировать умение детей группировать предметы по величине и цвету. Закрепление представлений основных цветов



Предварительный просмотр:

Комплексно - тематический план работы по сенсорному воспитанию для детей 2 группы раннего возраста

Сентябрь

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Знакомство с величиной: большой. Умение находить предметы большой величины.

«Домик для собачки»

Дидактическое упражнение: «Весёлые крышки»- учить подбирать крышки соответствующего размера.

«Построй башенку» (из больших и маленьких кубиков).

На прогулке: трудовое поручение: «Соберем большие листочки».

Кубики, призмы. Крышки больших и маленьких размеров.

Анкета для родителей «В какие игры Вы играете с детьми дома»

Предложить родителям помочь в оформлении дидактической игры: «Веселые крышки».

2 неделя

Знакомство с величиной: маленький

«Дорожка для Петушка»

Дидактическое упражнение: «Матрешки в коробки»- учить соотносить величину предметов.

 Элемент утренней гимнастики:  «Большие и маленькие ножки».

Игрушка петушок большой и маленький, кирпичики, игрушка матрешка двойная  и коробки большая и маленькая

Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство развитие логического мышления»

3 неделя

Учить детей  находить величину предметов (большой, маленький).

 «Найди колобка»

Дидактическое упражнение: «Разноцветные клубочки»- учить соотносить величину и цвет клубочков.

Упражнения с мячами.

Пальчиковая игра «Большие и маленькие вьюшки».

Игрушка колобок, разноцветные клубочки разного размера.

Игра с наглядно-игровым полем «Стоит в поле теремок»

Предложить родителям прочитать детям сказку: «Колобок»

4 неделя

Закрепить представление о больших и маленьких  предметах.

«Найди цветок для курочки и цыпленка»

«Собери  цветок»- учить, детей соотносить большие и маленькие лепестки цветка.

П/и: «Спал цветок».

На прогулке собираем листья разные (большие, маленькие)

Игрушки курочка и цыпленок, плоскостные цветы большого и маленького размера.

Наглдно-игровое поле «Собери урожай»

Предложить родителям по дороге домой обращать внимание детей на большие и маленькие предметы.

Октябрь

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Знакомство с квадратом. Учить определять предметы квадратной формы на ощупь.

«Чудесный мешочек» (кубик).

Дидактическое упражнение: «Собери, разбери башню»- учить детей ставить кубик на кубик, затем разбирать.

На прогулке: игры с песком.

Чудесный мешочек, кубики.

Предложить родителям  поиграть  с детьми в игру «Чудесный мешочек»

2 неделя

Познакомить детей с кругом.

«Веселые мячики»

Дидактическое упражнение: «Круглое не круглое» - учить детей делать выводы при помощи тактильного обследования предмета.

Рассматривание картинок с изображением круглых предметов.

 Мячики, картинки с изображением круглых предметов,  

Совместно с родителями сделать круглый  тренажер для развития кисти рук .

3 неделя

Учить детей сравнивать предметы по форме: квадрат и круг. Знакомство с треугольником..

«Соберем елочку для Маши»

 Дидактическое упражнение: «Построй домик на полянке» -учить детей соотносить предметы треугольной формы.

 Кубики, зеленого и желтого цвета. Вырезанные из картона плоскостные треугольники зеленого цвета.

Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»

4 неделя

Учить детей соотносить предметы по форме и цвету: квадрат, круг, треугольник. Знакомство с прямоугольником.

«Укрась домик для ежика»

Дидактическое упражнение: «Геометрические вкладыши»- учить детей находить отверстие нужной формы.

 Игрушка ежик, объемная игрушка с геометрическими отверстиями квадратной, треугольной, круглой и прямоугольной формы.

Предложить родителям вместе с детьми поиграть в игру «Геометрические вкладыши» (Рома, Лида)

Ноябрь

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Знакомство с красным цветом. Учить с помощью наложения   находить красный цвет.

«Посади бабочку на красный цветок»

.

Дидактическое упражнение: «Веселый шар» -. восприятие цвета (красный).

На прогулке «Собери красный  листочек»

«Рассматривание гроздьев рябины»

Рассматривание и опробование помидора.

Приготовить для детей детали фломастеров красного цвета, шнуровки.

 

Предложить родителям принести в группу  для изготовления бус использованные красные фломастеры»

2 неделя

Познакомить детей с желтым цветом. Учить с помощью наложения   находить желтый цвет.

«Посади бабочку на желтый  цветок»

Дидактическое упражнение: «Достань ленточку»-закреплять цвета (красный, желтый цвет).

На прогулке «Ласковое солнышко»

Приготовить для детей детали фломастеров желтого  цвета, шнуровки, ленточки.

Предложить родителям поучаствовать в играх с детьми.

3 неделя

Учить детей соотносить красный и желтый цвет. Знакомство с зеленым цветом.

«Найди домик для лягушки»

Дидактическое упражнение: «Какого цвета эта фигура»- формировать восприятие красного и желтого  цвета. «Шаловливая лягушка»- формируем восприятие зеленого цвета.

Приготовить для дидактического упражнения: «Шаловливая лягушка», игрушку лягушка, вырезанные из картона лист кувшинки.

Привлечь родителей к изготовлению игры «Шаловливая лягушка»

4 неделя

Учить детей соотносить красный ,желтый, зеленый цвет. Знакомство с синим цветом.

«Подбери окошко в домике для зайчика»

Дидактическое упражнение: «Теплый дождик»- формировать представление детей о синем цвете. «Прищепки»- закреплять умение выделять основные цвета.

Прищепки основных цветов. Плоскостной домик с вырезанным окошком.

Предложить родителям принести прищепки большого и маленького размера, красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Декабрь

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Учить соотносить геометрические фигуры по величине.

«Подскажи дорогу Деду Морозу»

Дидактическое упражнение:  «Поймай рыбку» (величина)- формировать представления детей о величине предметов.

 Игрушка дед мороз, кирпичики.

Развлечения совместно с родителями «Прогулка по волшебному лесу»

2 неделя

Упражнять  детей в умении находить нужную геометрической фигуру.

«Подбери игрушку для елочки»

Дидактическое упражнение: «Геометрическое лото» продолжать формировать представление детей о формах предметов.

 «Собери машину» - умение детей при помощи фигур собрать машину.

Игрушка елочка, плоскостные фигуры геометрической формы.

Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть елочные игрушки. Обратить внимание на цвет, форму и величину

3 неделя

Учить детей чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы, закреплять умение накладывать фигуры на их контурное изображение на бумаге.

«Собери бусы»

Дидактическое упражнение:

« Разноцветные шары»- умение детей чередовать шары по заданной задаче.

Листы бумаги с нарисованными ниточками, вырезанные разноцветные кружочки.

Объявить конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)

4 неделя

Учить детей строить башню, чередуя цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

«Строим разноцветную башню»

Дидактическое упражнение: «Разложи по порядку»- учить детей чередовать цвет (красный, желтый, зеленый, синий), раскладывая предметы

Кубики разноцветные.

Предложить родителям взять домой игры на закрепление у детей восприятия цвета.

Январь

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Продолжать формировать представления о круглой форме предметов.

«Найди мячик для Тани».

Дидактическое упражнение: «Волшебный мешочек», «Посади бабочку на свою полянку»

Физическое упражнение «Поймай мяч»

Мячики, иллюстрации по стихотворению А. Барто «Таня».

Предложить родителям изготовить панно тренажер с замочками для развития мелкой моторики рук

2 неделя

Формировать умение различать величину предметов.

«Собери большую и маленькую машинку »

Дидактическое упражнение: «Собери пирамидку».

Игрушки машинки разного размера, пирамидка.

Предложить родителям прослушать консультацию на тему «Играем дома»

3 неделя

Закрепить понятие о форме предметов.

«Собери пирамидку»

Дидактическое упражнение «Поймай рыбку» «Подбери ведерко для рыбки по размеру»

Плоскостные ведерки большого и маленького размера, рыбки магнитные большого и маленького размера.

Предложить родителям изготовить пирамидки из разных геометрических форм.

4 неделя

Закреплять представление о величине.

«Веселая матрешка»

Дидактическое упражнение: «Найди одинаковые грибы на полянке».

«Угости Катю чаем»

Матрешки одним вкладышем внутри.

Кукла, чашка и блюдце разных размеров.

Предложить родителям сделать бумажных матрешек и разрисовать их разнообразными узорами

Февраль

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Продолжать формировать  представление детей о кубике. Учить находить данную фигуру в окружающем мире.

««Найди такую же фигуру»

 Дидактическое упражнение: «Чего не стало?».

 Предметы квадратной формы: кубики.

Внести  для игры наглядно- игровое поле

«Приглашение в гости»

Привлечь родителей к оформлению  альбома группы по теме «Мы играем»

2 неделя

Продолжать формировать у детей практические знания об основных цветах.

«Собери овощи в корзиночку»

Дидактическое упражнение: «Прокати шарик в лужку».

Рассмотрение иллюстраций предметов основных цветов.

 Игрушка корзинка, картинки для рассмотрения с изображением основных цветов.

Внести для игры наглядно- игровое поле «Собери урожай»

Родительское собрание

«Чему научились наши малыши»

3 неделя

Закреплять знания о круглых геометрических фигурах.

«Собери пирамидку»

Дидактическое упражнение: «Нанизываем бусы»

Игрушка пирамидка, объемные кольца разного цвета, шнурки.

Предложить родителям вместе с детьми поиграть в дидактическую игру на знание геометрических форм.

4 неделя

Закрепление представлений основных цветов.

«Собери грибочки в корзинку»

Дидактическое упражнение: «Нанизываем бусы, чередуя по цвету».

 Объемные кольца разного цвета, шнурки, плоскостные грибочки и корзинки основных цветов.

Предложить маме Давида Б. поделиться опытом семейного воспитания по обогощению сенсорного опыта своего сына.

Март

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Продолжать формировать цветовое восприятие

«Угадай, кто в домике живет?»

 Дидактическое упражнение: «Подбери по цвету»,

 

Куклы, одетые в наряды основных цветов: красный, желтый и синий, зеленый цвет. Плоскостные домики и животные разных цветов.

Консультация для родителей

«Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактическую игру.

2 неделя

Продолжать формировать умение соотносить величины.

«Помоги мишке найти свою кроватку»

Дидактическое упражнение: «Подарок для мишки»- учить детей соотносить предметы и игрушку соответствующей величины.

 Кроватки большая и маленькая, игрушка мишка большой и маленький.

Внести для игры наглядно-игровое поле «Стоит в поле теремок»

Предложить помочь приобрести кроватки разного размера для дидактической игры.

3 неделя

Знакомство детей с величиной предмета путем сравнения.

«Уложи кошек спать»

Дидактическое упражнение: «Собери по размеру»- продолжать формировать умение детей сравнивать предметы по величине.

Две кошки большая и маленькая, две кровати

 большая и маленькая.

Попросить родителей принести пробки разного цвета и разной величины для закрепления знаний о цвете, форме, величины.

4 неделя

Продолжать формировать у детей представление о величине предметов.

«Помоги ежику найти свой домик»

Дидактическое упражнение: «Разложи по домикам»

 Круги больших и маленьких размеров, плоскостные ежики большие и маленькие.

Подготовить выставку дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом и величиной.

Апрель

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Побуждать детей фиксировать внимание на прямоугольную форму предметов.

«Заборчик для лошадки»

Дидактическое упражнение: «Подбери по форме», закреплять формирование находить нужную форму.

Игрушка лошадка, кирпичики.

Внести для игры наглдно-игровое поле

«Посади животных в клетку»

Предложить родителям помочь в изготовлении  тренажера для мелкой моторики руки (с пуговицами).

2 неделя

Учить детей различать цвета предметов.

«Подбери капельки по цвету»

Дидактическое упражнение: «Мозаика», «Цветное лото»

- учить, детей выбирать предметы заданного цвета.

 Настольная игра: «Мозаика», «Цветное лото», плоскостные капельки одного размера, разные по цвету.

Предложить родителям домой игру «Собери пирамидку» (Денис, София, Лера)

3 неделя

Формировать у детей умение пользоваться простыми приемами установления величины предмета, сравнение, наложение.

«Помоги капельке»

Дидактическое упражнение: «Было- стало»- учить детей находить различия предметов по величине.

«Собери колечки»- развивать представление о величине предмета.

 Капельки больших и маленьких размеров.

Внести для игры наглядно-игровое поле « В бабушкином дворе»

Привлечь родителей к изготовлению игры «Собери колечки»

4 неделя

Формировать умение детей группировать предметы по величине и цвету.

«Дом для капельки»

 Дидактическое упражнение: «Строим дом»- продолжать учить детей обследовать предметы и узнавать их величину.

Капельки больших и маленьких размеров, красного, зеленого, желтого и синего цветов.

Семинар практикум «Игры в раннем возрасте».

Май

№ недели

Содержание

Игровые действия с предметами и дидактическими игрушками

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Работа с родителями

1 неделя

Закреплять навык группирования предметов по форме

«Подбери для солнышка лучики»

Дидактическое упражнение: «Подбери по форме»- закреплять умение детей находить предметы по форме.

«Баночки»- учить выполнять действия с предметами, соотносить форму предметов с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Баночки, крышки. Плоскостное солнышко и лучики.

Внести для игры наглядно-игровое поле «Речное путешествие»

Мастер- класс для родителей на тему: «Дидактические игры на формирование сенсорных эталонов в домашних условиях»

2 неделя

Совершенствовать зрительные операции с предметами: кубиками- вкладышами.

«Сделай подарок для солнышка»

Дидактическое упражнение: «Раздели на группы»-  закрепить умение  детей группировать, предметы по форме.

«Найди свой домик»-  закреплять представление о предметах разной формы

Плоскостные: солнышко разных цветов, квадраты разных цветов.

Привлечь родителей в изготовлении игры: «Кубики– вкладыши».

3 неделя

Закрепить умение сравнивать предметы по форме.

«Укрась лучики»

Дидактическое упражнение: «Узнай какой?»- закрепить умение правильно находить предметы нужного цвета.

«Пирамидка», «Башенка»-учить составлять целое, ориентируясь на цвет.

Плоскостные: солнышко и лучики разных цветов. Пирамидка одноцветная, кубики.

Внести для игры наглядно-игровое поле « Мы построим новый дом»

открытым показом интегрированного занятия «Зайке дети помогли, Его к дому отвели»

4 неделя

Закрепить умение группировать предметы по цвету и величине.

«Угощение для солнышка»

Дидактическое упражнение: «Найди нужный цвет»- закрепить умение детей находить заданный цвет.

Плоскостные: солнышко и чашки одного размера и цвета.

Родительское собрание на тему: «Как повлияло формирование сенсорных эталонов величины, формы и цвета на основе дидактических игр на развитие детей 2-го года жизни». Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Технология игр по сенсорному развитию детей второго года жизни»

Цель мастер-класса: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному развитию   помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по раз...

Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни

Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего  дошкольного возраста...

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень. Складывание двухместной матрешки.Нанизывание колец, убывающих по величине....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о сенсорных эталонах формы у старших дошкольников. Представлено описание сущности сенсорного эталона формы, рассмотрены особенности восп...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат»  в старшей группе...