Тарханова Анастасия. Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение детей плаванию в детском саду». МАДОУ «Радуга» ХМАО-Югра, г. Советский.
материал по теме

Группа Б-4062

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным , ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_nir_tarkhanova.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тарханова Анастасия

Дополнительная общеобразовательная программа

«Обучение детей плаванию в детском саду»

МАДОУ д/с комбинированного вида «Радуга» (г. Советский)            

Автор- разработчик: Киселёва Н.О.,инструктор по физической культуре.

Актуальность

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным , ловким, выносливым,  смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании  находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.

Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы,а затем всех систем организма.
Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в  районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в  дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.

Целью программы является: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Оздоровительные задачи: 

1. Укрепить здоровье ребенка.

2. Совершенствовать  опорно – двигательный  аппарат.

3. Формировать правильную осанку.

4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

  1. Формировать двигательные умения и навыки.
  2. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.

          Воспитательные задачи: 

  1.  Воспитывать двигательную культуру.
  2.  Воспитывать нравственно волевые качества: смелость,

настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

  1. Воспитывать заботу о своем здоровье.

Гипотеза:

Сроки реализации: 3 года.

Возраст: 4-7 лет

Новизна программы: Апробируя программу  на первоначальном этапе реализации , мы выявили, что дети быстрее адаптируются к водной среде, когда обучение начинается с погружения под воду (доставание предметов со дна), а не с дыхательных упражнений как предложено в программе у Осокиной Т.И.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.
  2. Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.
  3. Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.
  4. Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.
  5. Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.

Содержание программы.

Первый год обучения

Средняя группа

На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды ( всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течении непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей поддерживающей силе воды, кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох – выдох в воду несколько раз.

С учетом основных задач начального обучения плаванию мы включаем на данном этапе лишь игры с игрушками, включая все виды ходьбы, бега и прыжков. При обучении детей среднего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень сложно. По мнению Т. И. Осокиной, к концу учебного года дети средней группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; делать выдох в воду ( 5-6 раз); скользить на груди ( 2-3  раза); выполнять упражнение « поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза). При таком подходе уже в средней группе выполняются требования программы воспитания и обучения в детском саду по плаванию.

В начале каждого учебного года у детей проводят диагностику по специальной подготовке по плаванию.

Второй год обучения

Старшая группа.

У детей старшей группы закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в средней группе. Упражнения в воде и игры выполняются без поддержки взрослого. Преподаватель находится с детьми в бассейне только при разучивании сложнокоординационных движений. Большое значение следует уделять воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.

В старшей группе продолжаются обучение детей скольжению с задержкой дыхания, знакомство со спортивными и облегченными видами плавания, подготовка к выполнению стандарта по плаванию (проплывание контрольного отрезка удобным способом). Особое внимание обращается на работу рук при плавании разными способами, согласование работы рук с дыханием. На каждом занятии прорабатываются все плавательные движения.

Третий год обучения.

Подготовительная группа.

В группах детей подготовительного возраста осваиваются умения и навыки определенных способов плавания, разучивается их техника. Желательно, чтобы дети овладели техникой плавания кролем на груди, на спине, а также ознакомились с плаванием способами брасс и дельфин. Если ребенок продолжает занятия, перейдя из старшей группы в подготовительную, то порядок их проведения остается прежним. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать приобретенные навыки. Процесс обучения старших дошкольников уплотняется, интенсивнее становится формирование навыков подготовительных упражнений. Использование игр – эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию.

В подготовительной группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не значит, что дети полностью овладевают техникой, их движения недостаточно слитны и точны.

Специфика проведения занятий.

Начиная цикл занятий по  обучению детей плаванию, инструктору необходимо предоставлять как будут выполняться те или иные упражнения, которые будут осваивать дети. Как уже было отмечено, обучение плаванию начинается с освоения подготовительных упражнений. 

Формы подведения итогов.

  • Оформление стенда,
  • фото- выставка приобретенных навыков,
  • открытые занятия, в виде проведения диагностики в конце года.

Литература:

  1. Арт. Спорт – Фитнес клуб, М., 2010.  
  2. Баранова В.Г., Маханева М.Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.
  3. Белиц-Гейман С.В. «Мы учимся плавать». М., Просвещение. 1987.
  4. Большакова И.А. «Здоровье детей». Ижевск 2003.
  5. Большакова И.А. «Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста» М., «Маленький дельфин» 2002.
  6. Булгакова Н.Ж. «Плавание – пособие для инструктора общественника.» М., физ-ра и спорт. 1984.
  7. Воронова Е.К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
  8. Ежемесячный научно-методический журнал «дошкольное воспитание» № 9/91.М., Просвещение.
  9. Карпенко Е. Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения», М., Олимпия – пресс. 2006.
  10. Кислов А.А, Панаев В.Г. «Нептун собирает друзей». М., физ-ра и спорт.1983.
  11.  Козлов А.В. «плавание доступно всем». Л., Линиздат. 1986.
  12. Научно – методический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 2009. «Организация оздоровительной работы с детьми в условиях ДОУ», стр.69,: старший воспитатель МДОУ Ларкина Н.В.
  13. Научно – практический журнал «Инструктор по физической культуре» №1 2009. «Обучение плаванию способом брасс», стр.55,: инструктор по плаванию ДОУ № 5 «Солнышко».
  14.  Научно—методический журнал «Методист №3» 2009.
  15. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
  16. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.
  17. Потапов В.П., Кошкарова Л.Н. «Если хочешь быть здоров» 2001.
  18. Сафонова Ж.Б., Гусева Л.В. –« Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах». Омск 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"

Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безоп...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

     Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности.  Основываясь на собственном ...

Дополнительная физкультурно-оздоровительная программа обучения детей плаванию в детском саду

Дополнительная программа по плаванию для детей среднего и старшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку «Английский для малышей»

Дополнительная общеобразовательная программа обучения английскому языку "Английский для малышей"...

Дополнительная общеобразовательная Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Азбука юного пешехода»

Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация  имеет и негативные последствия, главн...

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности. Основываясь на собственном опыте, поменял местами изучение р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Картинная галерея в детском саду»Для детей 4 – 7 лет...