Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, поэтому эта тема так важна для меня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Галеевой Аллы Олеговны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Березка»» Верхнеуслонского муниципального района РТ

Актуальность

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, поэтому эта тема так важна для меня.

Цель:Развитие навыков свободного общения со  взрослыми и детьми.

Задачи, которые я ставлю перед собой:1.Изучение  учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития связной речи;

2.Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путем игр – драматизаций, мини – сценок и других форм работы.

3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4.Обогащение предметно – развивающей среды по теме.

4.Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.

Задачи, которые я ставлю перед детьми:

1.Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения

2.Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, развивать память, воображение,  художественно – речевое, игровое, сценическое творчество.

3. Развивать монологическую форму речи;

4.Совершенствовать диалогическую форму речи.

5.Учить связно, выразительно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки.

6. Учить детей рассказывать о предметах, о содержании сюжетных картин, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

7. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Предполагаемый результат:

1.Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

2. Умение последовательно излагать свои мысли.

3. Умение владеть навыками выразительной речи

4. Умение выражать различные чувства, используя жесты, мимику, интонацию

5. Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями.

6.Умение произносить фразу с разной интонацией, с разной силой голоса.

Форма самообразования: индивидуальная

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Анализ программно – методических материалов
  2. Определение и содержание методов и технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников.
  3. Создание предметно – развивающей среды для использования инновационных технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.
  4. Определение уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию.
  5. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Практический выход: семинар – практикум

Форма отчета о проделанной работе: сообщение на педсовете.

Формы работы с родителями:

Анкетирование, консультации, выставки, индивидуальные беседы, наглядно – информационные.

2013-2014 учебный год

Сентябрь

 Изучение методической  литературыпо теме.

Изучение уровня знаний детей.

Адаптационные игры с детьми.

Октябрь

Разработка консультаций и памяток для родителей о дидактических играх по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшение связной речи.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Консультация для родителей на тему :« Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Декабрь - Январь

Подготовка проведения театрализованной игры «Теремок»

Речевые игры по сказкам К. И. Чуковского

Февраль

Разучивание стихов,потешек.

Подготовка картотеки по речевой гимнастике.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата

Март

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей.

Подготовка и проведение дидактических, речевых игр «Часики», « Медвежата мед едят», « Лягушка и лягушата»

Формирование грамматического строя речи.

Апрель

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования»

Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей.

2014-2015 учебный год

Сентябрь

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Сбор анамнеза речевого развития детей

Установление причин отставания речевого развития.

Октябрь – Ноябрь

Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах.

Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Покормим птенчиков», «Бабочка, лети» « Да или нет»

Подбор  дидактических  пособий к играм.

Декабрь - Январь

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Подготовка сюжетных картинок («Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба»)

Активизация словаря развитие связной речи детей

Февраль

Консультация для родителей «Словесные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Подготовка презентации

Развивать артикуляционную  и мелкую моторику.

Март

Работа над развитием речи через театрализованную деятельность

Консультация для родителей « Значение сюжетно – ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Апрель

Стихи детских писателей

Подготовка картотеки

Использование картотеки в работе с детьми

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление в педсовете

2015-2016 учебный год

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей

Диагностика уровня развития речи детей

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Октябрь

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»с учетом внедрения ФГОС

Создание условий  для развития творческой активности детей в группе.

Подбор игр и упражнений, сюжетных картин.

Распространение педагогического опыта работы.

Ноябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование  накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Публикации

Декабрь

Составление консультаций для родителей

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи

Январь

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Разработка дидактических игр «Волшебные пуговицы», « Найди лепесток для бабочки», « Чей дом?»

Февраль

Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе.

Проведение занятий по развитию речи « Овощи и фрукты», « Времена года», «Домашние и дикие животные»

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Март

Самостоятельное изучение литературы по развитию речи детей посредством дидактических игр.

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для родителей.

Апрель

Изучение методики О.С. Ушаковой. Повышение профессионализма по развитию речи через театрализованные игры.

Обучение описательного рассказывания.

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок»

Работа с родителями: родительское собрание на тему «Развитие речи детей среднего возраста»

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год

Получение результатов о проделанной работе

2016-2017 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Работа с детьми над интонацией, дикцией и выразительностью речи.

Выступление на семинарах.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Декабрь

Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О.С. Ушакова)

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Беседы с родителями.

Январь -Февраль

Театральная  деятельность. Инсценировки сказок: «Хвосты», «Колобок» (на татарском языке), «Заяц – портной»

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений.

Апрель - Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями.

2017-2018 учебный год

Сентябрь

Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей

Подбор  дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Работа над развитием речи через театральную деятельность

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-ноябрь

Совершенствовать диалогическую монологическую формы речи.

Обобщение и распространение педагогического опыта

Декабрь

Консультация для родителей: «Развитие связной речи в семье»

Работа над выразительностью речи, интонацией, дикцией во время заучивания стихов к празднику.

Беседы с родителями

Январь –Февраль

Рекомендации педагогам и родителям

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин.

Март

Работа над развитием связной речи через театральную деятельность. Организация и работа мероприятий «В гостях у сказки» Показ сказки « Теремок» в группе раннего возраста

Апрель –Май

Обобщение и распространение педагогического опыта

Совершенствование диалогической и монологической форм речи через разучивание считалок и загадок.

Анкетирование родителей

Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет.

Публикации

Литература:

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Журнал «Дошкольное воспитание».

Журнал «Воспитатель ДОУ»

Журнал «Ребенок в детском саду».

Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - М.: ТЦ Сфера. 2007

Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М.,1994

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, 2007

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Винникова Г.И.  «Занятия с детьми 2-3 лет» ООО « ТЦ Сфера» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

Отчёт самообразования за 2017–2018 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Отчёт самообразованияза 2017–2018 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Развитие речи – одна из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация ...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...