Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"
материал на тему

Семенова Татьяна Юрьевна

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ekologii.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского района

Курской области

Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников

(Методическое объединение педагогических

работников детский сад «Сказка»)

                                                                                                            Воспитатель:  

Семенова Т.Ю.

                                                                                                                                                               


2016 г.

      Экологическим проблемам всегда уделяли внимание. Но сейчас современная экологическая ситуация в мире заставила общество осмыслить ее по-настоящему, значит, и по-настоящему подойти к процессу экологического воспитания.

      Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культур, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети четырех-пяти лет сентизивны к разным видам предметной деятельности, прежде всего — к игровой. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы. Поэтому, процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель должен сам быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

      Воспитывая экологическую культуру у детей нашего сада, я применяю наблюдения за обитателями уголка природы, растениями и животными на участке детского сада, уход за ними и общение с ними, а также комплексные занятия, экологические досуги, развлечения и игры. Организовываю игровые обучающие ситуации, разыгрываю литературные сюжеты с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учу сравнивать, подбирать правильные слова. Начиная прививать детям экологическое воспитание, я беседую о погоде, о природе, которая окружает ребят. На прогулке проводим наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, сада. Уточняю, что кроме деревьев и кустарников на участке растут красивые цветы. Уточняла названия цветов, растущих на клумбах детского сада, отмечала внешний вид (строение, высота стебля, окраска, форма лепестков). После наблюдения предлагала игры «Найди дерево», «Что за дерево такое?», «Живая клумба цветов» и т. д.

       В повседневной жизни развивала и закрепляла представления детей об овощах и фруктах. За обедом обсуждали, из каких овощей и фруктов приготовлены суп, салат, компот, какие они по вкусу, цвету, форме, твердости. Проводила работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Ежедневно вместе с детьми наблюдали за состоянием погоды. Воспитывая интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием, провела комплексное занятие «К нам пришел Айболит». Формировала представление о том, что овощи и фрукты полезны, так как в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

       Привлекала детей к систематической деятельности по уходу за растениями уголка природы. У детей появилось желание заботиться о растениях, о рыбках, выработались навыки по уходу за ними. Осенью на прогулке собирали вместе с детьми опавшие листья и составляли композицию «Осенний букет». Дети оказывали посильную помощь. В свободное время проводил дидактические игры: «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу?», «Чудесное лукошко», «С какого дерева лист?» и т. д. На занятиях я дала первоначальные знания о лесе, о деревьях, о животных. Знакомила с произведениями искусства-картинами и репродукциями на тему леса. Проводила экскурсии и прогулки в парк. Перед Новым годом уточнили представление о том, какое строение у ели. Загадали загадку о ней, прочли стихотворения. Сравнили ель живую и искусственную, показали главные различия, сделали вывод, что лучше использовать ель искусственную, а живая пусть растет в лесу. Познакомила с песней «В лесу родилась елочка». Продолжая прививать любовь к природе, провела цикл наблюдений за водой. Показала детям, что в тепле тает снег и превращается в воду. Проводила наблюдение за теплой и холодной водой. Уточнила, что вода необходима всем живым существам, она добрый помощник человека, чистую воду нужно экономить.

      На занятиях уточняла представление о домашних птицах: как выглядят, передвигаются, «разговаривают», питаются, какую пользу приносят. Ежедневно подкармливали птиц, учили замечать характерные особенности птиц (величина, окраска, цвет оперенья на разных участках тела). Учила различать звуки, которые издают разные птицы. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде.

      В экологическом воспитании многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Доклад "Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад по окружающему миру рассматривает одну из  современных педагогических  технологий, внедряемых в условиях ФГОС ДО. Материал описывает проект как форму   продуктивной деятельн...

Деловая игра для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»

laquo;Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения иску...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....

Мастер - класс " Природа - главное средство экологического воспитания дошкольников"

Беседа  в кругу коллег на тему   "Природа  - главное  средство  экологического воспитания  дошкольников"....