Игры на развитие мелкой моторики рук
картотека по развитию речи по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Мелкая моторика – довольно интересное словосочетание, и многие из нас слышали о том, что ее необходимо начинать развивать как можно раньше. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Кроме того, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду", необходимо проявлять дипломатические способности, быть терпеливыми, настойчивыми и мудрыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_kartinkami.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И.Е. 2016

«Кто запомнит?»

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

«Волшебный куб»

Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.

«Чудо-бусы»

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И.Е. 2016

Комплекс игр «Весёлый карандашик»

Цель:    Формирование  двигательной  активности  и  гибкости  пальцев  кистей  рук,  развитие  слухо  -  моторных  координаций,  чувства  ритма. Учить  подражать  действиям  педагога, понимать  его  словесные  установки.    

Содержание: 

  • Возьмите  неотточенный  карандаш  ( или два  карандаша), зажмите  его  между  ладонями  и  потрите (дети  перекатывают  карандаш  между  ладонями). Послушайте, как  он «шуршит». Разогреем  ладошки. «Пошумим» у  правого  уха, у  левого.  А  теперь  я  послушаю,  как  он «шумит» у  вас (наклоняется  то  к  одному , то  к  другому  ребёнку).  Молодцы!
  • Дети , поставьте  локти  на  стол.  Возьмите  карандаш    за  кончики  тремя  пальцами  правой  руки  и  тремя  пальцами левой  руки  и  покрутите  его  вперёд и  назад. Отложите  карандаш,  опустите  руки, встряхните  ими.
  • Зажмите  карандаши  в  четырёх  пальцах  правой  и  левой  рук, согнутых  к  ладоням. Наклоните  пальцы  с  карандашами  к  ладошкам и  снова  верните  их  на  место  (повторить  3-  4раза).
  • Прыгали  лягушки  по  опушке  и  громко  квакали.   Услышал их  ветер, пригнал  тучку, и  пошел  из  неё  дождик….   Кап  да  кап,  кап  да  кап, тук  да  тук…. Дети, давайте  покажем,  как  идёт  дождик  ,как  стучат  его  капли.   Возьмите, пожалуйста , неотточенный  карандаш  и  постучите  им  то  тише  ,то  громче.     Дети  держат  карандаш   тремя  пальцами  правой  руки,  как  при  письме.   Стучать   нужно  только  ребром  карандаша, усиливая  или  ослабляя  стук  постепенно .  
  • Поверните  левую  руку  с  ней  карандашом  ладонью  в  верх , согните  кисть  руки  вместе  с   карандашом на  себя  и  разогните  её  (игру  повторить  каждой  рукой  по  два  раза).
  • Возьмите  карандаш  и  зажмите  его  между  указательными пальцами  обеих  рук.  А  теперь  вращаем  руки  с  карандашом  то  в   одну  сторону, то   в  другую  сторону (карандаш   вращается  в  горизонтальной  плоскости, повторить  2-3  раза).
  • Возьмите  карандаш  между  указательными  пальцами  обеих  рук,  а  другой  -  между  средними  пальцами  и  соедините  их. Поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  вертикально  так  ,чтобы  два  пальца   правой  руки  были  сверху , а  два  пальца  левой  руки  поддерживали  карандаши  снизу. А   теперь  поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  так,  чтобы  два  пальца  левой  руки  оказались  сверху , а  два  пальца  правой  руки поддерживали  карандаши  снизу. Карандаши  вращаются  в  вертикальной  плоскости (повторить  4  раза).                                                                                                                                          

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс игр «Умелые ладошки»

Цель: Развитие  мелких  движений  пальцев  рук, сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости , согласованных  действий  обеими  руками.

Содержание: 

  • Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начала  ладони.  Пальцы  плотно  прижаты   друг к  другу,  большой  палец  отогнут  и  направлен  в  сторону. Молодцы,  все  согнули,  а  теперь  разогните  четыре  пальца.  Раскрыта  ладошка,  раскрыты  все  пальцы.  Согните  четыре  пальца, разогните (повторить  2-3  раза). Покажите  мне  раскрытые  ладошки. Согните  и  разогните  большой  палец  (повторить  2 -3  раза).
  • Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начало  ладони.  Наклоните  согнутые  пальцы  к  ладошкам  и  снова  верните  их  на  место (выполните  упражнения   сначала  правой, затем  левой  рукой).
  • Прижмите  ладони  друг  к  другу.  Пальцы  рук  соединены  вместе  и  направлены  вверх. Покачайте  сложенными  ладошками  влево  и  вправо (сделать  эти  движения  ещё  раз).
  • Мячики: дети  изображают  руками  сначала  маленькие, потом  большие  мячи.  При  изображение  маленького  мяча, пальцы  рук  расслаблены, а  большого  мяча  -  напряжены (повторить  3  раза).
  • Прижмите  ладони   друг  к  другу,  пальцы  рук  соедините  и  направьте  вверх,  наклоните  сложенные  ладони  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю. Наклоните  сложенные  ладони  влево  и нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю (сделайте  эти  движения  ещё  раз).

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И.Е. 2016

Комплекс игр «Умелые ладошки»

  • Кулак-ладонь: дети  ставят  локти  на  стол.  Руки  в  вертикальном  положении  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга, ладони  повёрнуты  вовнутрь. Пальцы  правой  руки  сжаты  в  кулак,  а  пальцы  левой  выпрямлены  и  соединены.  Затем  пальцы  левой  руки  сжимаются  в  кулак  и  одновременно  выпрямляются, и  соединяются  пальцы  правой  руки (повторить  игру «кулак  -  ладонь» несколько  раз).
  • Поставьте  локти  на  стол  руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга, ладони  повёрнуты  вовнутрь  Разведите  и  сведите  пальцы обеих  рук  одновременно  (повторить  несколько  раз).  Теперь  пальцы  правой  руки  разведите, а  пальцы  левой  руки  оставьте  соединенными. Сделайте  это  поочерёдно  пальцами  то  правой,  то  левой  руки.  (повторить  несколько  раз).
  • Кулак-ребро-ладонь: поставьте  локти  на  стол  .Руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга, ладони  повернуть  вовнутрь.  Сожмите  ладошки  в  кулак,  разожмите  их,  поверните  ладони  ко  мне.   Движения  кистей  рук  сопровождаются  словами  педагога  «кулак  -  ребро  -  ладонь».  В дальнейшем  эта  игра  выполняется  на  счёт  1, 2, 3. (повторите   движение  несколько  раз).
  • Педагог  выбирает  ритмический  рисунок  по  собственному  усмотрению.  Дети  сначала  слушают, как  это  делает  педагог, затем  выполняют  с  ним  одновременно.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И.Е. 2016

Комплекс упражнений «Потешки»

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в замок).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

В гости

В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому: (ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний, сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики - друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс упражнений «Потешки» (продолжение)

«Ну-ка, братцы, за работу!»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы, затем проделывают то же с левой рукой.

«Алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс упражнений «Потешки» (продолжение)

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один,

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Прогулка»

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые – догонять

(ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики - бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые – пешком

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал

(стук кулаками по поверхности стола).

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс упражнений «Потешки» (продолжение)

 

«Прятки»

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так, так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев рук.

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки

(повторить несколько раз).

Комплекс упражнений с различными предметами

 для развития мелкой моторики

Цель: развивать  и  формировать  внимание, мелкие  движения пальцев  рук, их гибкость; ориентацию  в  пространстве, умение  брать  предметы, учитывая  их  форму, поочерёдно действовать  правой  и  левой  руками.

Содержание:

  • Возьмите коробочки  со  счётными  палочками. Выложите на  стол пять  штук.  Брать  их нужно  правой  рукой  по  одной. А  теперь  левой  рукой  берите  по  одной  палочке  и  складывайте  их  обратно  в  коробочку (повторить 2 раза. При  повторном  выполнении  дети  выкладывают  палочки  левой  рукой ,а  складывают  правой).
  •  «Строим забор» (счётные  палочки): забор нужно  строить  слева  направо,  от  домика.  Брать  нужно  по  одной  палочке  правой  рукой  и  выкладывать  их на  полоску  на  расстоянии  друг от друга. Выложенный  забор  собирают  левой  рукой  по  одной  палочке  также  слева  направо  от  домика.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс упражнений с различными предметами

 для развития мелкой моторики (продолжение)

  • «Выгладим  платочки» ( лист   фольги): возьмите  со  стола  лист  фольги  и  сомните  его  двумя  руками, превращая  его  в  комок. Скомканный лист «разгладьте», пользуясь  всеми  пальцами  обеих  рук, такчтобы он  не  топорщился ,и  не  один  его  край не  остался  загнутым (повторить 2 раза)
  • «Поиграем с  фасолью»: правой  рукой  переложите  фасоль  из  одной  тарелки  в  другую.  Брать  её  нужно по  одной  штучке. Левой  рукой  переложите  фасоль  обратно.  А теперь  одновременно  правой  и  левой  руками  возьмите фасоль по  одной  штучке  и  разложите её в  две  тарелки.
  • Возьмите  тарелочки  со  смешанными в них  фасолью и мелкими камешками разложите  их  на  две  пустые  тарелочки. Левой  рукой  берут  фасоль , а  правой-  камешки,  по  одной  штучке,  с  одновременным  действием  обеих  рук. А затем  из  двух  тарелок  одновременно  правой  и левой рукой  складывают  камешки и фасоль  по  одной  штучке  обратно.
  • Возьмите клубок ниток в левую руку, размотайте правой рукой нитку и снова смотайте её. Затем переложите клубок  в правую руку. Левой рукой размотайте нитку и снова смотайте.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Комплекс упражнений с различными предметами

 для развития мелкой моторики (продолжение)

  • «Автомобиль»: педагог предлагает выложить левой рукой по одной счётной палочке (всего 8 шт.) на плоскость стола, располагая их, на небольшом расстоянии друг от друга. Возьмите шашечку (можно пробку от газ. воды) переверните её, положите на стол слева от счётных палочек. Указательный палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «автомобиль» между палочками  слева направо, не задевая их. Возвращаемся  по этой же дорожке справа налево, с помощью указательного пальца той же руки. Затем эти же движения выполняются указательным пальцем левой руки. Закончив игру, дети складывают счётные палочки по одной штуке правой рукой в коробку.
  • Приготовьте две тарелочки с пятью  пуговицами на каждой. Правой рукой каждый ребёнок набирает в кулачок по одной штуке. Собрав все пять, он держит их в кулаке . То же самое он делает левой рукой. Когда все пуговицы собраны, он высыпает их обратно на тарелки и снова набирает, но теперь двумя руками одновременно. Затем высыпает пуговицы  и отодвигает тарелки.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Упражнения за столом

для мелкой  мускулатуры пальцев

  • «Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).
  • «Имитация игры на фортепиано»: разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).
  • «Бегают человечки»: указательными и средними пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
  • «Дождик идёт»: руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями постучать по столу.
  • «Пальчики танцуют»: три пальца(любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.
  • Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.
  • «У киски Царапки мягкие лапки»: руки на столе. Расслабиться, растопырить пальцы , напрячь их, собрать в кулак.
  • «Пальчики здороваются»: поставить локти на стол, ладони прижать к друг другу. Не размыкая их, сгибать пальцы на встречу к  друг другу.
  • Показывать пальцами и кистями рук:  «гнёздышко», «лодочку»,            « крышу», « очки», «козу», «ножницы» и др.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Упражнения за столом

для мелкой  мускулатуры пальцев (продолжение)

  • «Кулак – кольцо»: пальцы одной руки  сжать в кулак, пальцами другой(указательный, средний. Безымянный. Мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.
  • «Щелчок»: сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
  • «Замок»: постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели :  «Пошли пальчики гулять1 ,2. 3, 4, 5.»
  • «Корни деревьев»: кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Колокольчик»: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребёнок им свободно двигает.
  • «Резиночка»: для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  •  «Солнышко улыбается»: Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Упражнения за столом

для мелкой  мускулатуры пальцев (продолжение)

  • «Каляки-маляки»: берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  • «Мозаика»: соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто «мужскими» играми.
  • Левой рукой поглаживать правую, затем правой - левую (поглаживание, похлопывание,  разминание до появления ощущения тепла, до 1 минуты).
  • Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
  • Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот (молоток).
  • Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.
  • Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца. Середину ладони, основание пальцев другой руки.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Упражнения за столом

для мелкой  мускулатуры пальцев (продолжение)

  • Тереть ладони друг о друга движениями вверх- вниз.
  • Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
  • Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.
  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Игровые упражнения с массажным мячом

«Дружные мячики»

Цель: Развитие  сгибательных  и  разгибательных мышц  пальцев  и кистей  рук, формирование   моторных  умений  и  гибкости  рук, слаженных  движений  и  действий  правой  и  левой  руками,  хватательных движений    пространственной ориентации.

  • Возьмите  резиновый  мяч  в  правую  руку,  сожмите  и  разомните  его (повторите  4  раза). Переложите  мяч  в  левую  руку, сожмите  и  разожмите  его (повторите 4  раза). Затем  вся  игра  повторяется  каждой  рукой  по  2  раза.
  • Возьмите  мяч, зажмите  его  между  ладонями, пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх, наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч. Возьмите  мяч, зажмите  его  между  ладонями, пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх, наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч.
  • Возьмите  по  одному  мячу  в  каждую  руку: сожмите  и  разожмите  мячи  правой  и  левой  рукой,  одновременно сделайте  это  несколько  раз.
  • Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями, пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх , наклоните  сложенные    ладони  с  мячом  вправо,  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч. Теперь  наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  влево , и  снова  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч (повторить  4  раза). Положите  мяч  на  стол. Опустите  руки  и  встряхните  ими.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Игровые упражнения с массажным мячом

«Дружные мячики» (продолжение)

  • Поверните  правую  руку  ладонью  вверх, положите  на неё  мяч  и  обхватите  его  пальцами,  согните  кисть  руки  с  мячом  на  себя  и  разогните  её  (повторить  4  раза). Переложить  мяч  в  левую  руку  и  повторите  упражнение (игру  повторить  каждой  рукой  по  2  раза).
  • Поставьте  локти  на  стол .Положите  мячи  на  большие  пальцы  правой  и  левой  рук и  зажмите  сверху  остальными  пальцами.   Сжимайте  и  разжимайте  мяч. (повторить  4  раза). 
  • Возьмите  массажный  мяч , зажмите  его  и  покатайте    между  ладонями. Положите  его  в  правую  руку , обхватите  его  пальцами , сожмите  и  разожмите  мяч  несколько  раз (повторить  каждой  рукой  2  раза).
  • Возьмите  мяч,  зажмите  его  между  ладонями.  Сожмите  и  разожмите  мяч  в  ладонях (повторить  4  раза). Зажмите  мяч  в  пальцах  рук.  Сожмите  и  разожмите  его (повторить  4  раза). Вращайте  мяч,  перехватывая  пальцы  рук  и  одновременно  надавливая  на  него (повторить  4  раза). Отложить  мячи , опустите  и  встряхните  руки.
  • Держите  руки , согнутые  в  локтях  ,перед  собой  мячами  вверх . Сгибайте  кисти  рук  на  себя , и  разгибайте  их (повторить  4  раза) и  опустив  руки с  мячами, встряхните  ими.
  • Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями, сложенным  домиком. Не  разжимая  сведённых  над  мячом  пальцев, нажмите  большими  пальцами  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны (повторить  2  раза).

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

Игровые упражнения с массажным мячом

«Дружные мячики» (продолжение)

  • Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями, пальцы  обеих  рук сцепите  «в  замок». Сжимайте  и  разжимайте  его  в  ладонях, не  расцепляя  пальцев  рук  (повторить  5  раз). Затем, разожмите  пальцы  и  покатайте  мяч  между  ладонями,  круговыми  и  прямыми  движениями.
  • Оставив  большие  пальцы  разведёнными  в  стороны, согните  указательные  пальцы,  нажмите  ими  на  мяч  несколько  раз и  разведите  их  в  стороны (повторить  2  раза).   Не  разжимая  ладоней,  согните остальные  пальцы  обеих  рук, надавите  ими  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны (повторить  2  раза). Большие  и  указательные  пальцы  при  этом , остаются   разведённые  в стороны. Затем  покатайте  мяч  между  ладонями  круговыми  и  прямыми  движениями.

«Работа с бумагой и ножницами»

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

«Рисование»

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;

2. рисование по опорным точкам;

3. дорисовывание второй половины рисунка;

4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).

Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:

  • занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (продолжение):

  • в ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  • не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • и не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВАШ РЕБЕНОК УВЕРЕННО УМЕЛ ПРОДЕЛЫВАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  • раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  • вырезать крупные многоугольные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (продолжение):

Даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  • Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп).
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки.
  • Кухонная утварь. Различные емкости, пузырьки, коробочки.
  • Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры.
  • Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму.
  • Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей).
  • Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.
  • А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике?
  • Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины.
  • Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку.

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (продолжение):

Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  • Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  • Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  • Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  • Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
  • Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.
  • Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

 МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (продолжение):

  • Можно навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.
  • Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. 
  • Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".
  • Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили, и смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
  • Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (продолжение):

  • Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  • Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.

В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

МАДОУ № 1 «Ласточка»

Кабинет педагога-психолога

Шпилевая И. Е. 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать   для решения мно...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"

Для развития  мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....