Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

Ярочкина Елена Михайловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Картинная галерея в детском саду»

Для детей 4 – 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_kartinnaya_galereya_v_dou.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Принято

на педагогическом совете МДОУ д/с п. Искра Октября

Протокол № ____________

От «____» __________2023 г.

Утверждено

приказом заведующего

 МДОУ детский сад п. Искра Октября

____________________О.Н. Демьяненко

Приказ № ______________ от ____________

детский сад п. Искра Октября

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Картинная галерея в детском саду»

Для детей 4 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Группа педагогов МДОУ детский сад п. Искра Октября

п. Искра Октября, 2023 год

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования регламентирует создание условий для формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, а также обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей детей.

Для достижения цели Федеральной образовательной программы дошкольного образования, педагоги решают многочисленные задачи, а также расширяют их различными методами, технологиями.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой, нестандартной, разносторонне развитой личности. В МДОУ детский сад п. Искра Октября для этого созданы условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством.

Картинная галерея в детском саду – это новая форма организации образовательного пространства, способствующая приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Проект «Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» составлена в соответствии с:

1.        Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

2.        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

3.        СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно–эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

4.        СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5.        Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.)

6.        Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.

Актуальность данной программы заключается необходимости приобщения современного поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальности и телевидения.

«Картинная галерея» - это форма музейной педагогики в дошкольной организации, современная область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.  Это не только место, где хранятся произведения искусства, в том числе и созданные руками детей. Это место вдохновения, где каждый ребенок может проявить свой творческий потенциал и обнаружить новые интересы.

Цель: организация образовательного пространства, которое позволит сделать картины великих русских художников доступными для всех участников образовательного процесса: детей и взрослых; повышение общекультурного уровня дошкольников через приобщение их к живописи.

Задачи:

  • познакомить детей с таким видом изобразительного искусства как живопись;
  • научить различать жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;
  • развитие духовно-познавательных потребностей детей, эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
  • развитие творческих способностей детей (театрализация, рисование, лепка);
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие речи;
  • стимулирование детско-родительских отношений.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Ребенок знает:

  • понятие «картинная галерея», «экспозиция», работу художника и атрибуты для его творчества;
  • виды творчества: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • некоторых известных российских художников и их картины.

Ребенок умеет:

  • внимательно рассматривать картины, рассуждать над творчеством художников;
  • обыгрывать картины, используя для этого различные атрибуты;
  • рисовать и лепить в различных техниках и с использованием различных материалаов, передавая важные элементы, цвета, композицию предложенных картин.
  1. Учебный план

Наименование модуля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с понятиями: картинная галерея, экспозиция, художник, экскурсовод

1

0,5

0,5

2

Знакомство с понятиями «натюрморт, портрет, пейзаж»

1

0,5

0,5

3

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Снегурочка»

2

1

1

4

Знакомство с картиной А.И. Бортникова «Весна пришла»

2

1

1

5

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»

2

1

1

6

Знакомство с картиной Ф.В. Сычкова  «Катание с горы зимой»

2

1

1

7

Знакомство с картиной В.Т. Тимофеева «Девочка  с ягодами»

2

1

1

8

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Аленушка»

2

1

1

9

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

2

1

1

10

Знакомство с картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

2

1

1

11

Знакомство с картиной И.И. Ершова «Ксения читает сказки куклам»

2

1

1

12

Знакомство с картиной В.А. Тропинина «Девочка с куклой»

2

1

1

13

Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»

2

1

1

14

Знакомство с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

2

1

1

15

Знакомство с картиной В.А. Серова «Девочка с персиками»

2

1

1

16

Знакомство с картиной
Ю. Кугача «Накануне праздника»

2

1

1

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество
часов

Содержание

Форма организации

1

Понятия «Картинная галерея», «Экспозиция», художник, экскурсовод

1 час

Знакомство с понятиями «Картинная галерея», «Экспозиция», художник, экскурсовод

групповая

2

Понятия «натюрморт, портрет, пейзаж»

1 час

Знакомство с понятиями «натюрморт, портрет, пейзаж»

групповая

3

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Снегурочка»

1 час

Знакомство с художником В.М. Васнецовым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Снегурочка», рисование девочки-снегурочки

групповая

4

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Снегурочка»

1 час

«живое фото картины», инсценировка картины, прорисовка костюма Снегурочки

групповая

5

Знакомство с картиной А.И. Бортникова «Весна пришла»

1 час

Знакомство с художником А. И. Бортниковым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Весна пришла», рисование, прорисовка деревьев, детей

групповая

6

Знакомство с картиной А.И. Бортникова «Весна пришла»

1 час

Прослушивание мелодии В. Агафонникова «Как на тоненький ледок», инсценировка картины

групповая

7

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»

1 час

Знакомство с художником А. А. Пластовым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Первый снег», рисование снежинок

групповая

8

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»

1 час

5Dэффекты (лед, снег), «живое фото картины», инсценировка картины

групповая

9

Знакомство с картиной Ф.В. Сычкова  «Катание с горы зимой»

1 час

Знакомство с художником Ф.В. Сычковым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Катание с горы зимой», лепка фигурок детей и санки

групповая

10

Знакомство с картиной Ф.В. Сычкова  «Катание с горы зимой»

1 час

Слушание произведения
П. Чайковского «Зима», просмотр диафильмов, обсуждение эмоций детей

групповая

11

Знакомство с картиной В.Т. Тимофеева «Девочка  с ягодами»

1 час

Знакомство с художником В.Т. Тимофеевым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Девочка с ягодами», рисование

групповая

12

Знакомство с картиной В.Т. Тимофеева «Девочка  с ягодами»

1 час

Инсценировка картины, фотографирование, слушание мелодии
А. Филиппенко «По малину в сад пойдем»

групповая

13

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Аленушка»

1 час

Закрепление знаний о художнике В.М. Васнецове, ребус про жизнь художника, рисование девочки

групповая

14

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Аленушка»

1 час

Просмотр сказки «Аленушка и братец Иванушка», обсуждение эмоций девочки, сказка-шумелка по картине

групповая

15

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

1 час

Обсуждение картины, зарисовка картины в разной технике рисования

групповая

16

Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

1 час

«Живое фото картины», инсценировка-драматизация

групповая

17

Знакомство с картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1 час

Знакомство с художником М.А. Врубелем, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Царевна-Лебедь», чтение сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина,

групповая

18

Знакомство с картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1 час

«живое фото картины», рисование девушки, обсуждение

групповая

19

Знакомство с картиной И.И. Ершова «Ксения читает сказки куклам»

1 час

Знакомство с художником И.И. Ершовым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Ксения читает сказки куклам», рисование с натуры.

групповая

20

Знакомство с картиной И.И. Ершова «Ксения читает сказки куклам»

1 час

«живое фото картины», чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

групповая

21

Знакомство с картиной В.А. Тропинина «Девочка с куклой»

1 час

Знакомство с художником В.А. Тропининым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Девочка с куклой», рисование картины в технике портрет

групповая

22

Знакомство с картиной В.А. Тропинина «Девочка с куклой»

1 час

Прослушивание песни Е.В. Шурахова «Куколки», танец под музыку, инсценировка картины

групповая

23

Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»

1 час

Знакомство с художником И.Е. Репиным, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Осенний букет», рисование девушки с букетом

групповая

24

Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»

1 час

«живое фото картины», составление букета для картины, фито-терапия «Цветы»

групповая

25

Знакомство с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1 час

Знакомство с художником К.Е. Маковским, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Дети, бегущие от грозы», рисование картины

групповая

26

Знакомство с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1 час

Инсценировка-драматизация картины, составление диалогов детей, русская-народная игра «Веревочка»

групповая

27

Знакомство с картиной В.А. Серова «Девочка с персиками»

1 час

Знакомство с художником В.А. Серовым, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Девочка с персиками», лепка персиков (фруктов)

групповая

28

Знакомство с картиной В.А. Серова «Девочка с персиками»

1 час

«живое фото картины», арома-игра «Угадай по запаху», просмотр сказки «Мешок яблок», беседа о пользе фруктов

групповая

29

Знакомство с картиной
Ю. Кугача «Накануне праздника»

1 час

Знакомство с художником Ю. Кугача, его работами, техникой его работы, обсуждение картины «Накануне праздника», лепка из соленого теста

групповая

30

Знакомство с картиной
Ю. Кугача «Накануне праздника»

1 час

Инсценировка-драматизация картины, слушание песенки А. Филиппенко «Пирожки»

групповая

31

Заключительное занятие по теме «Картинная галерея»

1 час

Обсуждение-воспоминание о самых запоминающихся картинах, о самых интересных образах, которые повторили дети, социализация (профессия художник, натурщик)

групповая

32

Свободное посещение картинной галереи

1 час

Свободное посещение картинной галереи, художественное творчество, «живой кадр» по желанию детей, социализация (профессия экскурсовод)

групповая

  1. Календарный учебный график

Наименование

Срок реализации

1

Дата начала занятий

октябрь

2

Дата реализации

май

3

Количество месяцев

8

4

Количество учебных недель

32

5

Кратность занятий в неделю

1

6

Количество часов

32

7

Продолжительность занятия

25 мин.

  1. Содержание программы

Условия формирования группы:

Оптимальное количество детей в группе: 10-12 человек.
Группа формируется из детей 4-5 лет и 5-6 лет.

Структура занятия:

- ситуация выбора картины (провокация);

- информация о художнике, его работах;

- детальное рассмотрение картины, обсуждение;

- художественное творчество (рисование, лепка);

- инсценировка картины;

- завершение.

Занятие предполагает постоянную смену деятельности детей, совместную работу с педагогом, самостоятельную деятельность, театрализацию, декоративно-прикладное творчество, активные игры и игры малой подвижности, задания.

В течение учебного года воспитанники знакомятся с репродукциями картин известных русских художников, рекомендованными Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Дети заглядывают внутрь картин, стараются понять, что хотел изобразить художник, о чем он думал и как воплотил свой замысел.

Простыми и доступными способами педагоги рассказывают воспитанникам об искусстве великих художников. Дети пробуют сами создать свои собственные шедевры.

Фантазия детей не ограничивается никакими рамками. Выполненные работы находят свое место на выставке.

Большое внимание уделяется драматизации сюжетов картин, выстраиванию «живого кадра». Дети примеряют на себя многие образы и роли: художник, натурщик, экскурсовод.

Технологии:

- технология развивающего обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- личностно-ориентированная технология;

- технология «ТРИЗ»;

- технология создания предметно-развивающей среды.

Методы:

- словесный (беседы, объяснения, анализ, ситуативный разговор, чтение, рассказы детей и воспитателя);

- наглядный (рассматривание, показ образца, просмотр мультфильмов, диафильмов, прослушивание мелодий);

- практический (рисование, драматизация, импровизация, решение проблемной ситуации);

- комплексное использование методов.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы созданы материально-технические условия – это рекреация в коридоре и музыкальный зал, где для полноценной работы есть все необходимое:

  1. Репродукции картин;
  2. Мольберт;
  3. Столы и стулья для воспитанников;
  4. Листы бумаги, краски (акварель/гуашь), карандаши, фломастеры, пластилин на каждого воспитанника;
  5. Контейнер со сменными костюмами-атрибутами;
  6. Проектор ASER;
  7. Ноутбук ASUS;
  8. Портативная колонка CLIP 3.
  1. Оценочные материалы

Формы и методы диагностики, применяемые в работе:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение практических заданий педагога.

Виды контроля: промежуточный и итоговый.

Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на всех этапах освоения ими программы дополнительного образования.

Мониторинг проводится на основе следующих материалов: Диагностика театрализованной деятельности в доу комарова т.с. книга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительного кружка «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно – оздоровительного кружка  «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС» с перспективным планированием на год. (фитбол- ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность « Детский фитнес»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа                                        ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Физическое развитие детей, формирование у дошкольников стремления соблюдать здоровый образ жизни, профилактика различных сезонных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата – всё эт...