Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».
проект (старшая группа) на тему

Тухватулина Альмира Дамировна

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. И поэтому, сегодня так остро стоит эта проблема в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ds_no9.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

Явление социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, суицид, наркомания – стали сегодня, к великому сожалению, привычным делом. Мы живем в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии

( и на то, есть к сожалению , основательные причины), бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, Мы начинаем спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей. Научить их любить не придуманную нами родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что знаешь, чувствуешь и понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой. красотой. глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Мы не в такой степени растратили свои национальные черты, предали забвению русскую народную литературу; терпение, доброта, мудрость, милосердие, стремление к духовности - вот что лежало в основе быта и традиций русского народа.

Просматривая литературу по данной теме,  мне попалась такая информация- анкетирование родителей одного детского сада подмосковного промышленного города показало, что 50%анкетированных, средний возраст которых 27 лет, не в состоянии ответить на вопрос» Что такое патриотическое воспитание?»

 Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. И поэтому, сегодня так остро стоит эта проблема в обществе.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной проблемой.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на ее благо и в случае необходимости встать на ее защиту.

В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России.

В Концепции Дошкольного воспитания говорится, что патриотическое воспитание считается одним из основных путей формирования личности. Дети должны знать, в какой стране они живут, какие народы ее населяют, как дружат и  сотрудничают люди разных национальностей. Только через освоение культуры своего народа лежит путь, ведущий к вершинам общечеловеческой культуры.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, любви к родителям. к семье, месту, где он вырос.

       Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

         Специально организованная работа по ознакомлению с городом Троицком способствует патриотическому воспитанию старших дошкольников и, поэтому, я пришла к решению разработать проект «Моя малая Родина - самый солнечный город Троицк»

         В ходе разработки проекта, учитывая возрастные особенности детей, были поставлены следующие цели и задачи:

         Цель-обогащение представлений детей о городе Троицке и использование их в формировании патриотических чувств у дошкольников;

         Задачи - определить систему работы со старшими дошкольниками по ознакомлению с родным городом; формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему.

           Изучив методическую литературу по патриотическому воспитанию, нами была определена система воспитательно-образовательной работы с детьми, которая включала в себя различные методы ознакомления детей с родным городом: наблюдение, экскурсии, игры, беседы, целевые прогулки            

           (таблица на экране)                               

         Работа по проекту проводилась с детьми старшей, а затем и подготовительной группе.  

На первом этапе работы в старшей группе была проведена работа, целью которой являлось выявить уровень знаний дошкольников о городе Троицке. На этом этапе были использованы: беседы, тестирование, анкетирование .Вначале была проведена беседа на тему ,,Знаешь ли ты свой город?” Цель: выявить знания детей о городе, как называется, каковы природные особенности города, название улиц, достопримечательности.

В содержание беседы входили разнообразные вопросы о Троицке. Дети вспоминали название рек, улиц. По ответам детей можно сделать вывод, что дети имеют определенный запас знаний о городе, но затрудняются назвать реки, протекающие в городе, мало знают  достопримечательностей.

 Следующий метод - тестирование. Цель - выявить отношение к городу Троицку. Тестирование включило следующие вопросы:    

              Знаешь ли ты как называется твой город?

              Нравится ли тебе наш город?

              Знаешь ли ты название улиц?

              Знаешь ли ты, какие реки протекают в городе?

              Знаешь ли ты на какой улице находится детский сад?

Обобщив результаты, мы пришли к выводу, что формирование знаний детей о родном городе является важной задачей воспитания патриотизма у дошкольников.

Особо устойчиво формируются и обобщаются знания под руководством взрослых, а также в процессе самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

      Вначале работы с детьми  была проведена непосредственно образовательная деятельность , на котором детям рассказывали о том, почему наш город называется Троицком, кем он был основан, познакомила с гербом и флагом города, разъяснила их содержание, рассмотрела с детьми иллюстрации в книге »Возвращаясь к прошлому» Е.Скобёлкина, И.Шамсутдинова, слайды с видами города. Показала все достопримечательности, которые встречаются на улице Гагарина, рассматривали старинные здания, дома, памятники. На мои вопросы дети в конце занятия ответили без затруднений.

              Сложным в работе с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями  являлось составление рассказов для дошкольников. При этом я:

1)сопровождала рассказы наглядным материалом(фотографии, слайды):;

2)не называла дат, они затрудняют восприятие материала;

3)использовала доступную детям лексику, объясняла значение незнакомых слов;

4)обращалась к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то новое

        Цель экскурсий к памятнику И.И.Неплюева - познакомить детей основателем города. Из рассказа дети узнали заслуги И.И.Неплюева, почему ему был поставлен памятник; внимательно рассмотрели с детьми памятник, прочитали слова, которые на нем написаны, обратили внимание на церковь, которая является символом прошлого. Обратила внимание, что это место свято для троичан. Придя в детский сад, я убедилась в том, что дети хорошо запомнили экскурсию, так как на заданные вопросы дети отвечали быстро и уверенно.

 Расширяем представления детей о жизни, культуре и быте людей разных национальностей, живущих в городе - русских, мусульман. Дети рассматривали  иллюстрации о быте людей, играли в национальные игры. Привлекали детей к участию в праздниках «Масленица», «День земли».

Интересно и познавательно прошло развлечение «Как люди разных народов встречают весну». Дети с интересом слушали песни, играли в игры русских, казаков, мусульман. А после праздника прошло дружеское чаепитие.           Несколько лет в детском саду ведется кружковая работа по дополнительному образованию « Казачата» под руководством Ткачева А. А. Дети с удовольствием поют казачьи песни. Детям сшили народные костюмы.

Наш детский сад сотрудничает с Татаро - башкирской библиотекой. Во время экскурсий в библиотеку детям объяснили, зачем нужна библиотека, кто работает здесь, как выдаются книги. Мы постоянно посещаем библиотеку.Библиотекари познакомили детей с поэзией татарского поэта Габдуллы Тукая, проводили познавательные беседы на тему « Откуда книга пришла?».

 С целью расширения у детей кругозора о старинных достопримечательностях города была спланирована экскурсия к Мечети мусульман, Собору.

       Важным является и ознакомление детей с творчеством почетных людей города Троицка - поэтессой Валентиной Клименко, художником Н,С. Левшич. Посетили художественную выставку Г.М Левшич.

       Большое внимание мы уделяем вопросу Великой Отечественной войны. Сначала провели беседу о том, почему наш город отмечает праздник – 9 Мая, о подвигах наших солдат. Для детей организовали экскурсии в Сквер памяти, обелиску. Также посетили музей Боевой Славы школы №9.

         Организовала целевые прогулки  по близлежащим  улицам города Троицка-Климова. Ленина. Разина, Володарского. Внимание детей обращала на старинные дома, их отделки.

   Также особенностью воспитания любви к родному краю является приобщение к родной природе.

   С целью обогащения знаний детей о городе, его географических и экономических  особенностях, я провела с детьми беседу »Животный и растительный мир города Троицка».

 Были предложены для рассматрения  иллюстрации с изображением растений и животных, рассказ о местах их обитания проживания.

      Показала детям фотографии уральской природы, рассказала, что наш город самый солнечный, красивый, в нём много исторических памятников.

В разные времена года посещаем парк им.Томина.

    Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Дети работали на огороде, подкармливали птиц. Также   призвала детей поддержать традицию троичан - разбить клумбы вокруг детского сада, на участке детского сада.

      С целью проверки знаний провела дидактическую игру »Лото», В ходе игры обращала внимание на точное название растений и животных. Игра показала, что дети достаточно хорошо усвоили географические сведения о городе.

      При ознакомлении дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью. Мною было организована непосредственная образовательная деятельность на тему «Улица, на которой я живу» с целью отражения  своих впечатлений о городе в рисунке. Детям было предложено вспомнить, как называется улица, на которой они живут, что на ней находится (магазин, вокзал, школа и т.д.), вспомнить местность, где стоит их дом. Дети отобразили в своих рисунках характерные особенности своей улицы. Также под руководством воспитателя из спичечных коробков, небольших коробочек, картона, цветной бумаги дети склеивали большие и маленькие дома, делали макеты административных зданий (магазина, почты), лепили из пластилина фигурки животных. Было организовано занятие по аппликации «Наша улица».Вначале вспомнили с детьми улицы, на которых  живут они, их бабушки и дедушки.

  Используя преимущества игровой деятельности, организовала строительную игру «Наш детский сад». Дети строили здания и обыгрывали их. В игре дети отразили не только структуру самого здания, но и улицу, на которой оно находится. В ходе игры напомнила правила поведения в детском саду и в общественных местах. Дидактическая игра «Магазин сувениров» проводилась для закрепления знаний о прикладном искусстве разных народов. Дети с удовольствием играли в сюжетно- ролевые игры «Дом»,

 « Путешествие по городу».

        Для закрепления знаний о городе рассматривали с детьми иллюстрации с изображением Троицка. На заданные мною вопросы дети отвечали полно, могли выбрать герб и флаг города Троицка среди других.

      Коллектив детского сада приглашает бывших сотрудников отметить День пожилого человека, устраивает чаепитие . Дети с удовольствием участвуют в  концерте для них. Видят заботу и уважение к бывшим сотрудникам.

        Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Именно, родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и страна. С целью закрепления знаний о городе детям было дано задание  на дом - нарисовать иллюстрацию «Мой путь от садика до дома». С интересом родители приняли участие в конкурсе по созданию альбома « Культура и быт народов города Троицка». Семья Узелковых ,например, ходила в библиотеку, нашла материал.

          В конце работы над проектом мною был проведён конкурс знатоков родного города, который позволил увидеть целесообразность созданного проекта, который включает в себя различные методы и приемы, способствующие воспитанию у дошкольников патриотических чувств. Цель данного конкурса - определить, насколько повысился уровень знаний у детей после проведенной работы.

 Таким образом, проведенная мною воспитательно-образовательная работа позволила повысить уровень знаний детей, что способствовало воспитанию патриотических чувств у детей.

Проанализировав ответы на вопросы, мы пришли к выводу, что уровень знаний у детей повысился, благодаря систематизации знаний и используемым методам по их актуализации.

     Тестирование помогло выявить, как изменились показатели. Для проведения тестирования были предложены те же вопросы, что и вначале проекта.  Анализ результатов показал, что дети в подготовительной группе имеют следующие показатели:

                   Высокий уровень-55%

                    Средний уровень-45%

                    Низкий уровень - отсутствует

    Проанализировав ответы на вопросы, мы пришли к выводу, что уровень знаний у детей повысился, благодаря систематизации знаний и используемым методам по их актуализации.

           Таким образом, уровень сформированности знаний о городе в подготовительной  группе повысился, благодаря проведенной мною работе.

      Анализ результатов работы по проекту позволяет сделать вывод, что, работу по воспитанию любви к родному городу, можно рассматривать как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников, так как приобретённые знания позволили вызвать у детей чувства привязанности к родным и близким людям, дому, детскому саду, городу, в котором живёт ребенок, приобщить его к традициям родного города, заложить основы любви к малой Родине. Затем на основе этих чувств формировать высшее нравственное чувство- патриотизм.

       Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входит ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины.

         Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Кроме того, я поняла, что сама узнала много нового о своей малой Родине - прекрасном городе Троицке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина – город или деревня, где он родился. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии и...

Из опыта организации патриотического воспитания дошкольников (на примере воспитания любви к родному городу)

Воспитывать патриота – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формиро...

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....