Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы старшего воспитателя)
статья

              В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельность внедряется в детский сад? Все дело в том, что проектирование поддерживает детскую любознательность, инициативность, е только в условиях детского сада, но и в условиях семьи.

             Актуальность темы во многом обусловлена следующими факторами. Прежде всего в проектной деятельности ребенок получает опыт реализации собственных задумок, замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, общество настолько стремительно развивается, что требует постоянного внутреннего роста, поиска новых решений, порой нестандартных действиях, которые основываются на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кобелева Екатерина Александровна

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №76 Невского района Санкт-Петербурга

Организация проектной деятельности в детском саду

(из опыта работы старшего воспитателя)

В дошкольной педагогике в настоящее время большое внимание уделяется проектированию, как педагогическому, так и детскому. Для чего проектная деятельность внедряется в детский сад? Все дело в том, что проектирование поддерживает детскую любознательность, инициативность, е только в условиях детского сада, но и в условиях семьи.

Актуальность темы во многом обусловлена следующими факторами. Прежде всего в проектной деятельности ребенок получает опыт реализации собственных задумок, замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, общество настолько стремительно развивается, что требует постоянного внутреннего роста, поиска новых решений, порой нестандартных действиях, которые основываются на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

«Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность». М. В Крупенина.

Основная цель проектного метода: развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  • Развитие познавательных способностей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется по этапам проекта.

Основные этапы метода проектов.

1. Формирование проблемы и цели проекта. Вхождение детьми в проблему,

вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение

задач проекта. На этом этапе у детей формируется активная жизненная

позиция, дети учатся самостоятельно находить и определять интересные вещи в

мире вокруг.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- организация деятельности,

- объединение в рабочие группы и распределение ролей,

- в каких источниках можно найти информацию,

- какие предметы использовать,

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть. Оказание практической помощи

детям, направление и контроль над осуществлением проекта. На этом этапе у

детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Педагог

готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети

активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют

зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

 В нашем детском саду я внедрила следующие виды проектов:

  • Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов», «Птичий бал». Творческие проекты завершаются праздниками, основными действующими лицами которого являются сами дошкольники.
  • Исследовательские: «Жители уголка природы», «Зелёная аптека», «Мир воды». Дети проводят опыты, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Игровые: «Моя любимая игрушка», «Путешествие в зимний лес», «Строим сказочный парк». Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.
  • Информационные: «Красная книга», «Банки и бутылки разместились на тропинке». Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)

Классификация проектов:

По тематике и способам реализации результатов:

 - творческие,

- информационные,

- игровые или исследовательские.

По составу участников:

- индивидуальные,

- групповые,

- фронтальные.

По срокам реализации:

- краткосрочные (1-3 занятия),

- средней продолжительности (1 неделя),

- долгосрочными (от 1недели до года).

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Н.Сертакова: Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет. ФГОС (CD). Изд. Учитель, 2016 г.
  2. К.Ю.Белая, Е.А.Каралашвили, Л.И.Павлова: Образовательные проекты в детском саду. Картотека воспитателя. ФГОС ДО. Издательство: Русское слово, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...