Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
статья (старшая группа) на тему

Маркова Татьяна Викторовна

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. 

    Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_1.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова Татьяна Викторовна, воспитатель

ГБДОУ  №5 Приморского района

 Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

(из опыта работы воспитателя)

   Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

   Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный стандарт (ФГОС пункт 1.4.7) считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

   Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

   Л. С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. «Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»

   В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Среди возможных средств развития познавательной активности старших дошкольников особого внимания заслуживает ознакомление с окружающим миром.

   Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

   Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

  Условием формирования познавательных интересов старших дошкольников является воспитание любознательности и познавательных интересов, которые  осуществляются в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

   Активность ребенка и познавательный интерес является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

   Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра – важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

   Поэтому развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Обеспечивать богатство сенсорных впечатлений.

   Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д.

   Для развитие познавательной активности детей  старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром  я наполняла развивающую среду группы, создавала условия  для самостоятельной познавательной активности детей и расширения  детского кругозора, вовлекала   в этот процесс родителей.  Организовала развивающие центры разных видов деятельности (художественно-эстетический, экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный, ОБЖ, речевого развития. и т. п.) составила картотеки методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.        

   В совместно-самостоятельной деятельности дети в группе могут играть в различные     дидактические игры, а так же: в лото и домино с картинками, в настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии), картинки с изображением последовательности событий и иллюстрации к сказкам, развивающие игры и иллюстративный материал по знакомству детей с Санкт-Петербургом, пособия для нахождения сходства и различия, для составления целого из частей и многие другие игры и пособия, - находятся в созданных в группе центрах.  В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними.

      Часто для развития познавательной активности  у детей при ознакомлении с окружающим миром я использую презентации по различным темам, которые показываю в группе. Конечно, нельзя обойтись и без энциклопедий и познавательной литературы. Ее содержание  доступно детям.

   В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий и проектной деятельности.  Детям очень нравятся литературные досуги, КВН, викторины и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное.

   У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.

   Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением развивающей предметно – пространственной среды детского сада. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.

   Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.

  Наша задача, как педагогов дошкольного образования, заключается в том, чтобы создать условия для развития познавательной деятельности детей. Для этого использовать возможности развивающей среды, в которой находится ребенок.

 

Список  литературы

1.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.

 2.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.

 3.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.

4.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М.,   2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО

В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...

« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

1.Актуальность исследования. Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного р...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО

В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...

Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические  игры...