Опыт работы " Развивающая предметно - пространственная среда как условие социализации и индивидуальности детей"
методическая разработка на тему

Тараканова Анастасия Михайловна

Опыт работы  представлен на педагогических чтениях.Формирование предметно - пространственной среды - является одним из важных направлений в работе воспитателя для позитивной социализации и личностного развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда как условие социализации и индивидуализации детей старшей группы

Формирование предметно-пространственной среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя для позитивной социализации и личностного развития ребенка:

- Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, способствует цветовое тонирование, которое визуально должно расширять границы группового помещения.

- В группе  игровую  среду  необходимо наполнить  разнообразным  материалом  и оборудованием,  которые побуждали бы детей к активной игровой деятельности.  Для организации   сюжетно – ролевой игры детям старшего возраста предоставляются контейнеры с игровым материалом и атрибутами для создания любой игровой ситуации.

- Использование ширмы для гибкого зонирования помогает учитывать интересы и потребности мальчиков и девочек свободно играть в одно и тоже время, создавать свой собственный неповторимый мир, при  этом  не мешать друг другу.

- Создать условия  для показа  различных  видов театров, которые дают детям желание разыграть сценки из сказок и реальной жизни можно так же благодаря ширме. Созданные условия способствуют развитию творческих способностей и речи детей.

- Детям в группе необходимо предоставлять больше открытых поверхностей: стеллажи, тумбы, макеты.  Свободный доступ детей к материалам, пособиям стимулирует познавательную детскую активность: например, свободный доступ детей в мини-музей «Русская изба», обеспечивает возможность познакомиться  с бытом предков и их традициями. Также   для проявления познавательного интереса можно предоставить большое количество альбомов с материалом по данной теме для самостоятельного рассматривания.

         После приобщения детей к истории рода можно продолжить их знакомство с историей страны её символикой,    родного края - посредством альбомов, планов, макетов, открыток, фотографий, иллюстраций.

Все экспонаты, разные виды альбомов, энциклопедии  стимулируют познавательный интерес детей к новым познаниям.

   

       - В группе необходимо создать условия, предоставляющие возможность каждому ребенку заниматься любимым делом.

              Одно из любимых детских занятий - это рисование.

Созданные условия в уголке творчества должны стимулировать детей к опробованию и реализации творческих способностей, давать детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения, рисовать на бумаге, на столах и даже на полу.

- Для небольшой выставки детских работ, выставки с образцами народного художественного промысла или  иллюстраций известных художников можно использовать  занавеску цветов радуги.

- В группе необходимо предусмотреть место  для персональной выставки работ того или иного ребенка, выставлять детские работы на всеобщее обозрение, к которым имеется свободный доступ  - это повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

      - Лаборатория –  это необходимый элемент в развивающей предметной среде старшей группы. Она организуется для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Дети творят, мыслят и общаются.

       - Уголок природы предназначен для  обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. В уголке природы необходимо разместить схемы ухода за растениями, наглядный материал, календарь природы, календарь времени, энциклопедии о животных и растениях и др.  Также в уголке природы можно создать условия для обеспечения развития речевого творчества, познавательной мотивации, игровой и познавательной активности.

- В шумном пространстве  игровой комнаты  должен быть уголок уединения. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.  Наличие разноцветных дорожек из различных материалов в уголке уединения  будут стимулировать тактильные ощущения, помогать восприятию пространства, развивать мелкую моторику пальцев рук и графомоторные навыки. Яркие предметы в уголке уединения поспособствуют расположению ребенка  к созерцательному наблюдению, мечтам, расслаблению глаз.

- Можно для ребят создать условия в спальной комнате, которые располагают к спокойным играм, к сюжетно-ролевой игре и к уединению.

    -  Один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.  Например, нетрадиционное яркое оборудование на стене активизирует детей на выполнение физических упражнений и может являться декорацией в сюжетно-ролевой игре.

Среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, историческая эпоха. Среда старшей группы должна являться фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"

Данная презентация рассказывает об  элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....

Презентация к опыту работы "Развивающая предметно - пространственная среда как условие социализации и индивидуализации детей.

Предметная среда - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество и историческая эпоха....

Развивающая предметно-пространственная среда в условиях детского сада для детей третьего и четвёртого года жизни.

Вопрос организации предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Цель воспитателя: создать  многоуровневую многофункциональную предметно – разв...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...