Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.
презентация на тему

Спицына Ольга Викторовна

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alt_k.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи» учитель-дефектолог МКДОУ №86 Спицына Ольга Викторовна

Слайд 2

Формы общения Речь Жестикуляция Язык жестов Рисунки Письмо

Слайд 3

Кто пользуется альтернативной коммуникацией: люди с нарушением слуха, люди с нарушением голоса (операции после удаления голосовых связок, инсульты), люди с серьезными нарушениями иннервации (дизартрии, анартрии, апраксии), люди с ментальными нарушениями (синдром Дауна, когда имеет место генетическая предрасположенность к нарушению речи, синдром Ретта, когда происходит распад речи), люди с эмоциональными проблемами и нарушением контакта (РАС).

Слайд 4

В каких случаях детям рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию: если ребенок испытывает трудности с пониманием речи; если ребенок не проявляет инициативы в общении; если у ребенка очень непонятная речь; если речь не функциональна.

Слайд 5

Возможности альтернативной коммуникации может: быть необходима постоянно ; применяться как временная помощь ; рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью; предотвращать неприемлемое поведение.

Слайд 6

Альтернативная коммуникация

Слайд 7

Альтернативная коммуникация Методы коммуникации Метод пиктограмм Методика «Лёб-система» Коммуникационная система обмена изображениями или PECS Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык ( Макатон ) Блисс –метод Глобальное чтение Коммуникатор и электронные пособия

Слайд 8

Альтернативная коммуникация Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с ОВЗ Система жестов Система символов Обучение глобальному чтению Система коммуникации при помощи карточек PECS

Слайд 9

Альтернативная коммуникация Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации Оценка уровня коммуникативных навыков Коммуникативные особенности Коммуникативные возможности

Слайд 10

Альтернативная коммуникация Параметры наблюдения Понимание и выполнение простой инструкции Понимание и выполнение сложной (2 комп.) инструкции Имитация Использование игрушки Реакция на прикосновение Реакция на звуки Средства общения Ответная эмоциональная реакция на партнера в ситуации общения Поведение ребенка в ситуации общения

Слайд 11

Альтернативная коммуникация Принципы внедрения альтернативной коммуникации «От реального к более абстрактному» Избыточность символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова) Постоянная поддержка и повышение мотивации Функциональное использование в коммуникации

Слайд 12

Альтернативная коммуникация Требования к символам коммуникации Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку. Слово должно быть написано специальным простым шрифтом. Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность (помощнику)помочь сзади сделать жест .

Слайд 13

Альтернативная коммуникация Глобальное чтение. - Методика Глена Домана - Методика Нуриевой Л. Г

Слайд 14

Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: • зрительного восприятия; • внимания; • зрительной памяти; • понимания обращённой речи; • выполнения простых инструкций; • умения подбирать парные предметы и картинки; • умения соотносить предмет и его изображение; • понимания содержания читаемого. Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 15

Виды работ при обучении глобальному чтению: ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Чтение слов. Понимание письменных инструкций. Чтение предложений Работа с дубликатами.

Слайд 16

ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: по материалам любимой книжки; используя опыт самого ребенка . «Дочитывание» в книгах.

Слайд 17

ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Одновременно появляются два новых вида работы: освоение работы в тетрадях; обучение счету.

Слайд 18

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Список литературы 1.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е. А., психолог. Новосибирск, 2012. 2 . БЭС – 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – 1456с.:ил. 3. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок – «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г. Интернет ресурс: http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html https://www.youtube.com/watch?v=x52UdXTEQm8 https://www.youtube.com/watch?v=DhFtf1rECfI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".

Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....

Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом

Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...

Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена большим количеством детей, имеющих нарушения развития....

Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками.  Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальна...

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...