Статья на тему: «Социальные проблемы семей с детьми дошкольного возраста»
статья на тему

Букина Валентина Николаевна

Главная социально-педагогическая функция в деятельности дошкольного образовательного учреждения – выступать звеном, координирующим и интегрирующим всю совокупность социальных сред, составляющих жизненное пространство ребенка на протяжении дошкольных лет жизни и с началом обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Социальные проблемы семей с детьми дошкольного возраста»

Увеличение количества семей группы риска, дефицит воспитательных и других социально-адаптивных возможностей семей выдвигают на первый план необходимость квалифицированной помощи семье со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Главная социально-педагогическая функция в деятельности дошкольного образовательного учреждения – выступать звеном, координирующим и интегрирующим всю совокупность социальных сред, составляющих жизненное пространство ребенка на протяжении дошкольных лет жизни и с началом обучения в школе.

По мнению специалистов, в настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций и утрата ею ведущий позиций в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Семья перестает в полном объеме выполнять возложенные на нее функции.

Опираясь на результаты анкетного опроса родителей детей, посещающих ДОУ, в числе основных проблем, с которыми сталкиваются семьи в своей повседневной жизнедеятельности, лидирующие позиции занимают дефицит свободного времени, отсутствие собственного жилья, материальные затруднения, а также проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

В настоящее время семья, в большей степени выполняет хозяйственно-бытовую функцию, но значительный перевес хозяйственно-бытовой сферы семьи, материальные проблемы ослабляют ее воспитательную функцию, индивидуальную потребность супругов в отцовстве, материнстве, в контактах с детьми и их воспитании. Обучение детей социальным нормам во многом совершается не в семье, а очень часто происходит под влиянием средствам массовой информации и Интернет.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства.

Среди трудностей, встречающихся в воспитании детей, актуальными являются повышенная активность, подвижность, неусидчивость ребенка, непослушание ребенка, а также недостаток педагогических знаний у родителей.

Следует отметить также высокую нуждаемость семей с детьми в жилье. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2014 году, размер общей площади жилья, который приходится на одного члена семьи, в семьях с несовершеннолетними детьми почти на 1/3 меньше, чем в семьях без детей. Более половины семей с несовершеннолетними детьми оценивают свои жилищные условия как удовлетворительные, то есть «жить можно», но качество жилья оставляет желать лучшего. Каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них – в возрасте до 1 года. [1, С. 10]

Подавляющему большинству российских семей с детьми не доступны меры поддержки семей с детьми, ибо они ориентированы в основном на поддержку беременности и родов (60% расходов, предусмотренных в федеральном бюджете 2013 года на семейно-детские пособия), либо на поддержку семей с детьми до достижения ими возраста 1,5 лет (93% расходов федерального бюджета на выплату пособий по уходу за детьми). Фактически отсутствуют меры поддержки полных семей с кровными детьми старше полутора лет. [1, С. 12]

Серьезным испытанием для семей с детьми стала проблема устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное образование оказалось недоступным для 26% семей с детьми дошкольного возраста, причем около 70% из них – семьи с детьми в возрасте от полутора до 5 лет. Доступность дошкольного образования оказалась зависящей от региона проживания ребенка. Начало реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года позволило модернизировать систему дошкольных образовательных учреждений, сделать ее более гибкой и приспособленной к нуждам семей с маленькими детьми. [1, С. 13]

Отсутствие комфортной, ориентированной на семьи с детьми, инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления, досуга, напрямую с ослаблением института семьи не связано. В то же время эксперты отмечают, что за последние 20 лет (1993-2013) структура отдыха и досуга россиян изменилась. На смену народным гуляниям в парках под открытым небом приходят боулинги, клубы, театры и кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры. Отдых через покупки становится преобладающим. 70% россиян совмещают покупки и развлечения, посещая торговые и торгово-развлекательные центры. В крупных городах аттракционы, кинотеатры, как правило, располагаются в торговых центрах. В плохую погоду (а это более 6 месяцев в году на большей части России) почти нет выбора для семей с детьми. Полностью отсутствует сеть учреждений семейного отдыха и оздоровления. Между тем совместный досуг, отдых, оздоровление родителей и детей вне дома – важная часть жизнедеятельности семьи, ее открытости, соорганизованности и взаимопонимания.

По мнению специалистов, семья для дошкольника – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, в частности – детским садом. В дошкольной сфере в настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей образовательных учреждений к работе с семьей. Изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, педагогов и родителей. Все чаще педагогам приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций. Во-первых, молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье. Во-вторых, мы сталкиваемся с проблемой низкого образовательного уровня родителей (независимо от наличия диплома). В-третьих, родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Для того чтобы ребенок рос всесторонне развитым, культурным, социализированным в обществе, родителям необходимо восполнить пробелы в собственном образовании и вместе с ним постигать мир. Современные родители обладают широким доступом к информации, в том числе в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении полученной из разных источников информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи. Именно специалисты дошкольных учреждений способны оказать поддержку родителям.

Список использованных источников

  1. Мизулина Е.Б. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях // Составитель Мизулина Е.Б. и др. ЧАСТЬ 1. – М., 2013
  2. Режим доступа: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска""

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»Дети “группы риска” — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подв...

Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"

Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».

Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

Статья на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют д...