Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Свистунова Тамара Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. 
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. 
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, большое внимание нужно уделить комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.

Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своему городу и своей стране.

Планируя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

6. Воспитывать уважение к труду.

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как эти задачи воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Свою работу по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию детей второй младшей группы я начала с проведения бесед о семье. В ходе которых, выделила самого близкого в семье человека - маму. Обратила их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Постаралась вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи

В начале учебного года дети познакомились друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе, с участком, с территорией детского сада, со сказочными персонажами на ней, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Я рассказала о том, что в группе, в детском саду всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо, и все что их окружает, необходимо беречь. Ребята ознакомлены с трудом сотрудников детского сада – воспитателя, младшего воспитателя, повара и др., знают, что взрослые заботятся о детях. Это вызывает чувство уважения к людям труда, желание оказать им помощь. Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение, знания закрепились в сюжетно-ролевых играх.

«Воспитание любви к родному городу, селу - одна из задач нравственно-патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, село. Знакомство с селом начинается с близлежащих улиц, домов. Наблюдения проводились непосредственно с территории дошкольного учреждения. Дети рассматривали дома, обращала их внимание на то, что домов много, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят их. В течении учебного года проводила беседы с детьми на эту тему а так же в образовательной деятельности провела такие занятия как «Дома »……………… В результате проделанной работы дети стали запоминать название своего села, улицы, своего города.           

Во время праздников нужно обращать внимание детей на то, как украшается город, село, как мы украшаем группу. Эту работу продолжала на занятиях по изобразительной деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки», «Флажки на ниточке», «Картина про праздник». Аппликация: «Флажок», «Флажки на ниточке.»

Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учу детей видеть красоту различных пейзажей. Так же знакомлю детей с культурой своего народа: рассказываю русские народные сказки, играем в народные игры, читаю и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркиваю, что все это придумал, сделал русский народ. В своей работе так же использовала различные виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Я использую в своей работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу я   провожу консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов. 13 марта 2017 года я провела родительское собрание на тему «……………….» с представлением видеоматериала о жизни группы детей и получила положительные отзывы и слова благодарности  от родителей. Так же привлекла родителей к сбору материала для оформления альбомов «Достопримечательности города Краснодара», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.»

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

 И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavit.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. 
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. 
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, большое внимание нужно уделить комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно - патриотического воспитания.

Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своему городу и своей стране.

Планируя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

6. Воспитывать уважение к труду.

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как эти задачи воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Свою работу по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию детей второй младшей группы я начала с проведения бесед о семье. В ходе которых, выделила самого близкого в семье человека - маму. Обратила их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Постаралась вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность детей в оказании ей посильной помощи

В начале учебного года дети познакомились друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе, с участком, с территорией детского сада, со сказочными персонажами на ней, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Я рассказала о том, что в группе, в детском саду всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо, и все что их окружает, необходимо беречь. Ребята ознакомлены с трудом сотрудников детского сада – воспитателя, младшего воспитателя, повара и др., знают, что взрослые заботятся о детях. Это вызывает чувство уважения к людям труда, желание оказать им помощь. Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение, знания закрепились в сюжетно-ролевых играх.

«Воспитание любви к родному городу, селу - одна из задач нравственно-патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, село. Знакомство с селом начинается с близлежащих улиц, домов. Наблюдения проводились непосредственно с территории дошкольного учреждения. Дети рассматривали дома, обращала их внимание на то, что домов много, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят их. В течении учебного года проводила беседы с детьми на эту тему а так же в образовательной деятельности провела такие занятия как «Дома »……………… В результате проделанной работы дети стали запоминать название своего села, улицы, своего города.            

Во время праздников нужно обращать внимание детей на то, как украшается город, село, как мы украшаем группу. Эту работу продолжала на занятиях по изобразительной деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки», «Флажки на ниточке», «Картина про праздник». Аппликация: «Флажок», «Флажки на ниточке.»

Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учу детей видеть красоту различных пейзажей. Так же знакомлю детей с культурой своего народа: рассказываю русские народные сказки, играем в народные игры, читаю и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркиваю, что все это придумал, сделал русский народ. В своей работе так же использовала различные виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Я использую в своей работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу я   провожу консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов. 13 марта 2017 года я провела родительское собрание на тему «……………….» с представлением видеоматериала о жизни группы детей и получила положительные отзывы и слова благодарности  от родителей. Так же привлекла родителей к сбору материала для оформления альбомов «Достопримечательности города Краснодара», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.»

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

 И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Консультация для воспитателей «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Конспект занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Салют Победы»

Любовь к Родине - это то, с чем человек входит в свою жизнь. Познакомить с историей своей страны и воспитать любовь к ней - один из самых важных аспектов в дошкольном воспитании. С целью воспитания у ...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...