Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
статья

Екатерина Владимировна Криваненкова

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми

Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей.

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

Среди наиболее часто встречающихся синонимов к слову коммуникация используют: взаимоотношения, коммуникативная компетенция, умение общаться с людьми, эффективное общение.

Средства коммуникации

  • Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
  • Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  • Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  • Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  • Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Вторая классификация включает в себя:

  • Речь
  • Оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика
  • Системы лингвистическая и паралингвистическая - интонация, паузы
  • Система организации пространства и времени коммуникации
  • Система «контакта глаз»

Формирование коммуникативных умений у детей – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Изучая коммуникативные способности у дошкольников имеют ввиду индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности?

А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Б. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:

1) умение слушать собеседника;

2) умение эмоционально сопереживать;

3) умение решать конфликтные ситуации.

В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

Но зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению коммуникативных проблем.

На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка:

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных условиях дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны, агрессивны. 

Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолики характеризуются низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Помимо особенностей нервной организации выделяются психологические причины, способствующие возникновению проблем в общении детей со сверстниками и взрослыми:

  • неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
  • неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
  • отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
  • множество   отрицательных эмоций   и   страхов, к   которым   ребенок   постоянно возвращается при общении;
  • отказ ребенка от контактов со сверстниками, уход в себя, замкнутость и пассивность;
  • проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;
  • двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,
  • склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.

Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:

  • эгоизм;
  • упрямство;
  • неуравновешенность;
  • агрессивность, жестокость,
  • неуверенность в себе (застенчивость);
  • страхи;
  • вранье;
  • отказ от прогулок, т.к. на него не обращают внимания;
  • не складываются отношения с братом (сестрой).

Важно с первых дней сообщать ребенку о переменах: я включу свет, я пойду в ванную, я хочу взять тебя на руки. И если поначалу ребенок будет игнорировать эти сообщения или протестовать, то со временем ребенок начнет осознавать предстоящие перемены и готовиться к ним. Ребенок не только будет доверять вам, но и сам начнет сотрудничать с вами.

Итак, вот что очень важно делать с самого рождения: создавать для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий, например:

  • Ничего не делать с ребенком и для него без предупреждения.
  • Всегда предупреждать ребенка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.д.).
  • Говорить правду о предстоящих неприятных событиях – прием лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – это основа доверия.
  • Также важно не брать ребенка со спины, когда он не видит вас или не знает, что вы намерены сделать;

Очень важно давать ребенку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию и т.д. – ребенку всегда нужно больше времени, чем взрослому

Любые действия с ребенком психологи советуют начинать так:

  • Обратитесь к ребенку по имени.
  • Обратитесь к тому, что ребенок делает (делал) до Вашего прихода, назовите это самыми простыми словами (например: ты играл с водой; ты уже не спал, но просто лежал с открытыми глазами; ты катал машину и т.д. и т.п.).
  • Скажите ребенку, что вы собираетесь ему предложить сделать (например: у тебя мокрые ручки,  я хочу их вытереть;  я достану тебя из кроватки, и мы пойдем одеваться;  у тебя мокрые штанишки, я хочу их тебе переодеть и т.д. и т.п.)
  • Ничего не делайте сразу после своих слов. Ребенку нужно время, чтобы понять Вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени. Ожидание, предоставление ребенку времени дает ему возможность самому участвовать в том, что Вы ему предлагаете (например: протянуть Вам ручки для вытирания; приподняться в кроватке Вам навстречу; завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания).
  • Если ребенок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребенку руки и скажите то, что Вам нужно сказать (например:  дай, пожалуйста., мне свои ручки, я их вытру;  иди ко мне на ручки, пора подниматься из кроватки, мы пойдем одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, или ко мне, я тебя переодену и т.д.
  • Если ребенок, в ответ на Вашу просьбу, дает ручки для вытирания, идет к Вам на руки, оставляет машинку и поворачивается к Вам, скажите ему: «Спасибо!».

Слабые невербальные проявления готовности к взаимодействию:

  • на лице: знаки оживления, глаза расширяются, брови приподнимаются, лицо просветляется (1 месяц)
  • тонкая моторика: руки раскрыты, пальцы слегка согнуты (1 месяц)
  • крупная моторика: голова приподнята, неподвижность (1 месяц)
  • поза принятия пищи (1 по 4 месяц)

Вербальные проявления приглашения к взаимодействию: вокализации, хихиканье, звуки как при кормлении

Явные невербальные проявления:

  • на лице: смотрит в лицо, взаимный взгляд (1 месяц)
  • улыбка, взаимная улыбка (1-4 месяцы)
  • крупная моторика: ровные циклические движения конечностей
  • поворачивает голову в сторону матери (1 месяц)

тянется руками к матери (4 месяца)

 Легкие сигналы потребности прекратить взаимодействие

Невербальные проявления: (1 месяц)

На лице: сжатие губ, гримаса на губах, гримаса на лице, сморщенное лицо, глаза сужены, закрываются, мигают, отвод взгляда, хмурый взгляд, брови опущены, высовывание языка, надутые губы, выражение серьёзности (1 месяц)

Тонкая моторика: руки соединены, сжимает самого себя, подносит руку к уху, шее, затылку, горлу, рту, цепляется, поза как при цеплянии, выпрямляет пальцы, быстро вращает запястьем

Крупная моторика: усиленные движения ног, удары ногами, разбросанные движения телом, руки вытянуты по бокам, ноги вытянуты и напряжены, неподвижность, «пожимание» плечами, голова опущена

Вербальные проявления: хныканье, усиление шума при сосании, икоты

Явные сигналы потребности прекратить взаимодействие

Невербальные проявления:

на лице: плаксивое лицо (1 месяц)

крупная моторика:

  • выгибание,
  • максимальное отведение взгляда в сторону,
  • качает головой по горизонтали (1 месяц),
  • отталкивает (4 месяца),
  • бьёт руками над головой,
  • руки останавливающие,
  • бьёт по поверхности,
  • отползает (8 месяцев),
  • отходит в сторону (12 месяцев)

состояние: переход от оживления к сонному состоянию (1 месяц)

Вербальные проявления: плач, хныканье, звуки беспокойства, кашель, плевание, рвота

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • владеет активной речью, включенной в общение;
  • может обращаться с вопросами и просьбами,
  • понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Основными направлениями совершенствования коррекционно-педагогической работы в учебно-воспитательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта по формированию социально-коммуникативных навыков являются:

  • коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
  • широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
  • активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;
  • повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с такими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вош...

"Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16307682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 250px;"}}]]...

«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...

«Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устан...