Организация развивающей предметно пространственной среды способствующей поддержке индивидуальности и проявления инициативы в музыкально игровой деятельности дошкольников
методическая разработка на тему

Хузина Ольга Викторовна

Создание музыкальной предметно-развивающей среды

в группах детского сада

         Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной предметно-развивающей среды, например музыкального уголка (зоны\центра).    Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальный уголок – это  место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально –дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты»,  спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать… 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

Организация развивающей

предметно пространственной среды способствующей поддержке индивидуальности и проявления

инициативы в музыкально игровой деятельности  дошкольников.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №20»

Т.А. Михайлова

г. Гусь-Хрустальный 2017г.

     РППС в ДОУ оснащена достаточным количеством материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. РППС выполняет информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.

Развивающая среда ДОУ  построена на следующих принципах и соответствует требованиям ФГОС ДО:

учет возрастных норм;

эстетичность;

доступность

насыщенность

мобильность

полифункциональность

активность

самостоятельность

безопасность

РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организуется как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.

Организация ППРС  в музыкальном зале

Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала, условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона.

Рабочая зона оснащена музыкальными инструментами и предполагает наличие специальных столов для игры на детских музыкальных инструментах, возможности экспериментирования со звуком, творческого  поиска  аранжировки музыкальных произведений.

Активная зона

В музыкальном зале активная зона - это большое свободное пространство для музыкально-ритмических  движений, проведения дидактические игр, игрового  музыкально-двигательного творчества, театрализованной деятельности и т. д. В этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. дает возможность разнообразить музыкально - дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Спокойная зона.

Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности.

Тесные связи устанавливаются между непосредственно образовательной деятельностью и развитием самостоятельной деятельности детей вне НОД.  Важно, чтобы организованная непосредственно образовательная музыкальная  деятельность  была увлекательной, вызывала желание повторять выученные произведения, музыкально- ритмические движения, песни игра на музыкальных инструментах и многое другое. Для того, что бы поддержать детскую инициативу и индивидуальность необходимо создать качественные условия вне музыкального зала, то есть непосредственно в группе.

   

Создание музыкальной предметно-развивающей среды

в группах детского сада

         Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной предметно-развивающей среды, например музыкального уголка (зоны\центра).    Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальный уголок – это  место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально –дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты»,  спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать…

Основными требованиями предъявляемые

к музыкальному уголку являются:

  1. Наличие пособий и инвентаря, соответствующих возрасту детей

При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.

-Образные пособия

Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)

Музыкально  —  дидактические игры

 Иллюстрации  -  картинки, отражающие содержание песен, музыкальных произведений;  Книжки-малютки «Мы поем», Альбомы «Мы рисуем песенку» ; Картинки с  изображением животных,  поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах ; Альбомы для рассматривания  «Симфонический  оркестр» ,«Народные инструменты»,  «Танцы народов мира» ; Пособие «Эмоции»

-Музыкальные игрушки - материал для творческих сюжетно-ролевых игр

-Неозвученные  музыкальные  инструменты -  предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

-Озвученные музыкальные инструменты

Шумовые игрушки-инструменты со звуком неопределённый  высоты

Игрушки-инструменты, издающие только один звук

Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией

Инструменты  с диатоническими  и хроматическими звукорядом

 для творческого музицирования, подбора мелодий по слуху

-Инструменты могут быть сделаны своими руками из бросового материала

- Необходимо поместить в уголок Атрибуты к подвижным музыкальным играм и  для детского танцевального творчества

-В группе должна быть аудио аппаратура. Желательно оформить  фоно-и-видео-теку  с   записями   любимых музыкальных произведений. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!                  

  1. Педагогически грамотное руководство самостоятельной деятельностью  детей  со стороны воспитателя.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. Планируя   приемы   руководства, педагоги  намечают следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные  игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно  это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы  выяснить интересы, склонности детей; какому виду  деятельности  отдают предпочтение дети и не односторонни  ли их интересы.

  1. Эстетичность среды

Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.  Творчески оформленный уголок ,поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьёт воображение детей, активизирует эмоциональную сферу детей, мышление, речь

В группах  предусмотрена полифункциональная зона тесно связанная с музыкальной деятельностью: театральная гостиная, где можно уединиться или стать  участником театрализованной деятельности.  Оборудование этой зоны: детская театральная ширма различные виды театров тесно переплетаются с оборудованием музыкального уголка.  В этой зоне воспитанники не только проявляют инициативу и самостоятельность но и развивают личные творческие способности.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на специально организованной непосредственно образовательной музыкальной деятельности, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Но, все же, наблюдая за воспитанниками  в ходе  свободной самостоятельной деятельности, мы заметили, что у детей возникают  проблемы  связанные с социализацией, а именно: формирование взаимоотношений в процессе самостоятельной музыкальной деятельности,  затруднение творческого применения имеющихся умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы в рамках тематической недели «Народная культура и традиции. В гостях у Марьюшки.»

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склон...

Организация развивающей предметно - пространственной среды, способствующей формированию здоровье сберегающего поведения

Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедея...

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей успешной социальной адаптации детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию результат нашей работы по теме «Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей...

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...