«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
статья на тему

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Надежда Евгеньевна, воспитатель

ГБДОУ № 40 Колпинского района

Санкт-Петербурга

«Организация проектной деятельности в детском саду»

(из опыта работы воспитателя)

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС ДО) образовательные учреждения должно:

  1. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  2. обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
  3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
  4. помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
  5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
  6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

  • они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • метод детского исследования,
  • метод проектов
  • метод моделирования проблемных ситуаций
  • метод рассуждения
  • метод решения проблемных задач, ситуаций.

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:

  • во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
  • во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
  • в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
  • уметь видеть проблему и ставить вопросы;
  • уметь доказывать;
  • делать выводы и рассуждать;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов

На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Последовательность работы над проектами:

  1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  4. Обсуждает план с родителями;
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ ;
  6. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
  7. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
  8. Дает домашнее задание детям и родителям;
  9. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
  10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.

Разберем организацию конкретного проекта в группе на основе игры-путешествия. Игры-путешествия всегда привлекательны для детей, стремящихся совершить «путешествие» по неизведанным странам, испытать ряд приключений, почувствовать себя первооткрывателями, героями комиксов, фильмов. При проведении эксперимента по апробации программы «Мой мир»  для подготовки детей, не посещающих ДОУ к школе, в качестве краеведческого проекта было предложено совершить путешествие по улицам родного города. Целью этого проекта было познакомить детей с достопримечательностями родного города, расширить пространственные представления детей, дать детям возможность почувствовать сопричастность жизни родного города.

Вся группа была разбита на подгруппы по одному – два, три ребенка в зависимости от того, каким маршрутом ребенок добирался до здания детского сада, где проходили занятия с детьми. Каждая такая группа (вместе с родителями) должна была:

составить карту маршрута от дома до детского сада, по каким улицам он идет;

нарисовать маршрут на бумаге;

определить выгоды и преимущества своего маршрута;

отметить продолжительность движения;

запомнить и описать достопримечательности, включая названия улиц, скверов, площадей.

найти в специальной литературе, Интернете (совместно с родителями) историю возникновения названия той или улицы;

узнать год и историю строительства наиболее известных зданий, памятников и т.д.

изготовить макет известных зданий по своему маршруту.

Через месяц после начала занятий, в группе стоял макет мини-квартала, по которому шли «люди» (бумажные человечки), ехали пластилиновые и бумажные машинки, работали киоски, горели светофоры и т.д. Этот макет неоднократно использовался во время занятий, сюжетно-ролевой игры, пересказа, составления рассказа ребенком и т.д. Работа по данному проекту вполне удовлетворила педагога и родителей. У детей появилось умение пользоваться книгами, справочной литературой. Дети усвоили много новых сведений о родном городе, учились ставить вопросы и толково отвечать полными фразами. Проект вызвал интерес к собиранию вырезок и заметок о родном городе. Дети учились систематизировать полученный материал по степени важности, занимательности. Для этого было выделено несколько тематических папок, куда раскладывался полученный материал, включая детские рисунки.

Подобные проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание детей. Особенно важно было, чтобы основные виды детских работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.

Выводы.

Как показывает практика проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, можно создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Литература

1.        Васильева Н.И., Михайленко С.Ю. Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. – 2004. - №6. – С.43-46.

2. З.С.Жеребцова Проектный метод в деятельности //Детский сад. Управление.–2003.-№24.

3.А.О.Леменг О методе проектов в технологии дошкольного образования // Детский сад. Управление. – 2004. - №4. – С. 3 – 4.

4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Авт. - сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, и др. – М.: АРКТИ,2004. – 96с.

5. Н.Рыжова Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание – 2002. - №10.– С.50 – 56.

6. И.В.Цветкова  Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192с.

7.  А.        Юшков Проектная деятельность: общие принципы // Детский сад. Управление.– 2003. - №15 – 16. – С. 15 – 17.

8.И.Чечель  Метод проектов // Директор школы. – 1998. - №3. – С. 12 -16.

9.Л.Мягченков Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования // Дошкольное воспитание – 2003. - №6. – С. 39 – 47.

10.Л.Д. Морозова «педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» М.2010г.

11.Т.Д.Пашкевич «Таинство педагогического проектирования в ДОУ».  Барнаул 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)

            В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельнос...