Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 1. Модуль 3 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в свете ФГОС
учебно-методический материал по теме

Алексеенко Андрей Анатольевич

Тема 7 - Психолого-педагогическое сопровождение

Тема 8 - Карта психолого-педагогического сопровождения

Тема 9 - Основные направления и технологии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тест начат

Пятница, 1 Апрель 2016, 20:37

Состояние

Завершено

Завершен

Пятница, 1 Апрель 2016, 20:42

Прошло времени

4 мин. 19 сек.

Баллов

11,00/11,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Понятие «сопровождение» трактуется исследователями по-разному. Определите, кому принадлежат данные определения.

Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь;

 

Ответ 1Верно

Сопровождение - взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого;

Ответ 2Верно

Сопровождение - система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений;

Ответ 3Верно

Педагогическое сопровождение - особая форма деятельности преподавателя, направленнуая на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений.

Ответ 4Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

03. Образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) является

Выберите один ответ:

a. объектом психолого-педагогического сопровождения; Верно

b. предметом психолого-педагогического сопровождения;

c. целью психолого-педагогического сопровождения;

d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

04. Ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослые, сверстники), с самим собой является

Выберите один ответ:

a. объектом психолого-педагогического сопровождения;

b. предметом психолого-педагогического сопровождения; Верно

c. целью психолого-педагогического сопровождения;

d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

05. Обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) является

Выберите один или несколько ответов:

a. объектом психолого-педагогического сопровождения;

b. предметом психолого-педагогического сопровождения;

c. целью психолого-педагогического сопровождения; Верно

d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

06. Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению являются:

Выберите один ответ:

a. профилактика;

b. диагностика;

c. консультирование;

d. развивающая работа;

e. коррекционная работа;

f. психологическое просвещение и образование;

g. экспертиза;

h. все ответы верны. Верно

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

07. Формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей - это…

Выберите один ответ:

a. профилактика;

b. диагностика;

c. консультирование;

d. развивающая работа;

e. коррекционная работа;

f. психологическое просвещение и образование; Верно

g. экспертиза.

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

08. Это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем -

Выберите один ответ:

a. профилактика; Верно

b. диагностика;

c. консультирование;

d. развивающая работа;

e. коррекционная работа;

f. психологическое просвещение и образование;

g. экспертиза.

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

09. Задачами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях являются:

Выберите один или несколько ответов:

a. предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка Верно

b. психологическое обеспечение образовательных программ Верно

c. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации Верно

d. обеспечение готовности к школе

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

10. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат:

Выберите один или несколько ответов:

a. возрастные особенности детей на разных периодах развития; Верно

b. возможности обеспечения дошкольного учреждения;

c. психолого-педагогические направления деятельности; Верно

d. профессиональная компетентность педагогов.

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

11. Цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это

Выберите один ответ:

a. помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности; Верно

b. помочь ребенку полноценно организовать свою игру для достижения успешности в различных видах деятельности;

c. помочь ребенку полноценно развить свои способности, знания, умения и навыки для успешной подготовки к школьному обучению.

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

02. Для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса; Верно

b. признание авторитета педагога и его ведущей роли в воспитании;

c. равное признание активной коммуникативной роли друг друга; Верно

d. психологическая помощь детям в их развитии;

e. психологическая поддержка друг друга. Верно



Предварительный просмотр:

Тест начат

Пятница, 1 Апрель 2016, 20:44

Состояние

Завершено

Завершен

Пятница, 1 Апрель 2016, 20:48

Прошло времени

3 мин. 31 сек.

Баллов

1,00/1,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

01. В «Карту психолого-педагогического сопровождения дошкольника» входят следующие основные пункты:

Выберите один или несколько ответов:

a. результаты анкетирования родителей; Верно

b. адаптация к условиям детского сада; Верно

c. сенсомоторное развитие ребенка; Верно

d. индивидуальная работа с родителями ребенка; Верно

e. показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ; Верно

f. социометрический статус ребенка в группе сверстников; Верно

g. ориентировочная школьная зрелость; Верно

h. готовность к обучению в школе; Верно

i. индивидуальная работа с ребенком; Верно

j. рекомендации при поступлении ребенка в школу. Верно



Предварительный просмотр:


Тест начат

Пятница, 1 Апрель 2016, 21:07

Состояние

Завершено

Завершен

Пятница, 1 Апрель 2016, 21:09

Прошло времени

2 мин. 8 сек.

Баллов

4,00/4,00

Оценка

100,00 из 100,00

Отзыв

Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

01. При психолого-педагогическом сопровождении детских сюжетно-ролевых игр воспитателям и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций:

Выберите один или несколько ответов:

a. открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей; Верно

b. регулировать справедливое распределение игровых ролей среди детей;

c. подбирать сюжетно-ролевые игры с таким расчетом, чтобы; у разных детей были равные возможности проявить себя; Верно

d. поддерживать ценность игры как единственной и главной формы жизни ребенка;

e. избегать идентификации и фетишизации игры. Верно

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

02. При оказании помощи семье в организации полноценного общения, необходимо учитывать

Выберите один ответ:

a. как он относится к семье, к ее отдельным членам;

b. как относятся в семье к ребенку и как он относится к семье, к ее отдельным членам; Верно

c. как относятся в семье к ребенку.

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

03. Можно выделить несколько приемов формирования разумных потребностей, специфичных для воспитания именно дошкольников:

Выберите один или несколько ответов:

a. ребенку предоставляются «блага», в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать внимание, ломает и даже избегает их; Верно

b. в ребенке воспитывают духовные потребности, и чем они выше, тем более разумны и благородны материальные;

c. взрослые предлагают ребенку именно то, к чему он стремился, что он хочет, тогда появляется чувство благодарности к ним, уверенности в том, что взрослые всегда на страже его интересов; Верно

d. взрослые ограничивают информацию (рекламные предложения и др.) о материальных объектах, вызывающих неадекватные потребности у ребенка;

e. внимание ребенка переводится с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный. Верно

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

04. В дошкольном коллективе существует определенные особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», «отверженные»; Верно

b. в детском коллективе выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», но нет «отверженных»;

c. нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений, все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий; Верно

d. в коллективе дошкольников нет неформального лидерства;

e. выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал; Верно

f. большую роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют личностные особенности детей и их родителей;

g. огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители. Верно



Предварительный просмотр:

Практическое задание 3

Цель: Формирование умений и навыков педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

Задание: Прочитайте сюжеты из жизни детей дошкольного возраста и ответьте на вопросы.

1. «Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

-- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

-- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

-- Кто посмел?

-- Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

-- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.

-- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? ... Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

-- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!»

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт? 
2. Какие чувства испытывала девочка?

Ответ:

1.Опираясь на «Справочник дошкольного психолога» Широковой Г.А., а также используя сравнительную таблицу ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА практического задания №2,

хочется отметить, что основные параметры психологического развития ребят старшей группы (Отношения со сверстниками,   Форма общения, Наличие конфликтов и т. д.) в общем и целом уже сформированы. В связи с этим позицию педагога (позицию наблюдателя) считаю действенной и верной в данном случае.

 Воспитатель даёт ситуации назреть, после чего признав наличие проступка, наводит ребят на мысль, что признание и обещание «так больше не делать» искупает таковой и заслуживает прощения.

2. Девочка обуреваема сильным желанием уйти от ответственности за проступок, тем не менее находит в себе силы признать ошибку и извиниться: данное обстоятельство говорит о правильном векторе воспитания и незаурядном сильном характере.

2. «Мальчик старшего дошкольного возраста -- Валерик -- принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

-- Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...

-- По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? -- обращается воспитательница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

-- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

-- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:

-- Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...»
(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69--70.)

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей. 
2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

Ответ:

  1. Признание наличия проблемы, а также поиск и находка решения данной ситуации: ребята согласились, что поступок был нехорошим, но что Кирюша поступил так ненамеренно и стоит попытаться исправить ситуацию (извиниться и, допустим, склеить книгу) в чём все ребята вместе с воспитателем готовы помочь.

2. Успех в развязке данной ситуации кроется в умении перевести «всеобщее осуждение» на признание всеми «нечаянности, ненамеренности данного поступка» и желание всего коллектива помочь в решении проблемы.

3. «Как-то несколько ребят (4--6 лет), которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

-- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

-- Зачем? -- заинтересовался Вова. -- Она и так воспитательница.-- И после небольшого раздумья:-- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?»
(Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)

1. О чем свидетельствует этот разговор малышей? 
2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

Ответ:

  1. Согласно Широковой Г.А в данном возрасте происходит формирования образно- схематического мышления, развивается целенаправленное запоминание, на основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления. Применимо к ситуации в разговоре мальчиков чувствуется устойчивая ассоциативная связь между процессом обучения и приобретением добрых качеств (учение – знание – свет – добро). Подобный вывод ребёнка свидетельствует о недостаточной «теплоте» воспитателя.
  2. Педагогу стоит задуматься о проявлении большего внимания к своим подопечным и понять, что процесс воспитания очень многогранен и не состоит только лишь из одних запретов и ограничений.

4. «Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.
С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

-- Ой, как красиво! -- воскликнула Рита.

-- А какие пышные банты! -- с восторгом произнесла Наташа.
Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

-- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями. Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу». (А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.)

  1. Объясните причину возникшего конфликта. 
    2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей? 
    3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

Ответ:

  1. Невнимательность и непрофессионализм педагога.
  2. Для девочки подобное заявление воспитателя, человека с непререкаемым авторитетом в группе, крайне болезненно и обидно.
  3. Повторюсь: непрофессионализм – «зашоренность»,  нескрываемое раздражение в силу усталости или иных причин.

5. «Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.

-- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? -- опросил педагог.

-- А я не хочу заниматься, -- ничуть не смущаясь, ответил Валерик.

-- Сейчас же садись на место, -- строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,-- сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога. 
2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика? 
3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

Ответ:

  1. Исправлять просчёты в воспитании – нелёгкая задача. Марие Ивановне предстоит найти собственный «ключик» к Валерику и подобная безаппеляционность и строгость заявлений не лучший путь к успеху.
  2. Изначально получше узнать ребёнка (ознакомится с его психологической картой) на занятиях, в подобной ситуации, постараться заинтересовать чем- то, что близко ему, направить ход занятия по соревновательному руслу: «Ребята, а давайте поиграем в игру, кто лучше нарисует…».
  3. Гнев – плохой советчик. С педагогикой он несовместим. Если педагог сердится или раздражён - значит где-то в своей работе он допустил ошибку. Имеет смысл остановиться, задуматься и найти верное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1.Модуль 1. Основы дошкольной педагогики

Рано или поздно, многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда любимая работа требует от нас подтверждения нашей квалификации, а иной раз и переподготовки на платной основе. В наше время - время инт...

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

Доклад «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации требований ФГОС»

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на  эффективное усвоение детьми содержания образовательны...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....