« Методы и средства, применяемые педагогами ДОУ по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста» Из опыта работы.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Губанова Оксана Владимировна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gubanova.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида.

Доклад на тему: « Методы и средства, применяемые педагогами ДОУ по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста»

Из опыта работы.

Подготовила воспитатель:

Губанова О.В.

Г. Одинцово

 2013г.

       ОБЖ  рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их форм жизнедеятельности, закономерности проявления, способы, средства их предвидения и предупреждения, защиты жизни и здоровья в условиях созданных этими опасностями и чрезвычайных ситуаций.

      Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использую беседы, дискуссии – это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или их удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому проводилось по отдельным темам несколько занятий или продолжалась эта работа в других видах деятельности.

     Например- тема: «Кто я такой?»

Работа по теме:

I – Наблюдение в естественной среде

II – Познавательная деятельность

     - дидактические круги – «Моё тело»

                                            - «Мои помощники»

                                            - «Мои чувства», «Моё настроение»

                                            - «Что такое хорошо и что такое плохо?»

                                            - «Что я умею?»

                                            - «Правила доброты»

                                            - «Моё имя»

- составление описательных рассказов

- работа с карточками

- исследовательская деятельность:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Умный нос»
  • определение предметов на вкус
  • прослушивание сердцебиения
  • определение пульса
  • измерение длины тела
  • работа с энциклопедиями

III – Рассматривание художественных произведений (фотографий, картин,             репродукций)

IV – Прослушивание литературных и музыкальных произведений:

     Пение: «Зарядка», «Где же наши ручки?», «Из чего же, из чего же»

     Чтение: Е.Благинина «Алёнушка», К.Чуковский «Мойдодыр», В. Осеева «Волшебное слово», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

V – Художественно игровая деятельность (Пальчиковые игры, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры)

       Изобразительная деятельность.

Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за из выполнением.

Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстремальных ситуациях в быту, я выявила уровень их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков с помощью небольших вопросов:

 - Как тебя зовут? Имя, фамилия

- Где ты живёшь? Домашний адрес?

- Номер домашнего телефона?

- Как зовут твоих родителей? Фамилия, Имя, Отчество

- Место работы родителей?

- Адрес детского сада?

- К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

- Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

- Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

        Результаты получились такие: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не все знают как вести себя в опасных ситуациях.

    В данной работе очень важна работа по взаимодействию с родителями. В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это- «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, добра, красоты. Это – родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. По каждому разделу с родителями проводились консультации. Проводилось тестирование на тему «Откуда опасность», где был задан ряд вопросов:

 - В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

- Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

- Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

- Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин и т.д.)

- Как вы объясняете ребёнку, что нельзя баловаться с огнём?

- Что знает ваш ребёнок об электричестве?

Темы консультаций – практикумов:

  • «Не оставляйте детей без присмотра»
  • «Что нужно делать при пожаре»
  • «Как знакомить детей с основами безопасности»
  • «Как устанавливать ёлку»
  • «Не допускайте шалостей с огнём»
  • «Как вести себя во время пожара»
  • «Ребёнок и огонь: обеспечить безопасность»
  • «Отчего происходит пожар»
  • «Предметы, требующие осторожного обращения»
  • «Использование и хранение опасных предметов»
  • «Личная безопасность»
  • «Обращение с электроприборами»
  • «Правила поведения при пожаре»

    Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.

     Мною ставились следующие задачи: - знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живём в детском саду.

     - дать понять кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают.

     Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том какие опасности подстерегают ребёнка дома – в этом может помочь карточки дидактического материала, упражнения практической жизни, разыгрывание опасных ситуаций в быту, в природе, в обществе. Материал на эту тему даётся детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно – следственных связей.

 Темы рассматриваемые в течение учебного года:

  • «Физическая культура»
  • «Здоровье и безопасность»
  • «Кто я такой?»
  • «Я и общество»
  • «Природа и я»

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности, неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Бумажная пластика как средство формирования творческих способностей и образного мышления у детей дошкольного возраста...

Методы и приемы, используемые педагогами при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Бондаренко Т.А.)

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...