Проект "Здравствуй, малыш!"
проект (младшая группа) на тему

  Любовь Николаевна

проект по адаптации в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx702.94 КБ

Предварительный просмотр:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5755c8ac3ad73/matierialy-dlia-stienda-v-pomoshch-roditieliam_18.jpeg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждениедетский сад  общеразвивающего вида

«Солнышко» с. Тербуны

Тербунского  муниципального района Липецкой области

        

                                                                                    Утверждаю:

                                                                                              заведующий МАДОУ

                                                                                                    детский сад «Солнышко»

                                                                                                       

                                                                                                __________   (Хромых В.В.)

Воспитатели: Парахина Л.Н.

                          Караваева О.Н.

2017

Тип проекта: информационный,  практико-ориентированный.

Вид проекта: фронтальный.

Продолжительность: среднесрочный  с 1 по 29 сентября  (1 месяц).

Участники проекта: дети  группы раннего возраста №1, родители, воспитатели.

Актуальность темы:

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период,  активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Цель проекта:  создание благоприятных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Участие родителей в реализации проекта:  помощь в оформлении  изготовлении игрушек – шумелок, фотовыставки «Моя любимая игрушка».

План реализации проекта:

Образовательные области/

Вид деятельности

Формы и содержание работы

Физическое развитие

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Формирование элементарных навыков  самообслуживания: показывать, как одеваться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры на формирование КГН: «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки»,  «Почистим зубки», «Кукла заболела»,  «Носики – курносики».

Релаксация

Развивающий мультик для самых маленьких «Мыльные пузырьки»,

Музыкотерапия:

 Слушание колыбельных песен,

Прослушивание шума моря, слушание пения птиц.

Подвижные игры

 (игры с музыкальным сопровождением)

«Солнышко и дождик»,

«Зайка серенький сидит»,

«Пузырь»,  «Мы топаем ногами»,

«Поезд».

Пальчиковые игры

Пальчики здороваются», «Шарик»,

Сорока- белобока»,

«Бараны»,

«Мышонок».

Социально – коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Игры для налаживания контакта с ребенком:

«Привет – пока», «Дай ручку!»,  «Хлопаем в  ладоши», «Лови мячик»,  «Котенок», «Шарик».

 Адаптационные игры

«Покружимся»,  «Прячем мишку»,

«Солнышко и дождик»,  «Поезд», «Солнечные зайчики», «Передай колокольчик»,  «Подуй на шарик»,

«Нежно гладим мы зверят», «Веселые платочки», «Привет дружок – пока дружок», «Заиньки», «Румяные щечки», «Поезд». «Мы топаем ногами».

Игры, направленные на освоение окружающей среды: «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Найди свой шкафчик».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.

Экскурсия по группе, раздевалке.

Цикл  занятий в адаптационный период  «Шумелочки», «В гостях у Котика»,  «Веселое солнышко»,

Дидактические игры:  «Дай что звучит»,

«Принеси красный (синий и т.д.) кубик»

«Собери пирамидку», «Чудесный мешочек»,

«У меня игрушки есть, всех мне их не перечесть».

 

Речевое развитие

Сказкотерапия

«Почитай мне сказку»

Русские народные сказки «Колобок», «Курочка ряба»,

«Теремок».

Чтение потешек для сопровождения режимных моментов,

 «Кто из нас хороший»,

Потешки на умывание: «Водичка, водичка, умой мое  личико»,   «Теплою водою руки чисто мою», 

«Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…»

Потешки на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…»«Это - ложка, это - чашка.»

Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...»

Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…»

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование пальчиковыми красками:

«Ладошки»,  

«Дорожки»,

«Идет дождь».

Совместная деятельность детей и взрослых.

Телесная терапия «Обнимашки», Греем ручки».

Минутки вхождения в день.

Музыкотерапия: слушание музыкальных произведений.

Взаимодействие с семьёй.

Консультация «Первый в жизни коллектив»,

Памятка «Режим дня!»

Анкета «Готовность ребенка к детскому саду!»,

Буклет «Адаптация ребенка к условиям детского сада»,

Материал в уголок для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»,  «Почему ребенок плачет и как лучше прощаться!»

Памятка «Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду»,

Консультация «Что воспитывает детский сад?»

Анкета  «Как прошла адаптация?»

Предполагаемый результат:

В группе пополнены  картотеки  игр для  детей раннего возраста.

Дети: 

  • Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
  • Формирование  доброжелательного отношения детей друг к другу и воспитателю.

Родители:

  • Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
  • Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Продукт проектной деятельности: фотовыставка «Моя любимая игрушка», книжка – малышка «Потешки для сопровождения режимных моментов».

Список литературы:

1)  Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

2)   Н.Ю. Галой Игровые сеансы с детьми раннего возраста – Волгоград: Учитель, 2015.

3)  Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4) Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. 1988

5) Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //

Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.

6)Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы

московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.

Электронные образовательные ресурсы:

Международный образовательный портал Maam.ru  - http://www.maam.ru/;

Социальная сеть работников  дошкольного образования - http://nsportal.ru/;

 Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru/.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий,

Разработка консультаций для родителей, информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

Разработка анкет для родителей;

Составление плана работы с детьми и родителями.

Основной этап.

Заполнение адаптационных листов.

Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Проведение  адаптационных  мероприятий с детьми раннего возраста (согласно плану).

Завершающий этап.

Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

Подведение итогов адаптации.

Организация   процесса адаптации детей раннего возраста.

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  • Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
  •  Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый"и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Модель организации адаптационного периода.

  • Индивидуальный подход к ребенку:
  • использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
  • учет домашних привычек;
  •  использование колыбельных при укладывании детей спать.
  • Игры с воспитателем.
  • Игры- забавы.
  • Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
  • игры ребенка рядом со сверстниками;
  • приучение к объединению в игре с другим ребенком;
  •  ситуации, общение;
  • использование фольклора.
  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
  •  Контроль за физическим состоянием ребенка.

Адаптационный период к новым условиям у каждого ребенка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. hello_html_5f707bd0.jpg

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. hello_html_m3bba4438.png

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота,  функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 - 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.hello_html_26fbb128.jpg

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

В конце адаптационного периода было проведено анкетирование родителей

по вопросам адаптации детей к детскому саду (анкета №2).

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

А) действия всех сотрудников

Б) совместные действия сотрудников и родителей

В) действия родителей

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

 

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

Анализ  анкеты «Готовность ребенка к детскому саду!»

По результатам анкетирования  родителей можно сделать вывод, что преобладает средняя и сложная степень адаптации.

  Анализ бесед с родителями по вопросам готовности поступления детей в детский сад  показал, что из 17  поступивших детей, 10 человек условно готовы к детскому саду.

Анализ  адаптации (анкета №2)

Анализ  адаптационных листов

Выводы:

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Подводя итоги можно отметить, что

  • 5 человек прошли адаптацию в легкой степени. Поведение нормализовалось в течение 1 недели, сон восстановился  в течение 2 недель.

Легко адаптирующиеся дети отличаются хорошим аппетитом, бодрым настроением, коммуникабельностью, доброжелательностью, любознательностью.

  • 7 человек – в  средней тяжести, им потребовалось больше времени для привыкания, отмечалось неустойчивое настроение, пропуски по болезни ребенка.
  • У 3  детей  была усложненная адаптация. Эти дети часто болели, у них  плохой аппетит, поверхностный сон, неустойчивое настроение, плаксивость, обидчивость, застенчивость, плохо шли на контакт с окружающими.

Наблюдение, опросы, анкетирование показало, что на успешную адаптацию детей влияют совместные согласованные действия сотрудников детского сада и родителей.

Анализ адаптационного периода в группе раннего возраста «Капельки»

 позволяет сделать вывод, что адаптация детей раннего возраста, поступивших в МАДОУ детский сад «Солнышко» в 2017 – 2018  учебном году прошла благополучно.

https://portal.iv-edu.ru/dep/mouolegrn/mkdou_raduga/DocLib/test3_1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....