"Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей".
статья (подготовительная группа) на тему

Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла характер труда, быта и культуры людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_kak_sredstvo_esteticheskogo_i_nravstvennogo_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Природа как средство эстетического и нравственного

                                  воспитания детей.

Красота в природе существует объективно. Она неотъемлема от естественных свойств предметов и явлений природы и выражается в красках, звуках, формах.

Возникшее в результате покорения природы чувство красоты и любви к ней, в свою очередь, побуждает человека к творческой деятельности: учёного-делать великие открытия на пользу Родины и всего человечества, художника-создавать произведения, которые заставляют стремиться к добру, красоте.

К. Паустовский в статье, посвящённой закону об охране природы, призывает охранять прекрасный русский пейзаж, который по его мнению, играет огромную роль в формировании характера народа, создании русской культуры и искусства. Л.Леонов в статье «О природе начистоту» убедительно пишет, «что патриоты природы-всегда патриоты Родины».

Это чувство в основном возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что так тонко выразил А.Герцен словами: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой,провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нём желание отдать свои силы служению Родине

В ряде статей и материалов из опыта начиная с 1937 г., освещающих работу детских садов по ознакомлению с природой, большое внимание уделяется моральному и эстетическому воспитанию.

На основе изучения теории и практики данного вопроса о влиянии общения с природой на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка педагоги пришли к следующим выводам:  

  1. На всём протяжении развития дошкольного воспитания ознакомления детей с природой, рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития, эстетического и нравственного и эстетического воспитания.
  2. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определили ведущее значение общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение и труд детей в природе как основные методы.
  3. На протяжении многих лет в детском саду накоплен положительный опыт эстетического и нравственного воспитания на основе ознакомления ребёнка с природой.
  4. Но есть минусы. Мало разработаны приёмы руководства восприятием детьми красоты природы побуждающие к активной деятельности.
  5. Наиболее существенными ошибками являются следующие: проводя занятия по ознакомлению детей с природой, руководя их трудом в природе. Воспитатели основное внимание уделяют познавательной стороне и не ставят своей задачей использовать природу для эстетического и нравственного воспитания. Правильное решение этого вопроса возможно только на основе органической связи и единства эстетического и нравственного воспитания.
  6. Изучая и анализируя данные об эстетическом восприятии и развития эстетического вкуса у детей педагоги попытались ответить на следующие вопросы :

Замечают ли дошкольники красивое в природе, в чём они его видят?

Как реагируют на красоту природы?

Как влияет красота природы на их поведение?

Исследования показывают. Что дети очень рано замечают красоту в природе и тянутся к ней. Литературные источники подтверждают положение о сильном эмоциональном воздействии на них красот природы.

Обилие в природе красок, форм и звуков, их сочетание, красочность, ритм и динамика- всё это вызывает даже у самых маленьких эмоционально окрашенные ощущения. Эти эмоции являются основой для формирования эстетического чувства, чувства прекрасного.

Любовь к родной природе мы понимаем как многогранное патриотическое чувство, проявляющееся в определённом эмоциональном состоянии и поведении человека. При правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею. Но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений и уходу за животными.

Предпосылкой для развития этого чувства являются положительные эмоции, возникающие от общения детей с природой и восприятия её красоты.

Поскольку воспитание деятельной любви к природе опирается на эмоционально- действенную основу, надо прменять такие методы и приёмы. Которые бы эмоционально захватывали ребёнка. Необходимо привлекать детей к посильному участию в общеполезном труде. Это создаёт условия, побуждающие действовать активно в разных жизненных ситуациях и решать в труде задачи, поставленные жизнью.

Необходимо воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам:

А)Заинтересовать работой по выращиванию растений, уходу за животными и научить элементарным приёмам этой работы;

Б) Подвести к доступному пониманию содержания, результатов и значения их работы;

В)Приучать радостно, вместе выполнять нужную работу и охотно делиться её результатами;

Г) Приучать видеть красивое в природе.

В занятиях по труду, опираясь на конкретность мышления малышей, их эмоциональность и подражательность предлагаются следующие приёмы:

А) вызвать желание трудиться, выдвигая перед ребёнком доступную и интересную цель, направленную на заботу о живых существах;

Б) на основе наглядного показа результатов труда и их использования подводить к пониманию цели и желанию её выполнить;

Г) обеспечить результативность детского труда;

Д) поддерживать бодрую, радостную  атмосферу во время работы, сочетая с  помощью, поощрением, похвалой.

Е) вызвать удовлетворение от проделанной работы, подводя итоги в конце занятия. Показом, личным примером стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность;

ж) объединять детей общими радостными переживаниями. Через непосредственное восприятие красоты природы, рассматривание иллюстраций, организацию красивой обстановки во время труда воспитывать у детей чувство красоты и желание самим создавать её.

В процессе руководства трудом детей, особое значение следует уделять приёмам, воспитывающим желание и умение осуществить поставленную цель.

Особое внимание на занятиях, в процессе наблюдений следует уделять воспитанию положительных чувств:

* Жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам;

* Желания и готовность заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни.

* Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости.

 

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Средства и формы нравственного воспитания детей в детском саду

laquo;Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение»...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...