Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
методическая разработка по обж

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_polyanskaya_a.a.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Номинация: Лучший педагог по безопасности дорожного движения для дошкольников

Автор составитель:

Полянская Анна Александровна

инструктор по физической культуре

МАДОУ ДСКН № 2 г.Сосновоборска

2022 год

  1. Оглавление:

  1. Введение ………………………………………………………………3
  1. Целевая аудитория практики……………………………………....................................3
  2. Актуальность и практическая значимость методической разработки………………………………………………………….3
  3. Новизна и оригинальность……………………………………...……………..4
  4. Цели и задачи…………………………………………………….................4
  5. Педагогические технологии, методы, приёмы…………………...5
  1. Основная часть………………………………………………................5
  1. Описание хода реализации практики……………………………...5
  1. Заключение………………………………………………………..........7  
  2. Приложение…………………………………………………………….8                                            

2. Введение

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Для обучения детей правилам дорожной безопасности в нашем детском саду написана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук».

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) разработана в соответствии с правилами дорожного движения Российской Федерации и современными дорожными условиями, а также с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитани(Приложение1):

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- СП 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;

- Основная образовательная программа МАДОУ ДСКН №2 г.Сосновоборска;

- Устав МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска;

- Паспорт дорожной безопасности МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска.

2.1. Целевая аудитория практики

Основной целевой аудиторией практики по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются: дети дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, педагогический состав, родители. Ведётся межведомственное взаимодействие с инспекторами по пропаганде дорожной безопасности с ОГИБДД МО МВД России «Берёзовский».

2.2. Актуальность и практическая значимость методической разработки

Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Любознательность и желание постоянно открывать что-то новое часто ставят детей перед реальными опасностями на улицах города. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема систематического обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

2.3. Новизна и оригинальность

В нашем учреждении организованна и систематически ведётся работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения. Для реализации образовательной программы по профилактике ДДТТ педагоги руководствуются планом работы на год по обучению дошкольников правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В плане прописываются все мероприятия, которые проводятся в процессе организации всех видов деятельности, в ходе режимных моментов, взаимодействие с родителями воспитанников согласно ФГОС ДО. Созданы аудио и видеотека, наглядные пособия, тренажёры для работы с детьми на интерактивной доске. Создана картотека дидактических и подвижных игр по правилам безопасного поведения на улицах города. Одной из приоритетных задач программы является активная включенность родителей воспитанников по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения. В связи с этим в нашем детском саду была создана театральная студия в состав которой входят семьи воспитанников, создан родительский контроль. Родители активно принимают участия в собраниях, квест-играх, акциях, флешмобах, походах, конкурсах и викторинах.

2.4. Цели и задачи

Цели:

- создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширение у ребенка представлений о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

Задачи:

- обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;

- формировать у детей потребности в соблюдении ПДД;

- обучить безопасному поведению детей на улицах и дорогах;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- воспитывать вежливых пешеходов;

- привлечь родителей в систему работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. 

2.5. Педагогические технологии, методы, приёмы

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, используем разнообразные методы и приемы. Ведущими, среди которых являются: игровой метод, метод наблюдения и беседы, наглядный, практические упражнения, метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций, интерактивный метод, квест-игра, флешмобы, конкурсное движение, театрализованная деятельность, экскурсии. По инициативе учреждения организовано межведомственное взаимодействие с детскими садами г.Сосновоборска, МАОУ «Гимназия №1» г.Сосновоборска, спортивным комплексом «Надежда» г.Сосновоборска, ОГИБДД МО МВД России «Берёзовский», ГДК «Мечта» г.Сосновоборска, детской библиотекой «Лукоморье» и БМК г.Сосновоборска.

3. Основная часть

3.1. Описание хода реализации образовательной программы

Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.

Разработан тематический план организованной образовательной деятельности, в котором представлены темы занятий, их количество в месяц для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Перспективные планы групп составлены с учетом требований программы, возрастных и индивидуальных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Примерами интеграции образовательных областей служат:

- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежание несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирование организма;

- организация подвижных и спортивных игр по ПДД;

- использование интерактивных тренажёров по правилам безопасного поведения на улицах города;

- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми);

- организация встреч с сотрудниками ГИБДД;

- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»);

- просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге;

- использование обучающих игр по ПДД;

- организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД;

- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр, театрализованной деятельности на основе литературно-художественных произведений;

 - привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи);

- художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД.

В каждой группе создан игровой центр, который включает в себя макеты дорог, дорожные знаки, светофор, дидактические игры, плакаты, пазлы и головоломки, модели транспортных средств. В создании центров учитывался ряд требований: безопасность, доступность, педагогическая целесообразность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность.

Важную роль в реализации программы играет систематическое повышение знаний родителей правил по этике дорожного движения детьми и самими взрослыми. С этой целью в учреждении оформлены стенды для памяток, консультаций, плакатов, буклетов. В мессенджеры групп регулярно отправляются видеообращения от инспекторов ГИБДД и проводятся родительские собрания с их участием.  

Родители активно принимают участие в создание предметно-развивающей среды. Так родителями совместно с детьми были созданы атрибуты для театральных постановок. Педагоги совместно с детьми и их родителями в течении года участвуют в различных акциях, флешмобах, викторинах, конкурсах на уровне ДОУ и края. Одной из интересных форм работы в учреждении является передача знаний по ПДД через музыкальное развитие. Дети на музыкальных занятиях разучивают песни, ставят танцевальные номера, театральные постановки. Активно участвуют в музыкальных конкурсах, одним из них на протяжении нескольких лет является конкурс замечательного композитора Игоря Русских. С удовольствием семьи воспитанников принимают участие в квест-играх, походах, экскурсиях. Чтобы повысить безопасность движения ребёнка из дома до детского сада, воспитанниками старшего дошкольного возраста разрабатываются схемы и макеты «Безопасного маршрута». На сайте детского сада регулярно освещаются мероприятия проведенные с целью повышения знаний правил дорожной безопасности. Выкладывается консультативная информация. В процессе реализации активно используем интернет-портал газеты «Добрая дорога Детства», для старших дошкольников используется интерактивная игра «Дорога в школу», портал по безопасности дорожного движения «Сакла». образовательный портал на базе интерактивной платформы для старших дошкольников Uchi.ru. Данные ресурсы можно использовать как для очного обучения детей, так и для дистанционной работы с воспитанниками.  Во внутренней локальной сети детского сада создана библиотека материалов для использования педагогами для проведения занятий, мероприятий по ознакомлению и закреплению знаний по ПДД. Все материалы современны и подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (аудио и видеотека, картотека подвижных и дидактических игр, мультфильмы, картотека художественной литературы). Для владения современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, педагоги участвуют в различных мероприятиях, проходят курсы повышения квалификации. Успешной работой по обучению детей правилам безопасного поведения на улице способствует тесное взаимодействие с различными учреждениями социума, инспекцией ГИБДД, театрами для детей и молодежи, средствами массовой информации.

4. Заключение

 

Результаты обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице можно отследить, используя диагностические карты наблюдений индивидуального развития детей в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» на основе наблюдений и бесед, анкеты для родителей, итоговые мероприятия, интерактивные тренажеры, разработанные педагогами учреждения.

Начиная с 2023 года в нашем детском саду планируется открыть телевизионную студию «Всё о дороге», где дети совместно с педагогами и родителями будут создавать познавательные и интересные выпуски новостей, проводить интервью и опросы среди детей и взрослых, рассказывать о главных новостях на улицах нашего города, а также транслировать видеоматериалы, предоставленные ОГИБДД МО МВД России «Берёзовский».

Приложение 1

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- СП 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;

- Основная образовательная программа МАДОУ ДСКН №2 г.Сосновоборска;

- Устав МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска;

- Паспорт дорожной безопасности МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска.

Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них неприемлемо нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, это требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В детском саду обучение правилам дорожного движения отражено в направлении «Социально-коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание и обучение ребёнка с самого раннего возраста во избежание выше перечисленных опасностей.

В нашем учреждении организованно и систематически ведётся работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения. Это особенно актуально, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в это время, прочно останется у него навсегда. Поэтому очень важно в детском саду с младшего возраста начинать подготовку ребёнка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения – пешехода.

К 4-5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. В более старшем возрасте (6-7лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения выстраиваются в последовательную и стройную систему представлений. Дети не только знакомятся с дорожными знаками, усваивают правила и нормы поведения на улице и в транспорте, но и приобретают умения применять полученные знания на практике. Перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике.

Большое внимание уделяется работе с родителями, т.к. для ребёнка очень важен положительный пример в поведении взрослых на улице и в транспорте. Организуются тематические выставки творческих работ детей и родителей, конкурсы плакатов. Ведётся тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД. Именно в условиях целенаправленной работы с семьёй по подготовке дошкольников к роли самостоятельных пешеходов повышается уровень усвоения детьми знаний и навыков ПДД.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цели Программы:

- создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширение у ребенка представлений о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

Задачи реализации Программы:

- обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;

- формировать у детей потребностей в соблюдении ПДД;

- обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- воспитывать вежливых пешеходов.

1.2.  Принципы к формированию Программы

Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов: Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Принцип полноты. Начиная с раннего возраста, реализуется содержание программы по всем разделам, т.к. если какой-либо раздел выпадает, то дети могут оказаться незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

 - Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программ в течение дня.

- Принцип сезонности. Если в зимний период педагоги часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т.д.

- Принцип возрастной адресованности. Предусматриваем объединение по группам детей младшего и среднего дошкольного возраста, среднего и старшего; старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

- Принцип интеграции. Программа по ПДД включаются в тематику всех образовательных областей, а также в нерегламентированную деятельность и отдельные режимные моменты, т.е. чтобы программа не была искусственной надстройкой, педагоги ее естественно органично интегрируют в целостный педагогический процесс.

- Принцип координации деятельности педагогов. Все педагоги планируют работу по ПДД на основе годового плана учреждения, в целях и последовательности в раскрытии каждой темы и избежание повторов.

- Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками педагогического процесса.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры программы на этапе реализации программы:

Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге:

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-  умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

-  умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»;

- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

13

- представление о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями;

- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Оценивание качества освоения детьми Программы представляет собой важную составную часть образовательной деятельности. Система оценки образовательной деятельности предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых учреждением, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление учреждением и т. д.

Результаты обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице можно отследить, используя диагностические карты наблюдений индивидуального развития детей в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» на основе наблюдений и бесед.

II. Содержательный раздел

2.1. Перспективно-тематическое планирование

Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно- исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.

Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей. Примерами интеграции образовательных областей служат:

- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежание несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирование организма;

- организация подвижных и спортивных игр по ПДД;

- обучение катанию на велосипеде («Физическое развитие»);

- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми);

- организация встреч с сотрудниками ГИБДД («Социально-коммуникативное развитие»);

- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»);

- просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге;

- использование обучающих игр по ПДД;

- организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);

- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных произведений («Речевое развитие»);

 - привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи);

- художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

Взаимодействие с родителями воспитанников Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения. Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада. Используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов.

Перспективный план работы с родителями

Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, постоянным личным примером они создают положительные или отрицательные привычки поведения детей на дороге. Поэтому программой предусмотрено проведение уроков дорожной безопасности для родителей (1 раз в квартал) по следующей тематике:

квартал

Тематика

I

Движение по улицам и дорогам города с ребенком

Составление маршрута «Безопасный путь от дома до ДОУ»

Участие родителей в оформлении ППРС (уголок ПДД)

Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле»

II

Конкурс фотогазет «Улицы Сосновоборска»

Памятка для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»

Мастер-класс с использованием интерактивной доски «Учим детей соблюдать правила дорожного движения»

Просмотр образовательной деятельности с детьми по ознакомлению детей с ПДД

III

Встреча с инспектором ГИБДД

Родительская гостиная «Игры с детьми по ПДД»

Консультация «Безопасность детей – забота взрослых»

IV

Изготовление листовок «Безопасное лето»

Программа предполагает совместную деятельность детей, педагогов и родителей по профилактике ДДТТ:

- «Папа, мама, я – знающая ПДД семья!»

- Конкурс семейных рисунков «Добрые дороги», «Безопасные дороги глазами детей», «Мы рисуем улицу»

- «Семейный марафон безопасности»

- Конкурс «Вместе весело шагать по просторам, если путь тебе открыт светофором»

- Создание игротеки по ПДД

- Создание мини-библиотеки по ПДД

- Составление обращений к водителям автомобилей с пожеланиями детей

- Участие в акциях различного уровня

- Организация и проведение «Флеш-мобов»

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах удетей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также авторских разработокАвдеевой Н.Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б., Скоролуповой О.А и др., с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:

- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

- Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или входе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.

- Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

- Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

3.2. Взаимодействие с педагогами

Вопросу повышения уровня знания дорожной грамоты педагогами уделяется особое внимание. Каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Поэтому так важно проводить с педагогами различные мероприятия по обучению их самих правилам дорожного движения, расширению знаний о формах и методах работы с детьми, организации различных видов деятельности по теме.

Месяц

Содержание

сентябрь

Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года

Консультация: «Типичные ошибки при обучении детей ПДД», «Психологические особенности детей»

Формирование электронного кейса «Игры по ПДД на интерактивной доске»

октябрь

Разработка методической шпаргалки для педагогов «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Оформление уголка по ПДД в группах

Разработка перспективного плана работы в центре ПДД на группах

ноябрь

Оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»:

- нормативно-правовая база

- организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (перспективный план работы с воспитателями,

методические рекомендации по организации занятий с детьми в разных возрастных группах, разработки

праздников, экскурсий, бесед)

- иллюстративный материал

- список методической и художественной литературы

декабрь

Пополнение предметно-развивающей среды в группах для организации игровой деятельности детей

(атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных игр, макеты улицы, дорожных знаков и т. д.)

Смотр – конкурс уголков по ПДД

январь

Встреча с сотрудниками ГИБДД: «Как научить дошкольника не попадать в типичные

дорожные «ловушки»

Формирование электронного кейса «Игры по ПДД на интерактивной доске»

февраль

День открытых дверей в ДОУ

Выставка детских работ «Красный, желтый, зеленый»

Папки-передвижки для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

Просмотр развивающей среды в группе

март

Педагогический пробег: «Знатоки ПДД»

Дискуссия «Учим детей ПДД»

апрель

Выставка в ДОУ «Уважайте светофор» (продуктивные виды деятельности):

- индивидуальные детские работы

- коллективные детские работы

- семейные работы

май

Подготовка атрибутов для транспортной площадки

Изготовление необходимых атрибутов

Подготовка «транспортной» площадки

3.3. Взаимодействие с социальными партнерами

Успешной работе по обучению детей безопасному поведению на дороге способствует взаимодействие с различными учреждениями социума и общественностью – инспекцией ГИБДД, театрами для детей и молодежи, средствами массовой информации, которые организуют различные методические мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

По всем возникающим вопросам педагогов консультируют работники инспекции ГИБДД – так повышается уровень образования самих воспитателей; информация, преподносимая детям, является достоверной.

Учреждение является базовой площадкой по проведению мероприятий для дошкольных учреждений города по ПДД, а также сотрудничает с начальной школой МАОУ «Гимназия №1».

3.4. Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации цели и задач программы соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды. При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:

- безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;

- доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;

- педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.

- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение вариативной части ООПДО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук» в работу ДОУ».

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Приключения Буратино и его дорожная азбука"

Методическая разработка предполагает организацию детской деятельности в форме игры – приключения, где дети знакомят главного героя с азбукой безопасности, в доступной им форме осваивают правила ...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей 5-6 лет «Школа пешеходных наук». ( игровой квест)

laquo;Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей 5–6 лет «Школа пешеходных наук»».Цель: Профилактика детского дорожно-транспорт...

Рабочая программа кружка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Программа «Школа дорожных наук» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентировать...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жи...