Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Смирнова Татьяна Петровна

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valenki_ml_gr_-_kopiya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 c приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

________________________________________________________________________________________________-

ИНН 6619006383    КПП 661901001   ОГРН  1026601230578

623300 Свердловской область, г. Красноуфимск, ул. Советская, 49 А        Телефон  8(34394) 5-04-15

Детский исследовательский проект

«Эх, валенки, валенки!

Ой, да не подшиты, стареньки…»

Разработчики: дети и родители, воспитатель,

музыкальный руководитель младшей группы

г. Красноуфимск

2022 год

Аннотация проекта:

Актуальность

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. У народа России очень богатое культурное наследие. В конституции Российской Федерации прописано, что государственными символами страны являются герб, флаг и гимн. Но помимо традиционных, каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. Россия также имеет свои неофициальные символы: балалайка, матрёшка, самовар, лапти, берёза, валенки и так далее. И каждый из них имеет свою историю, которую необходимо знать, если ты по – настоящему являешься патриотом своей страны.

Исходя из этого, нас особо заинтересовал неофициальный символ: ВАЛЕНКИ.

Наверное, почти каждый из нас помнит, что он носил зимой валенки, в которых тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, который доказывает талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

Проблема: недостаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.

Цель: познакомиться с русским народным промыслом «валяние валенок»

Задачи:

-организовать мини музей – выставку «Культурное наследие народов России», посвящённую истории русского народа;

-познакомиться с культурным наследием  народов России;

-познакомиться с историей возникновения русского валенка;

-узнать культурные традиции, связанные с этой русской обувью;

-познакомиться с материалом изготовления валенок – шерстью;

-познакомиться с процессом валяния валенок из шерсти;

-научиться валять валенки;

-сделать альбом «Как валять валенки»;

-представить свою работу сверстникам.

Тип проекта: познавательно – исследовательский проект

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта: с 24 марта  по 14 апреля 2022 года

Участники проекта: Штинов Андрей, Петрова Вероника, воспитатель Смирнова Татьяна Петровна и родители детей.

Партнёры: Красноуфимский краеведческий музей

Продукт: детский альбом «Как валяют валенки в домашних условиях»

Ожидаемые результаты:

-знают культурное наследие народов России;

-знают историю валенка;

-знают культурные традиции, связанные с валенками;

-знают из чего катают, валяют валенки;

-знают процесс изготовления валенок на фабрике и в домашних условиях;

-умеют катать валенки сами в домашних условиях;

-получат положительные эмоции от процесса изготовления валенок.

Этапы реализации познавательно – исследовательского проекта

  1. Организационный этап проекта

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Валенки одевают зимой, чтобы было тепло.

Валенки - это обувь. Их одевают на ноги. В валенках нехолодно, они греют ножки.

Как делают валенки?

Из чего делают валенки?

Посмотреть в компьютере

Почитать в книге

Спросить у мамы и папы, у воспитателя

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

Создание мини музея (выставки) «Культурное наследие народов России».

Оформление уголка «Кладовая ремёсел»

Оформление уголка изобразительной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»

Материалы и оборудование:

-предметы культурного наследия народов России: балалайка, матрёшка, валенки, сундук, плетёные корзины, деревянные ложки, самовар, лапти.

-наглядный демонстрационный материал «Предметы народного быта», «Народное творчество», тематические альбомы «Матрёшка», «Дымковская игрушка», образцы дымковской росписи.

-оборудование: ноутбук, микроскоп, исследовательский центр, ёмкости для эксперимента.

-материалы для продуктивной деятельности: овечья шерсть, картинки, бумага, клей, мыло, полиэтиленовые пакеты, шаблоны валенок.

II. Практический этап проекта

        В ходе рассматривания уголков по художественно-эстетическому развитию и  экскурсии в минимузей «Культурное наследие России» детям было предложено выбрать любой понравившийся предмет минимузея, который в последствии будет являться предметом для исследования. Предметом исследования стали валенки.

Что исследуем?

Как исследуем?

Содержание исследования

Результат исследования

Срок выполнения

Что такое культурное наследие народов России?

Подумать самостоятельно

Экскурсия в минимузей

Экскурсия в минимузей «Культурное наследие народов России»

Дети познакомились с предметами быта, искусства. Это матрёшка, дымковские игрушки, русская берёзка, предметы быта, валенки м другое.  Узнали, что это всё является культурным наследием России.

24.03.2022

Русская народная игрушка (кукла, птичка)

Спросить у другого человека

Заочная экскурсия в Краеведческий музей на тематическое занятие «Русская народная кукла»

Сотрудник музея познакомила детей с русскими народными куклами. Какими были раньше куклы. Из чего их делали? Как делали?

Продуктивная деятельность «Изготовление тканевой птички»

28.03.2022

Что такое валенки?

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Посмотреть в компьютере

Посмотреть в книгах

Беседа «Валенки»

Рассматривание картинок с изображением валенок

Валенки - это русская народная обувь, которую надевают зимой в морозную погоду. Валенки носят, чтобы не мёрзли ноги и для удобства ноге.

29.03.2022

История появления валенок

Спросить у другого человека

Посмотреть в книгах

Посмотреть в компьютере

Презентация «История валенок»

Валенки – исконно-русская обувь. Первыми валенки начали изобретать кочевники. Постепенно распространились на Руси. Первые валенки появились в Сибири. Валенки назывались «пимы», «чёсанки», «волнушечки», «катанки». Валенки любил царь Пётр I, так как они полезны ещё для здоровья человека. Валенки спасали от холода людей в годы войны. Валенки были очень дорогим подарком. На Руси придуманы игры с валенками.

31.03.2022

Из чего сделаны валенки?

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Посмотреть в компьютере

Беседа «Из чего делают валенки?»

Валенки «валяют», «катают» из шерсти овец. Весной шерсть состригают с овец, чтобы им летом не было жарко. А из их шерсти прядут пряжу (нитки) и катают валенки.

01.04.2022

Овечья шерсть

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Эксперимент «Тонет-не тонет»

Рассматривание овечьей шерсти

Беседа «Какая шерсть»

Эксперимент с шерстью

Шерсть – это тонкие, тонкие волокна (нити). Шерсть мягкая. Бывает белого и чёрного, серого цвета. Бывает шерсть цветная, так как ее красят специальными красителями люди.

Свойства шерсти: шерсть имеет цвет, пушистая, мягкая, может намокать, шерсть сохраняет тепло…

05.04.2022

Как катают или валяют валенки?

Подумать самостоятельно

Спросить у другого человека

Презентация «Процесс изготовления»

Просмотр видеоролика «Валяние валенка»

Валенок начинается с шерсти. Её сортируют, моют и сушат. Теребильная машина измельчает и превращает её в овечью вату. Шерсть прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно. Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка и вываривают заготовку в кипящей воде. Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он сделался мягким и блестящим.

06.04.2022

Валяние валенок

Процесс изготовления валенок детьми

Посмотреть в компьютере

Видеоролик «Валяние валенка»

Беседа «Как валяют валенки»

Продуктивная деятельность «Валяние валенок» детьми

Дети сваляли валенки, опираясь на образец воспитателя

08.04.2022

Создание альбома «Как валяют валенки в домашних условиях»

Альбомные листы бумаги

Картинки с изображением процесса изготовления валенок

Продуктивная деятельность «Как валяют валенки в домашних условиях»

Альбом «Как свалять валенки в домашних условиях»

11-13,04.2022

Представление проекта своим сверстникам младшей группы

Посмотреть книгу

Творческая деятельность

Показ альбома детям

Защита проекта

Петрова Вероника и Штинов Андрей представили проект «Валенки, валенки не подшиты, стареньки» детям своей группы

14.04.2022

III. Итоговый этап

Защита проекта «Эх, валенки, валенки!

Ой, да не подшиты, стареньки…»

Подборка русских народных детских  костюмов

Организация развивающей предметно-пространственной среды для защиты проекта

Загадка про валенки

Игра с валенком

Стихи про валенки

Подтанцовка под русскую народную песню «Валенки»

08.04.2022-13.04.2022

Защита проекта «Эх, валенки, валенки! Ой, да не подшиты, стареньки…»

14.04.2022

Заключение

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей, педагога, музыкального руководителя в освоении  народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам,  сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.  Дети попробовали себя в роли мастера по изготовлению валенок. Прослушивание песни «Валенки, валенки, не подшиты стареньки», народные игры с валенками  способствовали глубже прочувствовать  народный быт.

В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта. К работе были привлечены не только сотрудники детского сада, а и сотрудник Краеведческого музея города Красноуфимск Кузнецова Ольга Николаевна. Хотелось бы верить, что приобретенные знания оставят свой след в  сознании каждого участника проекта.

Список литературы

Энциклопедии

Детские книги

Электронные источники

Презентация «История валенок»

Видеопоказ «Валяние валенок»

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)

Конспект  досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)

Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка.      2.Совершенство...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы

Тема: «Камни. Сравнение глины и камня»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.2.Закрепить знания о свойствах глины; познако...

Детский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей». Для детей младшей группы (3 - 4 года)

Паспорт проектаНазвание проекта «Тайны мыльных пузырей»Тема проекта «Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей среднего возраста»Тип проект...