Дидактические игры по ознакомлению детей с миром космоса
картотека (подготовительная группа) на тему

Букина Яна Сергеевна

сборник игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_kosmos.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ»

Цели:

— учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

— познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материалы и оборудование:

— карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий;

— 1-2 отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

В игре участвуют от двух до четырех детей. Им раздают карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель. Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, наблюдая за звездами, разделили их на группы — созвездия; самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой — птицу, третий — человека.

Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, можно заметить, что созвездия появляются в небе в определенных местах: одно созвездие — за лесом, другое — всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, по ним они прокладывали путь, определяли свое местоположение.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком Созвездии идет речь.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности.

1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно отыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша — это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом — это его лапы и туловище, а сам ковш — седло. Древние люди считали, что вceэти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее.

Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

Воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Ребёнок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладет ее над соответствующим созвездием.

2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух).

Воспитатель показывает соответствующую картинку.

У кого созвездие Волопаса?

Дети смотрят на картинку и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее над ним.

3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

Воспитатель показывает картинку с соответствующим изображением.

У кого есть созвездие Лебедя?

Угадавший получает картинку.

4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня — Пегаса. У кого из вас есть созвездие Пегаса?

5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес — очень сильный человек. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел — очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита. Его тоже лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.

10. На небе можно найти даже Дракона — волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

11. Еще есть созвездие с необычным названием — Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея — имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У кого такое созвездие?

12. В небе есть созвездие Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие — голова Медузы Горгоны. Все, кто смотрел на нее, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это созвездие?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает игру.

Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, на Украине — Телегой, а в Сибири — Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Примечание. Когда ребята усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое созвездие?»

Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цели:

— развивать логическое мышление (анализ и синтез);

— развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

— развивать память.

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.

Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей — найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагается такая мотивация.

Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Предлагаемые наборы слов

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Времена года»

Цели:

— формировать временные представления;

— развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой замысел в рисунке, пользуясь различными изобразительными средствами.

Материалы и оборудование:

— бумага для рисования;

— различный материал для изобразительной деятельности;

— кассета с записью музыки «Времена года» П.И. Чайковского и А. Вивальди.

Предварительная работа:

— чтение книги В. Танасийчука «Удивительная прогулка» (экология в картинках);

— рассматривание репродукций.

Воспитатель. У каждого из вас есть любимое время года. Изобразите его. Мы с вами рассматривали картины художников с изображениями времен года в разное время суток. Из ваших рисунков мы составим свою галерею.

Во время рисования воспитатель включает музыку. Когда рисование окончено, работы детей размещаются на выставке. Воспитатель просит детей рассказать об их рисунках.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «СЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ», «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цели:

— закрепить последовательность частей суток и времен года;

— закрепить умение ориентироваться во времени;

— развивать внимание, память, логическое мышление;

— развивать умение проводить классификацию по существенным признакам.

Детям предоставляются наборы картинок с изображением частей суток (расположение Солнца на небосводе или времена года) и предлагается сложить их по порядку, найти ошибку в расположении картинок или угадать, чего не достает.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цели:

— уточнить представление о времени года и частях суток;

— расширить представление о деятельности людей в разное время года и суток;

— продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать логическое мышление.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, и какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. (Аналогично о частях суток.)

Воспитатель. А теперь я буду называть время года, а вы ответите, что бывает в это время года и что тогда делают люди. Например, я скажу; «Весна» — и положу камешек Васе, а Вася вспомнит и скажет, что бывает весной, например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему, и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цели:

— учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

— развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и читает текст. Дети отгадывают.

Воспитатель

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня ... (зима).

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... (лето).

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня ... (весна).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаясь сосен

И елочек. Я ... (осень).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цели:

— закреплять представления детей о Солнечной системе;

— закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;

— развивать логическое мышление, внимание, память, учить объяснять свой выбор;

— развивать познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром.

Все родители хотят развить в своих детях умение общаться, творческие способности и высокий интеллект. Как же это сделать правильно. В этом нам помогут обучающие игры. Ребенок узнает об окружающем мире...

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Кто, где живет?»...

Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром "Изучение мира природы"

Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром посредством игр...

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром.

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром. Изучение мира предметов...

"Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста"

Материал содержит картотеку дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушениями речи

Дидактическая игра может применяться не только в качестве структурного компонента занятия, но и в свободной деятельности детей, что усиливает результаты совместной деятельности воспитателей и педагого...