Круглый стол для педагогов "Мальчики и девочки - два мира, два полюса. Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников"
методическая разработка на тему

В материале представлены особенности развития девочек и мальчиков дошкольного возраста. Предлагается система дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_devochki_dva_mira_dva_polyusa.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушина Светлана Анатольевна,

педагог-психолог Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

 «Золотая рыбка» г. Ноябрьска

Круглый стол для педагогов

Мальчики и девочки – два мира, два полюса.  

Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников

Добрый день. Тема нашей встречи звучит так: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса.  Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников». И для начала, для того, чтобы вы, уважаемые педагоги, смогли немного отвлечься от повседневных забот и проблем и включиться в работу, я предлагаю вам выполнить следующее задание: как можно быстрее, передавая лист по кругу, одной команде нарисовать мальчика, а другой – девочку. Каждый участник вносит в общий рисунок только одну деталь.

Работая с детьми, оказывая на них воспитательное и обучающее воздействие, мы должны хорошо знать их особенности:  возрастные, индивидуальные и конечно же гендерные. А знаете ли вы, чем вообще отличаются девочки и мальчики?  (Ответы педагогов)

Давайте попробуем вместе разобраться. Почти все мы имеем 46 хромосом. Двадцать три  из них пришли от матери и двадцать три – от отца. Если двадцать  третья хромосома нашей матери есть хромосома Х и если двадцать третья хромосома отца есть Х, то получается ребенок ХХ – девочка. Если двадцать третья хромосома отца есть У, получается ребенок – ХУ мальчик. Базовая  матрица человеческого тела и ума – женская. Мы все  начинаем свою жизнь девочками, вот почему у мужчин есть свойственные женщинам особенности, такие, как соски и молочные железы.

В 6-8 недель после зачатия эмбрион еще бесполый, и потенциально у него могут развиться и мужские и женские половые органы. Исследования немецкого ученого доктора Гюнтера Дорнер показали, что у эмбриона ХУ, генетического мальчика, образуются специальные клетки, направляющие большое количество мужского гормона, в частности тестостерона, в тело. Гормон  способствует формированию половых органов ребенка и операционную систему мозга. Если эмбрион девочка, в него поступает мало мужских гормонов или они не поступают совсем, и у эмбриона  формируются женские половые органы, а матрица мозга остается женской.

По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.  Но, к сожалению, мальчики менее жизнеспособны. Природа устроена так, что выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. При рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. По статистике у мальчиков уровень травматизма выше чем у девочек. Средняя продолжительность жизни у мужчин меньше, чем у женщин.

Отличия между мальчиками и девочками можно заметить с самого раннего возраста. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Мозг девочек запрограммирован так, что реагирует на людей и лица, контакт с помощью взгляда в глаза длится у них в два – три раза дольше, чем у мальчиков, а мозг мальчиков чаще реагирует  на объекты и их форму, они в большей степени интересуются хаотичным движением объектов неправильной формы.

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Так до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Кожная чувствительность у девочек выше, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.  Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Мальчики бегают, прыгают, борются и воображают себя то танком, то самолетом, в то время как девочки разговаривают, обсуждая, какой мальчик им больше нравится.

Если девочка складывает домик, то это будет длинное низкое здание, главное в котором воображаемые люди, в нем живущие; мальчик же старается построить структуру большую по размеру и более высокую, чем у мальчика по соседству. Если четырехлетней девочке дать заводного мишку, то она сделает его лучшим другом, если мишка попадет в руки к мальчику – он разберет его на части, чтобы посмотреть, как он устроен, бросить эти части и перейти к следующей игрушке. Мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки – людьми и их взаимоотношениями.  Девочки в группе, как правило, сотрудничают, у большинства из них есть подружка, с которой можно делиться секретами. Если среди девочек появляется лидер, то это не очень приветствуется. Среди мальчиков наоборот образуется иерархия, в которой имеется лидер. Власть и статус имеют наивысшую ценность в группе мальчиков. Они приобретаются обычно через умение мальчика, или его знания, или способность к жесткому разговору с другими, или через готовность драться с обидчиками. Девочки с удовольствием налаживают отношения с воспитателями и подругами, в то время как мальчики задают педагогам вопросы и предпочитают в одиночку исследовать пространственное расположение вещей в окружающем мире.

Говоря о современных проблемах гендерного воспитания необходимо понимать как вообще формируется гендерная идентичность.

Гендерная идентичность – одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает половая идентификация. Половая идентификация – сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки и мальчика.

Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность.

К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик.

В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например: с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, гениталии) и поведенческими свойствами.

Средний дошкольный возраст (4-5лет) характеризуются уже большей четкостью в определении полового образа. Именно в 4-5 лет дети имеют представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»).

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установки: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

Исходя из того, что мальчики и девочки такие разные, то и подходы к воспитанию и обучению тоже должны отличаться. За многие века произошло много изменений в системе воспитания, включая совместное и раздельное воспитание детей. Вообще на воспитание ребенка и гендерное в том числе, оказывает влияние в первую очередь семья и социальная среда. С давних времен мужчина был добытчиком, защитником, женщина – берегиней, хранительницей очага. Следственно мальчиков воспитывали более сурово, прививая уважение к женщине, ответственность за свои поступки и т.д. В девочках воспитывали такие качества как нежность, скромность, целомудрие, хозяйственность и т.д. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в социальной, экономической, политической сфере не могли не сказаться на воспитании детей. По статистике растет количество неполных семей, а это значит что дети не получают опыт ролевого поведения мамы или папы. Меняется ситуация и в полных семьях, когда силу разных причин (алкоголизм, игромания, безработица и т.д.) женщина становится добытчицей. Воспитание детей происходит и на образах художественной литературы, героях мультфильмов, кинофильмов. Если проанализировать, что дети видят с экранов телевизора, то мы увидим, как меняются женские и мужские образы.  Женские образы:  воительница, способная избить, убить; следователь, полицейский; курящая; распущенная; независимая и т.д.  Образ мужчины: слабовольный, безответственный, недотепа и т.д. Конечно, все эти стереотипы перенимают наши дети.

Безусловно, трудности и проблемы в воспитании детей были во все времена, но на мой взгляд важно анализировать происходящие изменения, понимать какое будущее мы хотим видеть и предпринимать те меры которые в наших силах.

Одним  из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству  и введению домашнего хозяйства, развивать умение общаться. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей.

Задание: разграничить игрушки и игры имеющиеся в группах д/с для девочек и мальчиков.

Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии смешенных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и  девочек в разных видах деятельности. На физкультуре следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей; на занятиях по математике использовать разный материал: девочки составляют задачи с куклами, а мальчики о машинках.

Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностям и способам полоролевого поведения. С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье и труде. Для конструктивной деятельности в группах можно использовать различные конструкторы, мозаики. Девочкам можно предложить бисероплетение, различные мозаики.

В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создавать условия для того, что бы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Также при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией следует понимать о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти девочки  в среднем на 1,5 года.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также следует распределять в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением силы, девочки с аккуратностью. Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины, женщины, папы или мамы. Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности.

Ну и, конечно же, следует помнить, что мы с вами тоже являемся носителями женского пола. Дети, с которыми мы работаем, вольно или невольно, считывают с нас информацию. И здесь важно все, и то, как мы выглядим, как мы одеваемся, как мы общаемся друг с другом и с родителями, как мы двигаемся и т.д. Ведь в дошкольном возрасте педагог является авторитетом для ребенка, эталоном для подражания. А значит, личным примером мы влияем на гендерное воспитание детей.

Источники:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998.
  2. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина – женщина. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.
  3. Психолог в детском саду (Ежеквартальный научно-практический журнал) 2012 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Цель: обогащение педагогического опыта методами и при­емами гендерного подхода к воспитанию детей....

Консультация на тему: "Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников"

Цель: обогощение педагогического опыта по проблемам гендерного воспитания дошкольников...

Современные технологии гендерного воспитания дошкольников.

Современные технологии гендерного воспитания дошкольников....

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не...

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА (современные проблемы гендерного воспитания дошкольников)

Цель: обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОО....

Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...

Тематическое собрание в форме круглого стола «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников"

Привлечь родителей к обмену мнениями о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников....