План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны
методическая разработка (средняя группа) на тему

Хантимерова Ирина Александровна

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_teme_samoobrazovaniya.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

                              МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

                    План по самообразованию по теме:


           «
Формирование  патриотических    чувств дошкольников через культуру и традиции народов      Мордовии»
на 2017 -2018 учебный год

 Хантимеровой Ирины Александровны

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 Работа по теме самообразования рассчитана на 3 года, (2016-2020гг.)  

Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности народа, их нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей.

    Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

 - формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

      -воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

      -развивать интерес к культуре народа через знакомство с  народной игрушкой, народным фольклором

-развивать у детей творческие  и познавательные способности  с учетом их возрастных и психологических особенностей

-формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

-воспитание здорового образа жизни.

-воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Ожидаемый результат.

  • Повысится  уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
  • появится интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  •  повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
  • познакомятся с народными орнаментами ,элементами народного костюма , с народным фольклором;
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
  •  Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности(родители-ребенок).

                     

                                                                                   

                                                                     

 

  План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Применение

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».Работа над проектом «Кукла-душа народа»        

Выставка рисунков "Улицы нашего села".

Октябрь

Беседа «Как выращивают хлеб»
Беседа «Моя семья» 

Ознакомление с обычаями  и традициями русского, мордовского ,татарского  народа.

Ознакомление с народным орнаментом

Выставка детских работ из соленого теста «испекли мы каравай»

Создание альбома «народный орнамент»

Ноябрь

Ознакомление с народными сказками.(русскими, мордовскими ,татарскими) Знакомство с народными обрядовыми куклами, с особенностями национального костюма

Кукольный спектакль «Как собака друга искала» изготовление тряпичных кукол- «пеленалок»

декабрь

 Реализация проекта «Кула- душа народа» знакомство с куклой оберегом

Развлечение «Игры наших бабушек». Д/И «Собери куклу» Выставка детско-родительских работ «Оберег моей семьи» ( в традициях разных национальных групп)

 Январь

Февраль

 Цикл бесед «народные праздники и их традиции»

Беседа «Есть такая профессия родину защищать»

Беседа «Мой папа самый ,самый…»

 Презентации « Народные праздники и их традиции»

Выставка детских работ «Наша Армия сильна»

 Фикультурное развлечение «В здоровом теле, здоровый дух»

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Знакомство с весенними народными праздниками.

Выставка детских работ «Подарок маме. Фольклорное развлечение «Масленица»

Апрель

Беседа «Первый в космосе»

«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». Весенний утренник

Май

Беседа «Этот праздник самый важный».

Беседа « Лес – легкие планеты»

Выставка детских работ «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Выставка детско-взрослых работ «Сохраним родную природу»

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, народных сказок.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Прочти сказку на ночь?»

Анкета «Что вы знаете о традиционной народной куле ?»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Составление родословной «Моя семья» Изготовление кормушек

Ноябрь

Мастер-класс для родителей « Кукла-оберег»

Оформление альбома «История  «нашего села».

Альбом «История нашего села».

 Декабрь

 Февраль

Консультация «Народные игры»

Выставка детско-родительских работ «Оберег моей семьи» ( в традициях разных национальных групп)

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». Фикультурное развлечение «В здоровом теле, здоровый дух»

Март

Утренник посвященный  восьмому марта

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детской площадки.

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

                 

                                    Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год...

План работы с воспитанниками средней группы по реализации программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год

Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине-Нижегородскому краю и большой родине –России....

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы   МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год...

"Музыкальная семейка" План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников старшей группы №9 «Улыбка» на 2017-2018 учебный год .

Как заинтересовать, привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности с ребятами? Играть ввместе с ними, танцевать, учавствовать в сценках и конкурсах? Не всегда это дается легко. Этот вопрос...

План работы кружка «Дошколёнок» по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе 2017-2018 учебный год

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие....

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год

Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год...