Творческо - исследовательский проект "Русский валенок"
проект (подготовительная группа) на тему

Веприкова Ленара Рашидовна

Заинтересовать  родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchesko_-_issledovatelskiy_proekt_russkiy_valenok.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо – исследовательский проект

«Русский валенок»

                                                                             Составители: Веприкова Л.Р –

                                                                              музыкальный руководитель

                                                                              Горбунова Н.Ю – воспитатель

                                                                              МБДОУ д/с №1 «Колобок»

                                                                               г.Камбарка

Тип проекта: творческо–исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта: Заинтересовать  родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

  • развивать интерес детей к народному быту;
  • познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Время реализации проекта:   январь.

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.

2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.

3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

Предполагаемый  результат: 

  • У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
  • У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  • Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

Формы реализации проекта:

  • Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
  • Создание в группе экспозиции, посвященной истории русского валенка.
  • Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
  • Украшение валенок детьми совместно с родителями.
  • Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

Праздник Русского валенка

Предварительная работа с детьми и родителями.

  • Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
  • Знакомство с историей русского валенка.
  • Художественное оформление детских валенок.
  • Разучивание русского танца с детьми.

Оборудование: валенки детские и взрослые, кегли, скакалки, стойки, оборудованные под сугроб, детские музыкальные инструменты, сундучок.

Декорация: на центральной стене – ёлочки, деревья, снежинки, вырезанные из синтепона. На зеркале – выставка «Русские валенки».

Звучит русская народная музыка (фонограмма). В зал входят дети.

Ведущая. Добро пожаловать!

                  Всех привечаем, всех встречаем.

                  По обычаям русским

                  От души поклон вам низкий!

                  Усаживайтесь, гости дорогие,

                  Желанный гость зову не ждет!

                  Сядем рядком, поговорим ладком!

                  А о чем будем говорить, подскажет нам мой сундучок.  Сейчас

                  посмотрим, что в нем лежит (достает валенок).

Ведущая. Сегодня мы с вами поведем разговор  о русском валенке и многое

                  узнаем о нем. Будем прославлять русские валенки.

Ребенок 1:  Сталевары, плотники,

                    Дачники, охотники,

                    Молодежь и старики,

                    И полярник, и геолог...

Ребенок 2: Если валенок вам дорог,

                    Если в доме, на работе

                    У вас валенок в почете,

                   Мы вас, как своих друзей,

                   Приглашаем поскорей

                   На праздник русского валенка.

Вместе: Валенки, валенки - красивые да ладненькие!

Ведущая: Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь.  Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал  русский народ этой великолепной обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гулянья на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колдовали, плясали под гармонь! Так как валенки носят зимой, мы с вами споём песню «Русская зима».

Песня: «Русская зима»  Л.Олифирова

В зал забегает Снеговик, спотыкается о чьи – то валенки и падает.

Снеговик: Ой, ой, ой! Кто же на дороге валенки оставил?

Ведущая: Здравствуй Снеговик! Ты не ушибся?

Снеговик: Здравствуйте. Немножко. Меня волнует другой вопрос. Чьи валенки?

Ведущая: Ребята, вы знаете? (к детям). Мы не знаем (к Снеговику).

Снеговик: Надо найти хозяина. Побегу его искать. Зимой без валенок холодно (убегает).

 В зале появляется Домовёнок Кузя (грустный).

Кузя: Где вы мои хорошие, тёпленькие? Как же я без вас? (ищет). 

Ведущая:  Кузя, ты что –то потерял?

Кузя: Я потерял валенки. Поставил их в доме Бабы Яги на печку сушиться. Избушка – баловница решила полетать наперегонки с воронами, дверь распахнулась, и валенки вывалились наружу. Теперь не знаю где их искать.

Ведущая: Кажется, мы знаем,  где валенки. (Забегает Снеговик).

Снеговик:  Я не нашёл того, кто потерял валенки.

Ведущая: Да вот же он (показывает на Домовёнка). Это он потерял валенки.

А ты их нашёл (отдаёт валенки Кузе). Сегодня у нас праздник русского валенка. Оставайтесь с нами, будет интересно.

Снеговик и Кузя: С удовольствием! Мы хотим вам загадать загадки.

Ведущая: Загадывайте, а мы с ребятами будем отгадывать.

  Снеговик и Кузя:  

1) Не ботиночки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки, в них мы

    Бегаем зимой, утром – в садик,

    Днем – домой. (Валенки)

2) Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

3) Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

4) Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают (Валенки)

5) Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют? (Валенки)

Да, отгадка одна – это валенки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего? (ответ детей). Про валенки нам расскажет семья…………………….

       Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Ведущая: Спасибо вам за интересный рассказ о валенках. А сейчас ребята исполнят частушки про валенки.

                  Частушки

Снеговик: Как интересно у вас на празднике!

Кузя: А мы хотим поиграть с вами.

  1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
  2. Сбей кеглю.
  3. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).

Ведущая: Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная.

Показ моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).

Ведущая: Великолепные валенки. Сейчас дети подарят нам танец.

            Танец: «Зимушка-зима».

Снеговик: Ребята, пока вы веселились, я нашёл валенок, наверное, опять кто - то потерял.

Кузя: А может быть и нет, я знаю что в старину, был такой обычай гадать на валенках. А еще в валенки клали подарки, давайте посмотрим. А здесь для вас сюрприз, за ваш праздник  русского валенка.   

                    (достает угощения)

Ведущая: Ну, вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Дети под веселую русскую народную песню «Валенки»  выходят из зала.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Творческий проект "Русский валенок"

ldquo;Нет ничего более интересного, чем русские валенки.Сохранять их - значит сохранять русскую культуру» Актуальность проекта: валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и б...

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"...

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы...

познавательно-творческий проект "Русский валенок"

Обоснование выбора темы, актуальность.Разработка темы проекта была выбрана неслучайно. В ФГОС ДО одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе...