«ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
рабочая программа на тему

Киселева Наталья Валентиновна

Перспективный план работы педагога-психолога сказкотерапевтических

 занятий направленных на развитие личностного роста

Месяц

 

Тема занятия

 

Основная цель занятия

 

ноябрь

 

Диагностика личностного роста

Занятие №1 «Пряник»

  Занятие №2 «Ласточка»

1. Диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление различий между реальным и желаемым «я», проявление неосознанных представлений о себе, получение обратной связи каждым участником тренинга.

2. Осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире, понимание личных барьеров, блокирующих проявления творческих способностей.

декабрь

 

 

Занятие №3 «Тучка»

Занятие  №4 «Цепь»

 

1. Установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой.

2. Стимулировать участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

 

январь

 

                        Занятие №5 «Колючка»

                        Занятие №6 «Ёжики»

 

1. Помочь участникам тренинга пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

2. Показать трудности построения взаимоотношений, нахождения взаимопонимания между людьми.

 

февраль

 

 

 

   Занятие №7 «Сокровище»

              Занятие №8 «Волшебный ключ»

 

1. Установление контакта между участниками тренинга, восприятие и понимание другого человека, ориентация на состояние, в котором он находиться.

2. Поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

март

 

 

Занятие №9 «Фонарики»

                      Занятие №10 «Путь»

 

1. Развитие навыков создания мысленных зрительных образов, обретение уверенности и внутренней энергии в себе.

2. Расширение осознания участниками тренинга своих ощущений, углубление доверия между ними, создание переживания взаимной поддержки, более глубоких отношений.

 

апрель

                       Занятие №11 «Кедр»

Занятие №12 «Человек»

Диагностика личностного роста

1. Осознание внутреннего «я», процесса своего жизненного развития.

2. Формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание    сказочного  настроения

 

Примечание: в основе работы в данном направлении лежит программа И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnyy_rost.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Пряник»

Первое занятие

Цели:

- настроить группу на непринужденное и откровенное общение, создание сказочной атмосферы;

- диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление различий между реальным и желаемым «я», проявление неосознанных представлений о себе, получение обратной связи каждым участником тренинга;

- помочь участникам сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощью воображения осознать следующую закономерность: для того, чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходиться платить.

Ход занятия

Разминка «Лишний стул»

        Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидит, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предложение. Тот, кому недосталось места, становиться водящим и получает возможность предложить группе следующие условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

      - Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдает правила.

      - Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

       

Знакомство со сказкой

      Читается сказка «Пряник» (с.19). Сказка о жизненном предназначении человека. Она способствует осмыслению прожитого пути и позволяет задуматься о будущем.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Что можно было сделать с Пряником?
  3. Для чего предназначен Пряник?
  4. Почему его нельзя было съесть?
  5. Когда о человеке говорят, что он «черствый»? Что это значит?
  6. Что необходимо изменить в себе, чтобы не быть выброшенным, как пряник?
  7. Какой позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?

Технологии использования сказки

        Сказку можно использовать как притчу – нравоучение, а также провести ее анализ и переписывание с дополнением, ведущим к оптимистичному завершению данной ситуации.

Игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»

        Игра выполняется пантомимически. Каждый участник дважды появляется перед группой. Без слов, мимически и пантомимически, возможно также неартикулярными звуками, участник тренинга демонстрирует «какой он есть», а затем – «каким он хотел бы быть». После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказывается – ведущий. Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:         

  1. Что вы почувствовали, когда увидели представление?
  2. Что вас удивило?
  3. Какие различия вы заметили между «я» реальным и «я» желаемым?

Игра «Волшебная лавка»

      Данную игру можно проводить в группе, участники которой достаточно хорошо знакомы друг с другом. Ведущий говорит группе: «Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Вы можете высказать любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам стоить.

     Итак, устраивайтесь поудобнее. Сделайте несколько глубоких вздохов и выдохов и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем лесу? Что вы слышите? Какие ароматы ощущаете? Что вы еще ощущаете?

      Внезапно тропинка выворачивает и приводит вас к какому-то старому дому. Вам становиться интересно, вы заходите в внутрь. Стены дома оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелочной лавке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная.

      Теперь представьте себе, что я – продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего хотите от жизни. Однако есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: «Что ты отдашь за это?», и он должен решить, готов ли отдать что-либо и что именно это будет. Больше я ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил».

Подведение итогов

        Участники группы делятся впечатлениями: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Ласточка»

Второе занятие

Цели:

-  снятие напряжения, сокращение дистанции в общении;

- осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире, понимание личных барьеров, блокирующих проявления творческих способностей.

 Оборудование:

 - цветные карандаши, листы бумаги (по количеству человек).

Ход занятия        

Разминка «Путаница»

     

        Группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы, за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы – распутаться, неотпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то – лицом из круга.

Знакомство со сказкой

 

       Зачитывается сказка «Ласточка» (с. 20). Эта сказка для тех, кто испытывает трудности в самоопределении, сопровождающиеся депрессией и тревогой. Сказка способствует раскрытию личностного потенциала и самореализации, осмыслению прожитого и моделированию будущего, помогает изменить взгляд на жизнь, найти свой путь и место в ней.

      Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Почему ласточка часто гостила у друзей?
  2. Почему она не могла нигде прижиться, что ей мешало?
  3. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытала героиня сказки?
  4. Что помогло Ласточке изменить взгляд на свою жизнь?
  5. Как это произошло?
  6. Нарисуйте самую яркую картину сказки.
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки?

Технологии использования сказки

    Сказку можно использовать как метафору и притчу-нравоучение, а также провести ее анализ, рисование и драматизацию.

Игра «Качество личности»

        Участники тренинга садятся в круг. Ведущий дает группе следующую инструкцию: «Сейчас мы все попытаемся сосредоточиться на себе, своих мыслях, чувствах, переживаниях. Сядьте, пожалуйста, как можно удобнее и закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Почувствуйте, как с каждым выдохом уходят ненужные заботы, исчезает напряжение. Сконцентрируйте все свое внимание на собственном теле. Почувствуйте его от ступней ног до макушки. Вы можете услышать какие – либо звуки, ощутить прикосновение воздуха к вашему лицу. Если вам захочется изменить позу, сделайте это.

    А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором вы живете. Для нашего сложного времени характерны быстрые и резкие изменения. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, сегодня могут происходить за считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.

      Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (Эти два вопроса ведущий повторяет с интервалом 2-3 раза). Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогаем вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

      А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь еще есть другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами».

      После того как все участники группы откроют глаза, ведущий может предложить всем еще некоторое время оставаться один на один со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями, а потом попытаться нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, цветные карандаши, пастель и т.д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейшего занятия.

     После того как все закончат рисовать, ведущий дает участникам тренинга дальнейшие инструкции: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы по 4-5 человек в каждой и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, способности поведения помогают нам, а какие, наоборот, затрудняют нашу жизнь. Составьте, пожалуйста, в нашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будет конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

     В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, пояснять, то, что им не в полнее ясно. При этом ведущий записывает называемые качества и особенности поведения на доске или листе ватмана.

Ниже приводятся два сокращенных перечня качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире.

Качества, особенности поведения, помогающие человеку в жизни:

  1. Любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм.
  2. Принятие себя и мира во всех проявлениях.
  3. Умение посмотреть на проблему глазами других.
  4. Чувство юмора.
  5. Переживание своей «незаконченности», «незавершенности».
  6. Общительность, контактность.
  7. Сензитивность, эмпатия.
  8. Желание помогать людям.
  9. Работоспособность.
  10. Мечтательность, способность фантазировать.
  11. Решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д.

Качества, затрудняющие жизнь:

  1. Неуверенность в себе, своих силах.
  2. Предвзятость мнений.
  3. Заниженная самооценка.
  4. Несамостоятельность.
  5. Чрезмерная приверженность принципам.
  6. Стереотипность мышления и поведения.
  7. Ориентация на общественные нормы, правила, излишняя чувствительность к мнении. Других.
  8. Тревожность.
  9. Высокая внушаемость и т.д.

Подведение итогов

        Участники группы делятся впечатлениями: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

 

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Тучка»

Третье занятие

Цели:

 - улучшение настроения, настроить членов группы на непринужденное поведение, сокращение дистанции в общении.

 - установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой;

 - выражение различных эмоциональных состояний, чувствование своего тела, раскрепощение.

Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги (по количеству человек), запись веселой музыки.

Ход занятия

Разминка «Внимание»

      Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий встает около одного из концов шеренги и дает инструкцию: «Необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стоял тот, у кого самый небольшой рост. Начали!»

      После того как группа выполнила задание, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения.

      «Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами».

    Кроме названных двух, можно использовать следующие задания:

     «В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами, в конце – с самыми светлыми»;

     «Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения и т.п.

    Все задания дают возможность обсудить, как удается достичь понимания в общении.

    Эффекты данного упражнения разнообразны.

 

Знакомство со сказкой

     Зачитывается сказка «Тучка» (с. 23) Эта сказка для тех, кто имеет проблемы в общении с окружающими, чувствует себя одиноким и, как следствие, становиться агрессивным, замкнутым.

     Сказка показывает, что человек, не допускающих к себе других, практически исключает себя из человеческого общества, и помогает осознать важность проявления чувств открытости и естественности, показывает значимость тех норм человеческого общения, которыми он раньше пренебрегал. Сказка способствует социализации, помогая осознать ценность членов коллектива, семьи, важность взаимоотношений с ними.

     

 Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Нарисуйте Тучку такой, как вы ее увидели.
  2. Почему Тучка, когда выросла, стала неприступной и сдержанной?
  3. Что произошло на земле, когда Тучка закрыла Солнышко?
  4. Кто и каким образом изменил настроение жителей земли?
  5. Что произошло после того, как Тучка проявила свои эмоции и заплакала?
  6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытала главная героиня?
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки?

Технологии использования сказки

- анализ;

- рисование;

- рассказывание;

- проигрывание всей сказки или ее значимых ситуаций: в ролях с помощью кукол.

Игра «Установление дистанции»

       Существует два варианта этой игры: «индивидуальные дистанции» и «групповая дистанция». Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек встает в центр круга. Участники тренинга берут друг друга за руки и по команде центрального участника подходят ближе или, наоборот, отходят от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становиться некомфортно, он говорит «стоп» - и вся группа замирает.

Игра «Танцы»

      Для танцев потребуется подвижная, зажигательная, веселая музыка. Ведущий может сказать: «Сегодня мы попали с вами в сказочную страну, жители которой любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а посредством танца. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (участники вместе с ведущим показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной страны и начинаем танцевать!»

       Ведущий включает музыку и дает участникам тренинга различные задания:

  1. «Сейчас мы танцуем, потому что очень весело, мы веселимся»
  2. «А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим».
  3. «А теперь мы на что-то рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые, мы злимся, топаем ногами и машем руками».
  4. «Злость наша прошла, и мы танцуем радостно».
  5. «Нам подарили волшебный воздушный шарик, мы тянемся и взлетаем в след за ним».
  6. «А теперь мы танцуем свободно и легко».
  7. «Сейчас мы танцуем как солнечные лучики на лесной полянке».
  8. «А теперь мы танцуем как легкий ветерок».
  9. «Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки».

        Ведущий может давать участникам различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет им отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое важное: танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают участникам находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Лены группы учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.

Подведение итогов

        Участники группы делятся впечатлениями: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Цепь»

Четвертое занятие

Цели:

- формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание сказочного настроения;

- выработать навыки расслаблениям и снятия напряжения;

- стимулировать участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Ход занятия

Разминка «Волшебная палочка»

      Игра проводиться в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае. Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит, например, о своих желаниях применительно к сказкотеропевтическим заданиям. Для придания игре яркости рекомендуется изготовить красивую «волшебную палочку», которую участники передают тому, чье мнение хотят услышать.

Знакомство со сказкой

      Зачитывается сказка «Цепь» (с. 25) Сказка способствует психологической подготовке к напряженным эмоциональным состояниям и символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов, помогает наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Так же сказка помогает раскрыть личностный потенциал, способствует принятию в символической форме своей физической активности и самореализации.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. как думаете, о чем эта сказка?
  2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
  3. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.
  4. как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и цепью?
  5. Можно ли было назвать их отношения настоящей дружбой?
  6. Встречали ли вы людей, похожих на какого- либо из героев сказки?
  7. При каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация в реальной жизни?
  8. Как вы думаете, почему у утки было собственное имя, а у цепи  - нет?
  9. Что чувствовала Кряка, когда обнаружила, что цепь натерла ей шею?
  10. Что сделала кряка, чтобы снова летать легко и свободно? Какие черты характера она при этом проявила?
  11. Какие изменения в поведении цепи привели к тому, что она почувствовала себя сильной и крепкой?
  12. Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи привели к их расставанию, а Цепи и машины – к сотрудничеству?
  13. Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?
  14. Что означает выражение «настоящая дружба»? Какие отношения характерны для настоящих друзей?
  15. Можно ли оставаться настоящими друзьями, находясь далеко друг от друга?
  16. Чему мы можем научится у этой сказки?

Технологии использования сказки:

       Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание в ролях или с помощью кукол. Сделав перерыв перед второй частью сказки, можно предложить взрослому сочинить продолжение сказки, в котором будет описаны дальнейшие взаимоотношения героинь и способ решения конфликтной ситуации. Таким образом, сказка станет проективной и не только точно покажет проблемы клиента, но и поможет ему самому найти верное решение проблемы. Вопросы к сказке можно использовать для анализа не только дружеских взаимоотношений, но и семейных, рассуждая на тему: что, же такое настоящая любовь?

Игра «Слепой и поводырь»

      Группа делиться по парам. Один из двоих закрывает глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим, который должен провести «слепого» по посещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Упражнение выполняется, молча, без слов. Обычно такая прогулка продолжается не менее 20 минут, поле чего «слепее» и «поводыри» меняются ролями и снова проводят прогулку.

      При обсуждении необходимо, чтобы высказал свои впечатления о том, как он чувствовал себя в разных ролях. В роли «слепого»: как воспринимал мир, помогал ли ему поводырь или тащил, куда считал нужным; в роли поводыря: было ли взаимопонимание со «слепым», какие чувства были по отношению к нему, что делал, чтобы укрепить доверие своего партнера.  Участники отвечают на вопрос: «Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?»

   

Игра «Растопи круг»

       В этой игре все встают в круг и берутся за руки. Водящий входит в круг. Его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит того, кто сумеет сказать добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в круге, кто выразит ему свою теплоту, благодарность и восхищение – самые лучшие человеческие чувства.

      Инструкция для стоящих в круге: «Вы не имеете желания выпускать того, кто в круге, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам и, на ваш взгляд, человек говорит от всей души – вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить человека. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно, он должен это заслужить. С другой стороны, дайте человеку шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круге будет ни он, а кто захочет. Каждому водящему дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?»

Подведение итогов

        Участники группы делятся впечатлениями: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

        

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Колючка»

Пятое занятие

Цели:

- снятие напряжения, создание дружественной обстановки;

- осмысление форм общения, используемых людьми, сопоставление их с общественными нормами других людей;

- помочь участникам тренинга пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги (по количеству человек).

Разминка «Молекулы»

       Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) «атомы» объединяются в «молекулы» по два человека.

        

Знакомство со сказкой

       Зачитывается сказка «Колючка» (с.30) Эта сказка для работы с теми, кто испытывает чувство острого одиночества и, как следствие, становиться агрессивным и замкнутым. Трудности героини сказки: непринятие своего окружения, фантазирования, защищающее ее от реальности.

     Сказка способствует социализации и иллюстрирует работу психолога с членами коллектива: помочь ощутить себя единым целым и передать радость взаимного понимания. Кроме того, сказка способствует принятию реальности, способствует раскрытию личного потенциала и самореализации.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Почему Колючка казалась себе одинокой?
  3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?
  4. Что она сделала, чтобы расцвести?
  5. Есть ли среди наших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?
  6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?
  7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?
  8. Чему можно научиться у этой сказки?
  9. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.        

  Технологии использования сказки:

        - анализ;

        - рассказывание;

        - рисование.

Игра «Войди в круг»

      Несколько участников тренинга выходят за дверь, затем приглашают по одному. Оставшиеся члены группы образуют круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в круг. При этом у группы существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливо об этом попросить, выполнить какое либо условие и т.д.) Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность членов группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

     При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как о результате непонимания, невыполнения социальных норм, а так же о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т.п.) существуют свои «договоренности», не всегда известные другим.

Игра «Цветок»

       Участники тренинга делятся на пары. Один из них представляет себя бутоном. Он может описать свой цвет и форму, вид соцветия, почву, на которой растет. Второй член пары представляет себя героем, оказывающим поддержку бутону. Он подходит к сидящему сгруппировавшись «бутону» со стороны спины, можно обхватить его своими руками и укачать его. Бутон набирает силу и «распускается»№. Затем партнеры меняются местами.

      Подобное упражнение может увести участника в самую глубь его личности. Потому следует убедиться, что все участники закончили его полностью и у них не осталось незавершенных переживаний.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

        Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.    

 

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Ёжики»

Шестое занятие

Цели:

- повышение взаимной чувствительности членов группы;

- трансформация накопленного раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и внимательность к другим участникам тренинга;

- показать трудности построения взаимоотношений, нахождения взаимопонимания между людьми.

        

Ход занятия

Разминка «Коллективный счет»

        Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

        При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова называть с единицы.

      Общей целью группы становиться увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, улавливать настрой другого участника тренинга, чтобы понять, необходимо ли им в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Знакомство со сказкой

       Зачитывается сказка «Ёжики» (с.39) Сказка иллюстрирует работу психолога с членами коллектива: помощь в налаживании отношений с другими, осознании ценностей партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними. Также сказка помогает раскрытию личностного потенциала, способствует развитию творческих способностей и помогает духовному росту человека.

        

 Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Нарисуйте главных героев сказки.
  3. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
  4. Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?
  5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?
  6. Какое событие привело к тому, что ежика захотели научиться общаться?
  7. Как вы думаете, почему заболела кнопочка?
  8. Почему мудрый Филин предложил ежикам начало заняться спортом, а потом найти общее дело?
  9. После каких событий и как изменилась Кнопочка?
  10. Какими стали отношения между Чарли и Колючкой после обучения?
  11. Чему вы можете научиться у этой сказки?

Технологии использования сказки:

        - анализ;

        - рассказывание;

       

Игра «Да - нет»

       Ведущий дает группе следующую инструкцию: «Выберите себе пару и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто - «нет». Один из вас начинает игру, произнося слово «да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет». Тогда первый снова говорит: «Да», может быть чуть громче, а второй опять ему отвечает: «Нет», тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: «да», или «нет». Но вы можете произносить го, как вам захочется: тихо или громко, нежно или, грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, однако при этом важно, чтобы никто никого необидел. Через некоторое время я подам сигнал о том, что пора заканчивать». (Продолжительность диалога – 5-5 минут.) Затем участники меняются ролями. После окончания игры они делятся своими чувствами, которые остались после диалога, и отвечают на вопросы ведущего. Например:

    - Как ты сейчас себя чувствуешь?

    - Как тебе удобнее спорить – произнося слово «да» или «нет»?

    - Громко или тихо ты говорил?

Игра «Зеркало»

      И группы выбираются 2-3 пары. Участники игры попарно становятся друг напротив друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно дать паре несколько попыток до совершения первой ошибки, можно предоставить каждой паре время: 3-05 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением или одному партнеру доставалось только роль отражения.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

        Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.    

        

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Сокровище»

Седьмое занятие

Цели:

- углубить умение участников понимать друг друга без слов;

- установление контакта между участниками тренинга, восприятие и понимание другого человека, ориентация на состояние, в котором он находиться;

- осознание участниками тренинга тех своих качеств, которые способствуют взаимопониманию с другими.

Оборудование: карточки с нарисованными (буквами, знаками) по количеству человек, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

 

Разминка «Пишущая машинка»

      Участникам игры раздаются карточки с одной или несколькими буквами, цифрами, знаками. Предлагается «напечатать на машинке» любой текст, предложенный ведущим или группой. При «печатании», когда подходит очередь какой-либо буквы, тот, кто ее получил, хлопает в ладоши, называя букву (или встает со стула). При пробеле между словами хлопают в ладоши все. Можно также хором отмечать перевод строки «Дзинь!»

Знакомство со сказкой

       Зачитывается сказка «Сокровище» (с. 44) Сказка способствует социализации и иллюстрирует работу психолога с членами коллектива: помощь в осознании ценности своего окружения и важности взаимоотношений с ним, наложении отношений с другими и закреплении нового, конструктивного стиля общения, основанного на взаимном принятии и сотрудничестве. Кроме того, сказка способствует раскрытию личностного потенциала и духовному развитию человека.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Как вы думаете, о чем эта сказка?
  2. Какие чувства заставили жителей поселений отгородиться друг от друга?
  3. Кто помог им взглянуть на свои отношения по-другому? Каким образом?
  4. Что сделали жители, чтобы найти свои сокровища?
  5. После каких событий жители решили построить мост между городами?
  6. Что символизируют между собой сокровища, замурованные в стену?
  7. Как вы думаете, что сделали жители с найденными сокровищами?
  8. Какое «сокровище» есть у каждого из вас?
  9. Нарисуйте ту часть сказки, которая вам запомнилась больше всего.

Технологии использования сказки:

      Сказку можно использовать в качестве притчи-нравоучения, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование, драматизацию.

Игра «Контакт»

      Все участники располагаются большим полукругом.

      Ведущий дает группе следующую инструкцию: «Пусть каждый из вас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только невербальными, установить контакт с каждым участником тренинга».

      После того как все выполнят это задание, ведущий предлагает участникам обсудить их впечатления. При поведении итогов ведущий акцентирует внимание на тех средствах установление контакта, которое перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

     

Игра «Самое лучшее»

      Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Если бы сейчас вы могли помочь другим пройти к взаимопониманию, что бы вы им сказали? Назовите черту характера, которая этому способствует. Назовите самое ценное ваше качество».

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

        Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.    

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Волшебный ключ»

Восьмое занятие

Цель:

- формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание сказочного настроения;

- позволить участникам группы соприкоснуться с теми сторонами своей личности, которые никогда не осознавались ими полностью, проиллюстрировать процессы проекции и помочь им идентифицировать и, возможно, исправить фрагментарные аспекты их личности;

- поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Оборудование: «волшебная палочка», звездочки-наклейки разных цветов по количеству человек, листы бумаги, цветные карандаши.

     

Ход занятия

Разминка «Волшебная палочка»

      Игра проводиться в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае. Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит, например, о своих желаниях применительно к сказкотеропевтическим заданиям. Для придания игре яркости рекомендуется изготовить красивую «волшебную палочку», которую участники передают тому, чье мнение хотят услышать.

Знакомство со сказкой

       Чтение сказки «Волшебный ключ» (с. 47) Сказка способствует расширению сознания и самоопределению, помогает человеку осознать ценность партнера и важность взаимоотношений с ним.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Как вы думаете, о чем эта сказка?
  2. Нарисуйте самую запомнившуюся вам картину сказки. Что в ней примечательно?
  3. Какие события привели к тому, что ключ остался на полке в закрытом магазине?
  4. Знакома ли вам такая ситуация, в которой находился ключ?
  5. Какие события произошли прежде. Чем юноша встретился с девушкой?
  6. Можем ли мы обрести ключ от своего сердца? Что нам мешает или помогает в этом?
  7. Можем ли мы принять себя и других такими, какие есть?
  8. Что для этого надо?
  9. Нарисуйте планету Счастья и страну Любовь. Какие страны еще есть на этой планете?

Технологии использования сказки:

            - анализ;

- рассказывание;

- переписывание и сочинение, которое можно придумать, ответив на вопрос: как еще можно было бы использовать ключ и как развивались бы тогда события сказки;

- рисование наиболее запомнившегося сюжета или своей ассоциации к сказке.

Игра «Заброшенный магазин»

        Ведущий дает участникам следующую инструкцию: «Лягте на пол или удобно сядьте, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторонам. Что вы видете? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замечаете боковую улочку. Сверните в нее. Продолжая свой путь, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что что-то оставлено. Попробуйте разобраться, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажется на центральных улицах. После этого возвращайтесь к реальности, то есть к группе».

       Каждый участник тренинга получает по 5-10 минут для обсуждения, в ходе которого участникам предлагается следующее: «Опишите предмет, который вы увидели в виде заброшенного магазина. Станьте этим предметом и говорите как бы от его имени. Попытайтесь ощутить, что значит всеми покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в магазине? Какого вам приходиться в качестве этого предмета? Через несколько минут снова станьте собой и еще раз осмотрите оставленный в витрине предмет. Замечаете ли вы в нем что-нибудь новое?» Хотите ли вы сказать о нем еще что-либо?»

       Так продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не получит возможность идентифицировать себя со своим забытым предметом.

Игра «Звездочки»

      Ведущий готовит для игры «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий (или наблюдатель, если ведущий также участвует в игре) смотрит, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам.

     

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

        Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.    

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Фонарики»

Девятое занятие

Цель:

- снятие напряжения, создание дружественной обстановки;

- рефлексия группы по поводу важности и одновременно сложности взаимодействия труд с другом, осознания себя;

- развитие навыков создания мысленных зрительных образов, обретение уверенности и внутренней энергии в себе.

Оборудование: музыка для релаксации

     

Разминка «Молекулы»

       Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) «атомы» объединяются в «молекулы» по два человека.

        

Знакомство со сказкой

       Чтение сказки «Фонарики» (с. 48) Сказка помогает дать оценку своему жизненному пути, способствует личностному развитию, изменению мировоззрения и духовному росту человека.

    Возможные вопросы при анализе сказки:

- к частям 1,2:

        1. Что означает, когда про человека говорят, что он «темный»?

        2. Какое событие помогло фонарикам выйти из своей квартиры на улицу?

        3. Была ли в вашей жизни или жизни ваших знакомых ситуация, которая помогла по- новому взглянуть на себя и свою жизнь?

- к части 3:

        1. Почему после первого ремонта, став красивыми и яркими, фонарики не стали «светлыми»?

        2. Всегда ли мы можем сказать о внешне красивом и ярко одетом человеке, что он «светлая» личность?

        3. Что сделали фонарики для того, чтобы их лампочки стали светить?

- к части 4:

        1. Кто помог фонарикам все неисправности?

        2. Где мы в своей жизни можем встретить мастера Огонька?

        3. Как вы думаете, «внутренний свет» есть у каждого человека?

        4. Какие «контакты» должны работать у человека, чтобы был виден свет его души?

Технологии использования сказки:

         Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование. Сделав перерыв между третьей частью сказки, а потом – перед четвертой, можно предложить самому продолжить ее, ответив на вопросы: как развивались события дальше и как помогли фонарикам работники мастерской?

    Таким образом, сказка станет проективной и позволит клиенту, не только обозначить свою проблему, но и, прибегнуть к методам самопомощи, символически отреагировать физиологические и эмоциональные стрессы, восстановить свое психологическое состояние.

Игра «Завяжи глаза»

       Членам группы (всем или добровольцам) ведущий предлагает плотно завязать себе глаза и ходить по помещению молча, стараясь не задевать друг друга (помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы исключит возможность трав). При обсуждении игры можно выделить ее различные стороны в зависимости от целей занятия: трудности, радость и ответственности построения взаимоотношений с людьми, необходимости развития эмпатии.

Игра «Свет»

        Ведущий проводит с участниками упражнение по релаксации.

       Спокойным, ровным, монотонным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию участников группы, руководитель дает словесные инструкции: «Займите самое удобное для вас положение. Выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сначала воздух заполняет брюшную полость, затем – вашу грудную клетку, легкие. Сделайте полный вдох, а затем – несколько легких, спокойных выдохов.

       Теперь спокойно, без специальных усилий, сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с креслом, полом, в тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что кресло или пол приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте мышцы, с помощью которых вы поддерживаете себя».

    После достижения необходимого уровня релаксации ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации.

 

      Упражнение 1

       «Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, руля и весел. Вы движетесь туда, куда несет вас ветер, океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти толчки и выныриваете на поверхность. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли воды, подушку моря над вами, поддерживающую вас. Сосредоточьтесь на ощущениях, возникающих у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане» (Пауза 1-2 минуты)

    Упражнение 2

      «Вообразите себя гуляющим по окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить. Как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры. Заметьте, что один из них выглядит встревоженным, другие спокойны и радостны. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум. Гудят автомобили, визжат тормоза. Может быть, вы слышите и другие звуки. Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдите и поприветствуйте этого человека или пройдёте мимо?... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной         улице. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что это храм – место, где не слышны слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери, открываете их, входите и сразу же оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной». (Пауза 1-2 минуты.)

        «Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери на улицу. Как вы теперь себя чувствуете? Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вернуться сюда».

Упражнение 3

        «Вспомните то время своей жизни, когда вы были уверены, что по-настоящему любимы… Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Вспомните все звуки, цвета, запахи, музыку, свои чувства и заново их переживите. Попробуйте ответить самому себе: каковы самые существенные особенности этого переживания? Есть ли это чувство с вами сейчас? Если нет – то что мешает испытывать его?»

Упражнение 4

     «Вообразите перед собой какой – нибудь источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на ваше тело. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

       Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела. Теперь поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела. Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия действует на голову. Теперь источник энергии находиться у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

      Представьте, что вы посылаете энергию какому - то человеку, а теперь – другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым».

Упражнение 5

        «Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы ведете высокую каменную стену, увитую плещем, в котором находиться деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказались в старом, заброшенном саду. Когда – то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись, что не видно земли. Трудно различать тропинки. Представьте, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветви, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их – делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид.

        Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали. Поработайте над оставшейся частью сада».

Упражнение 6

      «Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, прочно поставленный маяк. Представьте себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов. Помните об этой энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности на берегу.

          Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет».

         Данные упражнениям выполняются последовательно: от первого до шестого. Словесные инструкции могут произноситься на фоне соответствующей музыки.

         После выполнения упражнения происходит обсуждение образов и чувств, которые возникли у участников тренинга.

         

 

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

        Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.    

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Путь»

Десятое занятие

        Цель:

        - снятие напряжения, создание дружественной обстановки;

       - развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное и  состояние;

       - расширение осознания участниками тренинга своих ощущений, углубление доверия между ними, создание переживания взаимной поддержки, более глубоких отношений.

       

        Разминка «Молекулы»

       Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) «атомы» объединяются в «молекулы» по два человека.

        

Знакомство со сказкой

        Зачитывается сказка «Путь» (с. 52) Сказка помогает дать оценку своему жизненному пути, способствует взаимодействию с окружающим миром, изменению мировоззрения и духовному росту человека.

Возможны вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
  3. Какие чувства заставили Мастера отправиться в путь?
  4. Через какие испытания прошел он на своем пути?
  5. Какие выводы о жизни делал Мастер, пройдя лес, поле и переплыв реку?
  6. Согласны ли вы с такими выводами?
  7. Как, по-вашему, что такое жизнь и в чем ее смысл?
  8. Почему юноша не прекратил свой путь, дойдя до леса или находясь в поле?
  9. Насколько важно уметь слушать свое сердце?
  10. Нарисуйте ту часть сказки, которая вам запомнилась больше всего.
  11. Чему можно научиться у этой сказки?

Технологии использования сказки

      Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рисование. Делая прорыв перед каждой частью сказки, можно предложить взрослому самому сочинить продолжение, где описать путешествие героя по лесу, в поле, у реки. Таким образом, сказка станет проективной и не только точно покажет проблемы клиента, но и поможет ему самому найти верные их решения. В конце обсуждения важно подчеркнуть, что каждый человек имеет свое представление о жизни и ее смысле, каждый ищет и находит ответ самостоятельно.

Игра «Доверительна прогулка»

     

  Ведущий дает группе следующую инструкцию: «Разделитесь на пары, выбрав себе в партнеры наиболее знакомого человека. В каждой паре один из партнеров начинает упражнение как ведущий, а второй – как ведомый, с завязанными глазами.

       Если вы – ведущий, вам надо взять партнера за руку, под локоть. Молча, направляйте партнера так, чтобы он избегал препятствий: ступеней, стен, и т.д. Давайте вашему партнеру прикоснуться к интересным на ощупь предметам, например, к занавескам или коврам, а также к другим участникам группы, у которых глаза тоже завязаны. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш партнер смог ощутить разную поверхность, по которой он ступает.

       Если вы ведомый, обращайте внимание на свои ощущения, возникающие в связи с необходимостью полностью довериться другому. Старайтесь глубже воспринимать все новые ощущения. Через 20 минут поменяйтесь ролями»

       При обсуждении участники тренинга делятся друг с другом впечатлениями о том, какого быть поводырем и отвечать за благополучие того, кого ведешь, и какого пребывать в роли ведомого.

Игра «Ресурсное состояние»

         Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации: «Вспомните ту ситуацию, когда вам было особенно хорошо и вы были уверены в себе. Посмотрите на себя со стороны – где вы находитесь, как выглядите. Подойдите поближе, почувствуйте тепло этого образа, слейтесь с ним. Вы уверенны в себе, вам хорошо. Побудьте в образе. Какие изменения в теле вы чувствуете?

        А теперь выйдите из образа. Почувствуйте разницу. Снова войдите в образ. Вам нравиться, вам хорошо. Всегда, когда вы захотите, вы можете войти в это ресурсное состояние.

        Выберите, в каком состоянии вам  нравиться быть больше.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачало звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Кедр»

Одиннадцатое занятие

                 Цели:

             -  снятие напряжения, создание дружественной обстановки;

              - осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия друг друга;

              - осознание внутреннего «я», процесса своего жизненного развития.

Разминка «Коллективный счет»

        Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

        При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова называть с единицы.

      Общей целью группы становиться увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, улавливать настрой другого участника тренинга, чтобы понять, необходимо ли им в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Знакомство со сказкой

    Чтение сказки «Кедр» (с.55) Сказка способствует развитию личностного потенциала и самореализации, помогает изменить взгляд на жизнь и найти свой путь и место в ней, способствует осмыслению прожитого и моделированию будущего.

 Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас в ней наиболее привлекло?
  2. Знакома ли вам ситуация, в которой оказались герои сказки, и те чувства, которые они испытывали?
  3. Кто из героев вам наиболее близок? Почему?
  4. Был ли Кедр на самом деле «глупым», как утверждали его соседи? Почему?
  5. Как вы думаете, что мешало старому кусту понять Кедр и поверить ему? Какие чувства он при этом испытывал?
  6. Как вы считаете, насколько необходимо в жизни умение, играючи, принимать разные ее проявления в виде дождя и ветра?
  7. Какие обстоятельства способствовали, и какие черты характера помогли молодому кусту Орешника переселиться на новую, просторную и светлую поляну? Как это произошло?
  8. Всегда ли помощь приходит к тем, кто о ней просит и готов принять?
  9. Можем ли мы что-то изменить в своей жизни? Что нам мешает или помогает в этом?
  10. Каким стал Кедр, когда вырос?
  11. Чему мы можем научиться у этой сказки?

Технологии использования сказки

     Сказку можно использовать в качестве притчи-нравоцчения, а также провести ее анализ, рассказывание, проигрывание.

       В конце обсуждения сказки можно подчеркнуть, что у каждого в жизни есть выбор и каждый сам принимает решение, как ему поступить в том или ином случае.

Игра «Эмпатия»

          Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договаривается, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с открытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по одному человеку). Остальные договариваются смотреть на вошедшего нейтрально. Ведущий говорит: «Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы будут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относиться к тебе в данный момент каждый из присутствующих». После этого необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошедшего эмоционально, раскрыли свое задание.

В обсуждении обычно выявляется известный феномен «возрастной тревожности», заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов.

Игра «Развитие»

       Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации: «Сядьте как можно удобнее. Закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте себе разовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть разовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.

       Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец, перед вашим масленым взором должен представить весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

        Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем.

       Теперь представьте себе, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение.

       Посмотрите в центр цветка. Там вы должны увидеть лицо мудрого существа, полного внимания и любви к вам.

       Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задайте вопросы о том, что имеет для вас большое значение: о проблемах, направлении или выборе, который предстоит сделать. Посмотрите на это необходимое количество времени.

        Теперь попытайтесь отождествить себя с розой. Вообразите, что вы стали розой. Удостоверьтесь, что роза вместе с мудрым существом находиться внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ними, использовать присущие им качества. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая сила, которая оживотворяет вселенную и создала розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее «я» и проявить все, что она излучает.

         Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянуться вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.

         Вообразите, что вы – другие розовые кусты, растения и деревья. Вы – все, что существует за счет этой жизненной энергии и составная часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени. Затем откройте глаза и вернитесь в группу.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

        

Сказкотерапевтический тренинг

личностного роста «Человек»

Двенадцатое занятие

              Цели:

          - формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание    сказочного  настроения;

         - рефлексия группы по поводу важности и одновременно сложности взаимодействия   друг с другом, осознания себя:

         - переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.

Ход занятия

Разминка «Волшебная палочка»

      Игра проводиться в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае. Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит, например, о своих желаниях применительно к сказкотеропевтическим заданиям. Для придания игре яркости рекомендуется изготовить красивую «волшебную палочку», которую участники передают тому, чье мнение хотят услышать.

 

Знакомство со сказкой

      Чтение сказки «Человек» (с.59) Сказка для тех, кто хочет изменить пассивную жизненную позицию и чувствует потребность в пробуждении творческих способностей.

       Сказка способствует раскрытию внутреннего мира, развитию творческих способностей и помогает духовному развитию человека.

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Как жил человек очень долгое время?
  3. Какие события изменили его?
  4. Нарисуйте или опишите чувства, которые изобразил человек на листе бумаги.

        

Технологии использования сказки

       Сказку использовать в качестве притчи-нравоучения., а также провести ее анализ, рисование и сочинение-дополнение, изобразив чувства человека на бумаге.

Игра «Новый взгляд»

         Ведущий обращается к группе: «Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим,  учимся или работаем, смотрим телевизор, ложимся спать. Жизнь становиться привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь и приобрести новый опыт, который поможет вам увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное. Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

          Участники группы пишут в течении 5 минут на бумаге необходимые качества, которые пригодятся им в пути.

         Далее ведущий говорит: «Какой будет ваша дорога – широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и, достигнув цели, найти что-то ценное, вам необходимы будут не только отвага и сила, но и мудрость, воображение. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путь. Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь поглубже воспринимать все новое».

        Как только участники будут готовы, они расходятся по разным направлениям и с этого момента не разговаривают друг с другом.

        Через 20-30 минут участники возвращаются в группу. И ведущий говорит им: «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, творит. Вы прошли часть пути – малую, но достаточную, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свое творчество на бумаге и расскажите или покажите, какой подарок вы получили сегодня, какое открытие для себя сделали?»

         Участники находят для себя удобное место и записывают, зарисовывают свои впечатления. По мере готовности участники тренинга рассказывают друг другу о приобретенном опыте.

Игра «Завяжи глаза»

       Членам группы (всем или добровольцам) ведущий предлагает плотно завязать себе глаза и ходить по помещению молча, стараясь не задевать друг друга (помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы исключит возможность трав). При обсуждении игры можно выделить ее различные стороны в зависимости от целей занятия: трудности, радость и ответственности построения взаимоотношений с людьми, необходимости развития эмпатии.

Игра «Аплодисменты по кругу»

(ритуал прощания)

       Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты стачала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

       Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.


                                       

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                 

                                                                                                                           

        

Перспективный план работы педагога-психолога сказкотерапевтических

 занятий направленных на развитие личностного роста

Месяц

Тема занятия

Основная цель занятия

ноябрь

Диагностика личностного роста

Занятие №1 «Пряник»

  Занятие №2 «Ласточка»

1. Диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление различий между реальным и желаемым «я», проявление неосознанных представлений о себе, получение обратной связи каждым участником тренинга.

2. Осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире, понимание личных барьеров, блокирующих проявления творческих способностей.

декабрь

Занятие №3 «Тучка»

Занятие  №4 «Цепь»

1. Установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой.

2. Стимулировать участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

январь

                        Занятие №5 «Колючка»

                        Занятие №6 «Ёжики»

1. Помочь участникам тренинга пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

2. Показать трудности построения взаимоотношений, нахождения взаимопонимания между людьми.

февраль

   Занятие №7 «Сокровище»

              Занятие №8 «Волшебный ключ»

1. Установление контакта между участниками тренинга, восприятие и понимание другого человека, ориентация на состояние, в котором он находиться.

2. Поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

март

Занятие №9 «Фонарики»

                      Занятие №10 «Путь»

1. Развитие навыков создания мысленных зрительных образов, обретение уверенности и внутренней энергии в себе.

2. Расширение осознания участниками тренинга своих ощущений, углубление доверия между ними, создание переживания взаимной поддержки, более глубоких отношений.

апрель

                       Занятие №11 «Кедр»

Занятие №12 «Человек»

Диагностика личностного роста

1. Осознание внутреннего «я», процесса своего жизненного развития.

2. Формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание    сказочного  настроения

Примечание: в основе работы в данном направлении лежит программа И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост».

        


Программа занятий с педагогами

«ТРЕНИНГ ЛИЧЕНОСТНОГО РОСТА»

Разработал:

педагог - психолог:                                                                                                                                                                  Киселёва Н.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Тренинг личностного роста для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальн...

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ

Тренинг направлен на самоосознание и выявление своего внутреннго Я. Содержит приемы по расстановки жизненных приоритетов человека.   ...

Анатированый каталог методик по тренингу личностного роста

Материал содержит описание, область применения и этапы тренинга самопознания и личностного роста...

Технологическая карта "Групповой тренинг личностного роста"

Будет интересно старшим воспитатетлям в работе с педагогами....