Музыкальное образование в современной образовательной системе, особенности работы музыкального руководителя.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Чикишева Любовь Леонидовна

Методическое сообщение раскрывает новые подходы в работе музыкального руководителя в связи с реализацией ФГОС ДО. К сообщению прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_den1.docx24.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное образование в современной образовательной системе, особенности работы музыкального руководителя.

(В скобках указаны номера слайдов презентации)

(1)В современном педагогическом процессе система образования  является не только основным источником получения   знаний, необходимых для успешной социализации человека, но и оказывает влияние на развитие личности человека. При этом она призвана обществом  играть определяющую роль в формировании социализированной личности, способной к самоопределению и самореализации  в этом мире.

(2)Здесь даны объяснения понятия система.

(3)Под термином  «образовательная система» может пониматься  образовательное учреждение, как сложная социально-педагогическая система, а также и содержательный аспект  деятельности данного учреждения (содержание образования).

Музыкальное образование всегда являлось составляющей  частью  дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.

(4)Основные тенденции развития образовательного процесса:

1. Гуманизация.

2. Психологизация.

3. Технологизация.

4. Интеграция.

5. Информатизация и компьютеризация.

6. Регионализация

(5)Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования привело к  изменениям в области целевых установок, принципов и методов, форм организации педагогической деятельности, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Образовательная область «Музыка» перестала существовать отдельно и была объединена  с «Художественным творчеством» в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

 (6) «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». 

Это положение стандарта возлагает на  музыкального руководителя огромную работу по формированию мировоззренческих позиций у ребенка, развитие способности любоваться красотой искусства, природы, чувствовать гармонию и радоваться своей причастности к творчеству. Суметь сформировать устойчивую потребность в общении с музыкальным искусством, развить чувственное, эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – вот основная задача педагога-музыканта в ДОУ. Приоритет чувственного, эмоционального восприятия, а не черствых, безжизненных профессиональных знаний теории музыки (Пример).

(7) Музыкальное воспитание направлено на формирование общей культуры личности ребенка, его личностное развитие, эмоциональное благополучие, социализацию и т.д. В связи с этим в ранг задач, а не целей  уходят узко специализированные предметные задачи. Развитие музыкальных способностей не является теперь основной педагогической целью. Приоритетным в содержании работы музыкального руководителя должны быть общечеловеческие ценности.

 В чем еще проявляются особенности организации образовательного процесса по музыкальному развитию?

Рассмотрим некоторые положения ФГОС ДО и пути их реализации музыкальными руководителями.

(8) «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека…». Это требование стандарта призывает педагогов  быть терпимее, внимательнее к каждому ребенку, не стремиться к тому, чтобы все дети учили одни и те же песни и танцы.  Совсем не обязательно, чтобы каждый ребенок, например, солировал на празднике, как того требуют родители.  Нельзя детей сравнивать между собой, нельзя оценивать. Детей нужно поддерживать такими, какие они есть, а не требовать, чтобы дети  соответствовали  нашему представлению, подгонять всех под общую норму.

(9) «Построение образовательной  деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…».  Музыкальный руководитель должен уметь быстро и адекватно реагировать на запросы детей, суметь поддержать их интересы и использовать их в своих педагогических целях. Важно сохранить субъектную позицию ребенка, чтобы дать ему возможность проявить свои интересы. Умение гибко планировать работу с детьми, готовность идти за ребенком, а не по плану – новое профессиональное качество музыкального руководителя. «Мы не обязаны реализовывать план, мы обязаны для детей создать ситуацию выбора, творчества, экспромта, возможности сохранить себя.  Мы обязаны реализовать стандарт» (2). Необходимо в первую очередь выполнять стандарты, а планы должны быть гибкими.

(10) «Поддержка инициативы детей» на основе «сотрудничества детей и взрослых», признания ребенка полноценным участником (субъектом)  образовательных отношений». В образовательную деятельность необходимо включать приемы разделения заданий между детьми так, чтобы они нашли отклик у детей с самыми разными потребностями, то есть создавать ситуации, способствующие поддержке инициативы детей.

(11) В рабочих программах обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Здесь мы должны показать, как средствами музыкального образования реализуются задачи пяти образовательных областей, что составляет 60% материала. Остальные 40% позволяют использовать материал, который выберет сам музыкальный руководитель. Это могут быть парциальные программы по музыкальному развитию, авторские программы, представляющие интерес для музыкального руководителя, для дошкольной образовательной организации.

(12) В отношении выбора программ для составления рабочей программы музыкального руководителя хочется привести выдержку с сайта ФИРО. Все те парциальные программы, которыми мы привыкли пользоваться, не входят ни в навигатор образовательных программ, ни в государственный реестр, поэтому у нас есть право выбора.

(13) В связи с введением ФГОС ДО изменились и подходы к организации образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников.

В целом, можно выделить особенности современного образовательного процесса  по трем компонентам: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, характер взаимодействия музыкального руководителя с детьми, содержание образовательного процесса по музыкальному развитию, обучению и воспитанию (4).

(14) Психолого-педагогическое сопровождение:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и художественно-эстетических интересов каждого ребенка.
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.
  • Педагогическая оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) направлена, прежде всего, на определение наличия условий для музыкального развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями.
  • Поддержка инициативы и активности детей в разных видах музыкальной деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.
  • Достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.
  • Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.

(15) Характер взаимодействия музыкального руководителя с детьми:

  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия музыкального руководителя и детей.
  • Изменение способа организации детских видов музыкальной деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

(16) Содержание образовательного процесса по музыкальному развитию:

  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию.
  • Осуществление образовательной деятельности на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
  • Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности).
  • Приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах музыкальной деятельности.
  • Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи по музыкальному развитию детей.
  • Организация художественно-эстетической развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.

(17) Используемый материал.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования
  2. Вебинар кандидата педагогических наук, доцента, главного редактора журнала «Музыкальная палитра», директора АНО ДПО «Аничков мост»  Бурениной А.И.

https://www.youtube.com/watch?v=Pr-xIxDiZDw

  1. Вебинар кандидата искусствоведения, автора программ по музыкальному образованию Тютюнниковой Т.Э. https://www.youtube.com/watch?v=WqkAZe4VSgI&index=10&list=PLxQuYitN9MBOR1NSj2JvR_RBAioj-Ut_P
  2. Б. Головина. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

В презентации раскрывается понятие - педагогической технологии, дается  краткое описание современных методов и приемов, авторских программ, используемых в работе музыкальным руководителем....

Использование современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя

В статье описаны современные образовательные технологии, которые использует в своей работе музыкальный воспитатель детского дома....

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот выв...

Презентация "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ"

quot;Современные образовательные технологиив работе музыкального руководителя ДОУ"...

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Слушание, пение, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах - образовательные технологии в ДОУ...

Статья "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"

Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей...

"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ "

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны ...