Методическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей в ДОО
презентация на тему

АЛЛАХВЕРДИЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:—чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

—подчеркивать сходство между разными людьми;
—предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
—вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
—последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
—не повторять без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

ясно формулировать правила поведения. Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей в ДОО Аллахвердиева Татьяна Викторовна

Слайд 2

Актуальность социально-коммуникативного развития детей Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру общества, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Слайд 3

ФГОС ДО Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства …. 2) ….индивидуализация дошкольного образования; 3) сотрудничество Организации с семьёй; … . 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; … . 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей;

Слайд 4

ГОС ДОФ Решение задач: 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей , развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств , инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка …. 8) формирования социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Слайд 5

2.4. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста ФГОС ДО

Слайд 6

Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации . ФГОС ДО

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника предполагает формирование социальной и коммуникативной компетентностей, положительного отношения к себе, к другим людям, к миру.

Слайд 8

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, возможность использовать ресурсы социума для решения задач. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и возможность использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Слайд 9

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ – развитие умений: Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. Понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказать о нём. Получать необходимую информацию в общении. Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Спокойно отстаивать своё мнение. Принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. ) Уважительно относиться к окружающим людям. Принимать и оказывать помощь. Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Слайд 10

СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ в период детства есть интегративная характеристика личности, отражающая систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве; умения адекватно воспринимать окружающую действительность; строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации.

Слайд 11

СОЦИАЛИЗАЦИЯ [лат. socialis — общественный] — процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социально-культурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – формирование собственной позиции, неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

Слайд 12

Целостность социализации-индивидуализации Развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками .

Слайд 13

Результат социализации-индивидуализации Умение проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами.

Слайд 14

Индивидуализация- деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Слайд 15

Цель индивидуализации: Одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание неповторимой личности человека на основе признания педагогом права ребёнка «быть самим собой».

Слайд 16

Социализация- процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Слайд 17

Цель социализации становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.

Слайд 18

Задачи социализации Естественно-культурные, связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Социально-культурные , определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Социально-психологические , связаны со становлением сознания личности ребёнка. .

Слайд 19

ФГОС ДО Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Слайд 20

Основная цель позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Слайд 21

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Программа «От рождения до школы» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Ребенок в семье и сообществе. Патриотическое воспитание Формирование основ безопасности

Слайд 22

Виды детской деятельности Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательно-исследовательская Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная

Слайд 23

Педагогическая технология социализации-индивидуализации детей в образовательном процессе ДОО Этапы: сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей; перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию; использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе; организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей; индивидуальная коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем ребенка.

Слайд 24

Принципы организации пространства социализации-индивидуализации в ДОО расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.) предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).

Слайд 25

Принципы организации пространства социализации-индивидуализации в ДОО увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка : личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;

Слайд 26

Принципы организации пространства социализации-индивидуализации в ДОО гибкое сочетание индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка: Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»), коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.

Слайд 27

Организационно-педагогические условия: Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; Обучение умению слушать и слышать другого; Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении; Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; Формирование чувства симпатии между участниками общения; Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; Обучение умению детей владеть собой; Развитие умения анализировать ситуацию; Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Слайд 28

СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 29

Эмоциональная составляющая Праздника Когнитивная составляющая Праздника Радость, счастье, удовольствие Общественно выработанное культурное содержание Общение и взаимодействие детей и взрослых, детей друг с другом Взаимодействие детей и музыкального, театрального, литературного и др. материала Закладывается базис здоровья, культуры личности и обеспечивается полноценное проживание периода дошкольного детства. Праздник как средство социализации ребенка-дошкольника

Слайд 30

Праздник как средство социализации ребенка-дошкольника Условия праздника позволяют в наиболее мягкой и приятной для детей форме осваивать определенные сведения социального характера, порции образовательного материала через трансляцию ценностей человеческой культуры. Происходит снижении излишней дидактичности образовательного процесса в условиях праздника в ДОУ за счет: повышенного эмоционального фона, радости, удовольствия, которые испытывают дети, непреднамеренности усвоения детьми содержания образовательного материала.

Слайд 31

Группы праздников, значимые для образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Это праздники с содержательной составляющей, которая отвечает возможностям формирования у дошкольников личностной принадлежности (например, «День защиты детей »); гендерной принадлежности (например, «Международный женский день»), семейной принадлежности (например , «Международный день семьи»), гражданской принадлежности (например, «День России»), принадлежности к мировому сообществу (например, « Международный день Земли»). А также: профессиональные праздники (например , «День воспитателя»), праздники, которые позволяют акцентировать внимание ребенка на нравственно-ценной составляющей их содержания (например, «Международный день друзей» …).

Слайд 32

Практические проблемные ситуации Алгоритм организации практических проблемных ситуаций 1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? 2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

Слайд 33

3 . Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха. 4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. 5. Важно! помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!

Слайд 34

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Слайд 35

Выставки Цель : создание условий для раскрытия ребенком своего внутреннего мира; освоение социальных ролей и осознание себя членом определенного сообщества; формирование навыков сотрудничества Виды: Тематические: творческие «Наш сад», «Лето пора чудес», «Мы вместе» Авторские: семейные, персональные «Мой первый рисунок», «Моё любимое животное», «Мой друг», «Моя сказка»

Слайд 36

Презентации (направлены на выражение общих интересов группы) Цель : создание условий для накопления ребенком опыта взаимодействия и общения; освоение социальных ролей и осознание себя членом детского сообщества; формирование навыков сотрудничества Виды: Презентации группы (предметно-развивающей среды): «Мы такие..», «Заходите в гости» Выставочных материалов , знакомящих с жизнью группы: «Дары природы», «Наши сны» Групповых достижений: «В гостях у сказки»

Слайд 37

Игровые проекты Цель : создание условий для обогащения социо-культурного опыта ребенка; освоение социальных ролей; формирование навыков сотрудничества Виды: Краткосрочные Долгосрочные Требования: Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности Включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков «Хотим быть такими», «Улицы нашего города», «Любимые сказки».

Слайд 38

Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; Поддержка индивидуальности и инициативы детей; Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Слайд 39

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества: чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека; подчеркивать сходство между разными людьми; предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь; вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве; последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо; не повторять без конца одни и те же требования, запреты и наказания; ясно формулировать правила поведения. Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Мультимедийная презентация "Сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках индивидуального образовательного маршрута"

В презентации представлена деятельность социального педагога в детском саду по сопровождению социально-коммуникативного развития в рамках ИОМ....

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)

Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта...

Методическая разработка "Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе ."

Социально-коммуникативное развитие позволяет ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которы...

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми...

Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития ребёнка с ОВЗ (ЗПР) в период дошкольного детства

Развитие определяется природными задатками ребенка и социальными условиями воспитания и образования. Влияние социальной среды остается решающим, ее взаимодействие с генетическим фондом предпосылок, за...