Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности
методическая разработка на тему

Ерошкина Вера Андреевна

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр для воспитания экологической культуры дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру.

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну.

Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. 

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. 

Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.

Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра.

Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Также в игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 35.

2. Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / Н. А. Беневольская // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 54.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2008. - 464с.

4. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в школьной географии // Экологизация школьного образования / Под ред. Н.М. Мамедова. – М., 2004. – С. 102.

5. Вульфсон Б. Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 15.

6. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Ю. Ганичев // Воспитание школьников. 2002. - № 2. - С. 29-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...

Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....

Доклад "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Воспитание экологической культуры начинается с младшего дошкольного возраста, на протяжении дошкольного детства дети осваивают разнообразные умения и навыки, получают знания о живой и неживой природе,...

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечес...