КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (старшая группа) на тему

Петренко Ольга Сергеевна

В этой статье мы обсуждаем способы использования кругов Эйлера на занятиях по развитию логического мышления у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и пособий с математическим содержанием ( круги Эйлера)

Подготовила воспитатель старшей группы Петренко О.С.

Логика – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

 

Логическое мышление формируется на основе образного мышления  и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений..

Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста.

Круги эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "коммуникация", "познание", "социализация", так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. П. Нередко ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и это очень беспокоит родителей. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: геометрических фигур или кругов, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры - много кругов и несколько квадратов. Дети отвечают, что больше кругов. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Итак, логика изучает пути к истине!

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».

Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли. Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.

Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса:

• учебные занятия;

• организацию совместной деятельности с детьми;

• предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельность.

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов эйлера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.

        вот некоторые примеры дидактических игр с кругами Эйлера.

 1. Игра «разложи, не спеши»

Цель:  закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

ход игры: раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круга.C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_104513.jpg

2. Игра «подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_110233.jpg

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_111611.jpg

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый  - тонкий»C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\T6EAOG2T\IMG_20160824_172903[1].jpg

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый  –  все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие  красные фигуры.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_115349.jpg

6. Игра «Не большой, не маленький; не  круглый не квадратный… »

Цель:  формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета.  Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг -  все жёлтые фигуры, но не треугольники.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_115959.jpg

7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_112649.jpg

8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\IMG_20160824_150850.jpg

ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы

способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью

выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять

целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества

недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать,

обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки,

рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в

школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Приемы активизации мышления дошкольников»

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов, в том числе и мышлению. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по ...

Консультация для воспитателей "Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников".

Вопросы психологии лежат в основе всей работы с ребенком. Не зная психологии невозможно правильно построить работу....

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

"Развитие логического мышления дошкольников" консультация для воспитателей

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «ко...

консультация для родителей "Развитие мышления дошкольников"

информация для родителей о этапах развития мышления рекбенка...

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»....

Консультация для родителей «Мышление дошкольников» 5.03

Консультация для родителей «Мышление дошкольников»...