Знакомство с башкирским национальным орнаментом
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что   республика  Башкортостан находится на границе с нашей республикой,

- учить детей ориентироваться по  карте, находить  республику Башкортостан

- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру,  Родине, уважение к людям различных национальностей;

- учить детей называть страну, в которой живут, республику, родной город;

- работа на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, культурой башкирского народа, развитие речи, различные игры);

- создание эмоционально – положительного климата для занятия художественно - речевой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkiriya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Знакомство с башкирским национальным орнаментом»

Цели:

- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что   республика  Башкортостан находится на границе с нашей республикой,

- учить детей ориентироваться по  карте, находить  республику Башкортостан

- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру,  Родине, уважение к людям различных национальностей;

- учить детей называть страну, в которой живут, республику, родной город;

- работа на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, культурой башкирского народа, развитие речи, различные игры);

- создание эмоционально – положительного климата для занятия художественно - речевой деятельностью.

Демонстрационный материал: картинки национальных блюд, национального костюма, элементов орнамента, карта республики Татарстан,

Ход занятия:

Приветствие гостей.

 Речевая разминка:

Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем!

Улыбнёмся снова – будьте все здоровы!

Педагог приглашает детей пройти к карте нашей республики, найти столицу Казань - город, в котором мы живём. Предлагает детям назвать республики, которые граничат с Татарстаном.       Одна из соседних республик – Башкортостан,  столица – город Уфа

      Читается отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова  «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок).

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо: «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя»

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца - добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель бежит.

 Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озера. В лесах этой республики водятся много животных, таких же, как и в нашей республике. Какие животные водятся в лесах нашего края?

Дети: Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

     Республика Башкортостан  многонациональна. В ней проживают люди 80 национальностей. Какие национальности вы знаете?

Дети: Русскиее, башкиры, татары, украинцы, марийцы, чуваши и т. д.

У башкирского и татарского народа много общего – есть много сходств в предметах национального костюма и национальных блюдах (чак – чак, баурсак, бишбармак) - показ иллюстрированных картинок с изображением национальных блюд)

У башкирского народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта)- показ фото.

 В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую.  В женской половине хранилась посуда, люлька, самовар, прялка.  В мужской – одежда. оружие. : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.

 А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сегодня мы  будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?

Дети: Зеленый - трава, листья;    черный - земля;     желтый и красный - солнце;     синий - небо.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах.  Звучит башкирский народный инструмент - курай.

(после окончания работы любуемся результатами труда)

Дети по трафаретам рисуют контур  орнамента  на бумажном полотенце и закрашивают цветным песком. Клей наносится на орнамент, затем рисунок плашмя кладётся в плоскую коробочку с песком (изображением вниз). Дети слегка похлопывают по бумаге и поднимают её.   Получается «песчаный» рисунок

Воспитатель: Какие красивые у вас получились  полотенца.  Давайте устроим выставку ваших работ для родителей.

По окончании педагог угощает детей башкирским национальным блюдом – (чак-чак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с чувашским национальным орнаментом - Солнце

Знакомство с чувашским национальным орнаментом детей средней группы ДОУ...

Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай»

Цель: Знакомство с башкирским  национальным музыкальным инструментом – «курай». Рассказать детям о происхождении «курая».     Зад...

«Знакомство с национальным орнаментом Чувашии»

Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!»      Народ Чувашии обладает богатой и уникальн...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"

Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям....