Сюжетная игра как диагностическое средство и форма организации мониторинга в ДОУ
методическая разработка по теме

Трубач Надежда Борисовна

МДОУ ЦРР Детский сад №87. 

(опыт работы ДОУ)

        Постоянный мониторинг достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания, а также помогает планировать и корректировать образовательный процесс.

        Наше дошкольное учреждение является ресурсным центром по оказанию методической поддержки педагогам дошкольных учреждений Петрозаводского городского округа. На его базе созданы и апробированы варианты диагностических игр (см. приложение) по определению уровня усвоения детьми образовательной программы  и показателей дошкольной зрелости для детей подготовительной к школе группы. Оценку эффективности использования этих игр проводили эксперты ПМСС центра, преподаватели ПетрГУ, руководители и заместители руководителей дошкольных учреждений города и республики. Сценарии игр разработаны для каждой возрастной группы, в течение учебного года проводится по 2 игры. В начале и в конце учебного года. Игра направлена на выявление уровня усвоения образовательной программы детьми по всем образовательным областям в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования. В составе проблемной группы я принимала участие в разработке сценария игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

         На протяжении всей игры воспитателю предоставляется возможность пронаблюдать за детьми в естественной для них обстановке и оценить уровень усвоения образовательной программы каждым ребенком. Критерии оценки выбраны в соответствии с требованиями образовательной программы по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

  • Для фиксации результатов используется карта наблюдения, во второй младшей и средней группе игра проводится одновременно с шестью детьми.
  • Один педагог берет на себя роль ведущего, предлагая детям выполнять задания, совершая путешествие, в соответствии со сценарием.
  • За каждым ребенком закрепляется эксперт, который заполняет карту наблюдения и фиксирует уровень выполнения задания.
  • По результатам игры определяется уровень усвоения программы по всем пяти областям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА

«Путешествие с Колобком»

Возрастная группа – вторая младшая (3-4 года)

Количество детей – 5 человек

Продолжительность 15-20 минут

СОДЕРЖАНИЕ

Методическое оснащение

1

Бабка с дедом испекли колобок. Поставили на печь остужаться, а сами ушли в лес по грибы и ягоды. Возвращаются, а во дворе никого, все домашние животные пропали, разбежались кто куда.

Колобок предлагает их найти и привести обратно. Одного колобка бабка и дедка боятся отпускать, нужны помощники (дети).  Детям на руку одеваются браслеты (синего, желтого, красного, белого, зеленого или черного цветов)

Фигурки персонажей – бабка, дед. Игрушка – Колобок;

Браслеты синего, красного, желтого, зеленого, белого, черного цветов.

2

«Через речку по мостику» - хождение по доске – равновесие (по очереди, друг за другом)

Физкультурное оборудование:

доска 25*150см

3

На лесной опушке кто-то оставил корзинки. Они одинаковые или разные? Дети берут по одной корзинке. Инструкция: У кого большая корзинка, собирайте большие грибы, у кого корзинка среднего размера – средние, у кого маленькая – маленькие грибочки Корзинки оставить под ёлочкой

Корзинки большие и маленькие по количеству детей, грибы плоскостные большие и маленькие по 5-7 на каждого ребенка

4

Встреча с зайцем. Рядом с зайцем сидит кошка.

Заяц просит спрятать его от лисы – закрасить контурное изображение зайца, не выходя за линию

Игрушка-персонаж – заяц, кошка

Карточки с контурным изображением зайца (по количеству детей);

5

«По кочкам через болото» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Ориентиры на полу.

7

Встреча с волком. У волка рядом с логовом бегает собака. Сюрпризный момент – «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка предмет, называю что это? Какой формы? Затем кладут его в «свой домик» - на стульях прикреплены геометрические фигуры, обозначающие эталон формы – круг, квадрат, треугольник

Игрушка-персонаж – волк, собака; «чудесный мешочек»;

предметы круглой, квадратной, треугольной формы;

плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник;

8

«Под мостом» ползание под дугой

Физкультурное оборудование:

Дуги (2-3)

9

Встреча с Медведем и  коровой. У медведя в берлоге побывал ветерок и разбросал все вещи. У каждого ребенка коробочка с изображением модели обобщающего понятия. Необходимо собрать соответствующие картинки

Игрушка-персонаж: медведь, корова;

Коробочки с карточками-схемами, обозначающими обобщающие понятия (одежда, игрушки, мебель, овощи, фрукты), карточки с картинками по разным лексическим темам

10

Встреча с лисой. Лиса отпустит свинку, если колобок поможет ей найти детенышей.

Лиса просит помочь другим животным найти своих малышей.

Игрушка-персонаж – лиса, свинка;

Карточки с изображением животных и детенышей

11

Возвращение в деревню по цветным дорожкам. Ребенок выбирает тропинку, соответствующую цвету браслета

Дорожки синего, красного, желтого, зеленого, белого, черного цветов (ленолиум, самоклейка)

12

Домашние животные проголодались, пока были в лесу. Дети подбирают вид пищи для кошки, собаки, коровы, свинки.

Карточки с изображением различных видов пищи

13

Колобок благодарит ребят, дарит картинку-раскраску

Картинки-раскраски по количеству детей

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

(2-я младшая группа «Путешествие с Колобком»)

Фамилия Имя________________________________________________

Дата диагностики____________________

Параметры   Критерии оценки

Количество баллов

Познавательное развитие

Первые шаги в математику

Величина («на лесной опушке»)

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки         

0 – не справляется с заданием        

Форма и классификация геометрических фигур

(«чудесный мешочек» - задание от Волка)

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки

0 – не справляется с заданием

Цвет («разноцветные тропинки»)

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки

0 – не справляется с заданием

Ребенок в мире природы 

Животные и их детеныши (задание от Лисы)

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки

0 – не справляется с заданием

«Кто что ест»

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки

0 – не справляется с заданием

Речевое развитие

Знание обобщающих слов и понятий

(«наведем порядок в берлоге» задание от Медведя)

3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям

2 – правильно выполняет задание

1 – допускает ошибки

0 – не справляется с заданием        

- правильность произношения (на протяжении всего «путешествия») - (2; 1; 0)

- богатство словарного запаса -  (2; 1; 0)

- правильность употребления грамматических конструкций («чудесный мешочек», «Животные потерялись») - (2; 1; 0)

- правильность понимания обращенной к ребенку речи (на протяжении всего «путешествия») - (2; 1; 0)

Социально-коммуникативное развитие

Произвольность

2 - ребенок выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры; выполнят инструкцию

1 - ребенок выполняет задания, но не с первого раза понимает условия, отвлекается; не   сразу включается в выполнение задания

0 – задания не выполняет, в игру не включен, отвлекается, мешает другим детям

Коммуникативные навыки

2  - ребенок нормально ведет себя в коллективе, общается  со всеми членами группы; если надо, помогает при выполнении заданий;

1 - ребенок ведет себя отстраненно, другим детям не помогает

0 - ребенок изолирован, провоцирует конфликты, не замечает других детей

Физическое развитие

Равновесие

2 - идет уверенно, не заступает за края «дорожки»

1 - идет неуверенно, иногда заступает за края «дорожки»

0 – с заданием не справляется

Прыжки

2 – прыгает с продвижением вперед, отталкиваясь двумя ногами, приземляется на носки

1 – отталкивается двумя ногами, иногда переступает, прыгает с небольшим продвижением

0 – не отталкивается одновременно двумя ногами, прыгает на месте без продвижения вперед

Лазание/ползание

2 – ползет на четвереньках, опираясь на ладони и колени, не задевает дугу

1 – ползет правильно, но задевает дугу (или не задевает дугу, но при ползании опирается на пальцы ног)

0 – не справляется с заданием, или ползет подтягивая оба колена

Мелкая моторика

2 - рука развита хорошо, ребенок уверенно держит карандаш, штрихи не выходят за границы контура; нажим на карандаш умеренный

1 - рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит карандаш напряженно, штрихи иногда выходят за границы контура; слишком сильный или слабый нажим на карандаш

0 – рука развита слабо, штрихи многократно выходят за границы контура, нажим на карандаш слабый

Примечание:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетная игра как диагностическое средство и форма организации мониторинга в ДОУ «МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №87»

Слайд 2

Мониторинг – это наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату Объектом внимания педагогического мониторинга является результат педагогической деятельности

Слайд 3

МОНИТОРИНГ усвоения программного содержания по образовательным областям личностные результаты развития ребенка; целевые ориентиры

Слайд 4

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Инициативность и самостоятельность (ребенок способен выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы) Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим (сопереживание, умение разрешать конфликт) Умение соблюдать нормы и правила, развитое воображение, творчество Развитая устная речь Хорошо развитая крупная и мелкая моторика Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений

Слайд 5

С введением в действие Федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость изменения подхода к оценке освоения детьми общеобразовательной программы расширения возможностей использования игровой деятельности в образовательном процессе

Слайд 6

24 Сентябрь, 2017 Signature of Teacher ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА ЭФФЕКТИВНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА

Слайд 7

Создание универсальной диагностики усвоения образовательной программы у дошкольников с учетом возрастных особенностей ЦЕЛЬ :

Слайд 8

1 этап - объединение педагогов в творческие группы 2 этап - работа в творческих группах – выбор тематического сюжета будущей игры, подбор диагностических задании в соответствии с содержанием рабочих программ ДОУ и пакета диагностических методик для каждой возрастной группы 3этап - изготовление и подбор необходимого методического материала, составление карт наблюдений 4 этап - апробация игр, внесение изменений

Слайд 10

Возрастная группа Сюжет Кол-во участников Продолжи- тельность игры начало года конец года Младшая Путешествие с колобком В гости к трем медведям 5 25-30 Средняя Волшебные бусы «Бабушки-загадушки» Морское путешествие 6 30 Старшая Путешествие в Африку с доктором Айболитом «Путешествие по сказкам» 6 30-40 Подготовительная Путешествие в страну знаний с Незнайкой Игра «Умницы и Умники» 6 40-50

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА В ДОУ.

Предлагаю вашему вниманию таблицы по всем возрасным группам по организации мониторинга, работающим по программе воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, ...

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"

Таблица. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"...

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга в группах старшего возраста в соответствии с программой «Детство»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, реализующих программу "Детство" организовать и провести диагностику с использованием современного диагностического инструментария....

Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга

Для педагогического мониторинга педагогами проводится диагностика индивидуального развития детей по методике, предложенной Ю.А. Афонькиной, разработанной на основе положений ФГОС ДО с учетом современн...

Диагностические средства для проведения педагогического мониторинга

Представляю перечень диагностических средств, используемых мною для проведения педагогического мониторинга...