План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
материал (средняя группа)

Вяткина Лариса Георгиевна

" Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

1. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Приобщать детей к русскому фольклору.

3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Тема: " Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

1. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Приобщать детей к русскому фольклору.

3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы.

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

       Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

-посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;

-посещение педсоветов, семинаров, конференций;

п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

         Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Изучение методической литературы по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

http://www.allbest.ru/

Практическая деятельность.

Изучение публикаций в периодической печати

«Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» 

info@moluch.ru

Проведение консультации для родителей.

Изучение методической литературы: Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

Посещение занятий других воспитателей ДОУ

Консультация: «Почитай мне мама сказку или с какими книжками лучше дружить.

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Теоретическое изучение проблемы.

Подведение итогов самообразования.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Развитие восприятия произведений устного народного творчества:

- вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;

- формировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;

- создать благоприятные условия для освоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств.

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной

 деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и технологий в интернете.

4. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

5. Анкетирование родителей " Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

6. Выступление на педсовете по изученной теме.

Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса»

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов других стран;

Расширение и представление о культуре народного творчества;

Развитие эстетического и нравственного восприятия мира;

Дать представление об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре;

Развивать художественно-творческие способности у детей.

Повышение квалификации.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- повышение интереса к устному народному творчеству;

-обогащение устной речи;

-развитие фантазии и воображения;

-формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи....

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....

Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

Самообразование педагога по теме:««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем»....