Доклад на тему: "Музыкальные игры как педагогический феномен"
методическая разработка на тему

Иванова Елена Ивановна

В этом докладе можно получить информацию о музыкальных играх, основных целях и задачах, их классификации и этапах разучивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie-doklad.docx35.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры как педагогический феномен

 Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник  радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения  репертуара.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Игровые технологии в работе с дошкольниками  хороши  на любых занятиях, особенно  дают простор для фантазии педагога на музыкальных занятиях. Поэтому в своей работе при построении занятий я стараюсь использовать их, чтобы каждое занятие стало увлекательной игрой.

 По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет – это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности, что в полной мере отражается в его играх.

Умения сюжетосложения – это основная группа игровых умений, формирующаяся  в дошкольном детстве и обеспечивающаяся успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии – это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия.

Наиболее эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает социальное взаимодействие  людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление, обогащает духовный мир ребёнка, приобщает к прекрасному, к ощущению гармонии и является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Всё это необходимо для развития сюжетов игр. И музыка, и игра – образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой. Объединение двух феноменов – игры и музыки, даёт синергетический эффект. Синергия – в переводе с греч. означает: «син» - вместе, «оргос» - «действие» - эффект в сумме, взаимодействие двух или более факторов, действие которого существенно  превышает эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

 Музыка является средством  обогащения сюжетов детских игр, так как она эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре.

Поэтому, при подборе музыки, я в первую очередь учитываю такие критерии, как:

  • художественность;
  • образность;
  • богатство сюжетного повествования;
  • активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка;
  • побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре;
  • направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

И конечно главным условием является использование соответствующего возрасту музыкального репертуара.

Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, учитывая прежде всего ее расположение.  Внесли необходимое оборудование:  музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту), иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.

Используя игровые технологии на музыкальных занятиях,  я стараюсь создать доброжелательную, радостную обстановку,  эмоциональную поддержку, поощряя  любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Цели, задачи, значение музыкальной игры

Музыкальная игра – это продуктивная деятельность, которая выражается в создании каждый раз новой эмоционально действенной периферии центрального музыкального образа, события или деятельности.

Основная цель музыкальных игр – развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой личности ребёнка.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.        Коррекционные:

*        развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

*        формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.        Оздоровительные:

*        укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

*        развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

*        развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое    напряжение);

*        развитие быстроты двигательной реакции.

3.        Образовательные:

*          обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

*        развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

*        формирование умственных умений и действий.

4.        Воспитательные:

*        воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

*        эстетическое отношение к окружающему;

*        развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.        Развивающие:

*        познавательную активность;

*        устойчивый интерес к действованию;

*        саморегуляцию и самоконтроль;

*         внимание, память, мышление;

*        ориентировку в пространстве.

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры всё чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений.

Г. И. Анисимова предлагает музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Она выделила три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

По форме проведения игры подразделяются на:

—        статические (стоя или сидя);

—        игры с движением;

—        рече двигательные игры;

—        игры-шутки;

—        игры-песни;

—        артикуляционные игры;

—        игры-забавы;

—        игры-за гадки;

—        ритмические игры.

Статические игры развивают собранность, помогают снять

мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

  Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию,    нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Использование различных видов музыкальных игр в учебно-воспитательном процессе

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.

В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведу примеры.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.

 

 Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

 В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры. Очень ярким примером музыкальных игр – сборник Светланы Георгиевны Насауленко «Музыкальные игры»

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

 Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,  с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Я хочу представить музыкально-дидактические игры, которые наиболее часто использую в своей работе. Это игры: «Солнышко и тучка» с усложнением для каждой группы, на развитие у детей представлений о характере музыки, «Радуга» - на определение частей музыки в движении, «Три кита» и «Что делают в домике?»  - на определение жанров музыки и «Музыкальное лото» - знакомство с музыкальными инструментами, их группами в сказочной форме.

Мною была собрана папка музыкально-дидактических игр, в которую вошли игры на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, чувства ритма, памяти и музыкального слуха, закрепление пройденного материала, длительности звуков, на определение характера музыки, на развитие творчества.

Применение музыкально-дидактичных игр на занятиях дает возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певчих умений и музыкально-ритмичных движений, и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактичные игры проводятся на занятии (чаще во второй его половине) как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют учебный характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

Дидактичные игры на музыкальных занятиях начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры по большей части связанны с применением наглядности.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактичных игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и ИКТ.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-).

Например: музыкально-дидактическая игра «Лесные зверята» -  на развитие чувства ритма ( прохлопать ритмический рисунок, появляющийся на экране: большие зверята- долгие звуки, маленькие зверята – короткие звуки)

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать:  в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Этапы обучения  театрально-игровой деятельности в моей практике.

1.Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты.        

Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.

Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:

 строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином

углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и

снова находить свое место.

Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально

подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают

элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,

прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,

«лиса» и др.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый

 мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные

 характерные движения.

2.Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

 развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность

 в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они

стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются

интересные образы.

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

 Затем детям дается  творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.

Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.

Особое внимание я уделяю выразительности движений.

Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др.  Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.

Особенно детям нравятся игры-превращения и игры-танцы. Например упражнение-превращение «Заводные игрушки», направленное на развитие творческих способностей.

Детям предлагается посетить магазин игрушек и выбрать для себя или своего друга в подарок самую лучшую, красивую игрушку. Далее  превращаемся в игрушки и под музыкальное сопровождение выполняем движение в соответствии с текстом.

3.Декламация.  Выразительное чтение.

На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки. Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики, например:

Упр-е «Снежинка» и сказка-шумелка «Трусливый заяц»

«Снежинка»

Цель: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звёзды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко!        

(Кружение на носочках, медленно присесть, показать плавное падение снежинок. Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку, бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой).

В конце игры дети легко дуют на воображаемую снежинку.

Трусливый заяц
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)
Нам понадобятся: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон
1 - шуршим пакетом
2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты ("заяц бежит")
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по рубелю
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

 4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие , ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт  восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от

начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные

персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.

Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Приведу пример.

Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже

5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия.

Существуют специальные упражнения на произвольное расслабление. Они предусматривают использование способности детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела : когда ребенок представляет себе что-либо очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Эти игры используют воображение ребенка. Они учат расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близкие к способам релаксации, которыми пользуются взрослые.

Например, упражнение «Порхание бабочки» для детей старшего дошкольного возраста.

 Муз руководитель  включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

"Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите прекрасную бабочку, которая порхает с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый представит, что он - бабочка, что у него хорошие и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двигаются вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь посмотрите на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами красивейший цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую благоухающую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях ".

 Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

С такими  детьми в нашем детском саду стараются заниматься игровой терапией систематически. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

 Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщить детей к народной культуре.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

И хочется добавить, что родителям, музыкальным руководителям, воспитателям не следует пренебрегать музыкальными играми или использовать лишь некоторые из них на свой выбор. Дайте право выбора вашим детям, поиграйте с ними во все эти игры, а потом они сами дадут знать о своих преимуществах. Нет на свете ещё таких людей, которые не любят весёлых игр и развлечений. А если они ещё проводятся на музыкальном фоне – это способствует разностороннему развитию маленького человечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...

Доклад на тему "Музыкальное воспитание , как средство эстетического развития ребёнка"

Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру  прекрасного. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников: мыслить, чувствовать, воображать...

Доклад на тему "Музыкально-образовательная деятельность".

 Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также спец...

Доклад на тему: «музыкально-образовательная деятельность

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знани...

Доклад на тему "Музыкальные игры в детском саду"

В докладе раскрываются основные виды музыкальных игр в детском саду, их значимость....

Доклад Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»

Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»...