Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы с ЗПР на тему: «Праздничный салат»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Практическое обучение детей посильным трудовым действиям при приготовлении салата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnichnyy_salat.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 СТАНИЦЫ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

для детей подготовительной к школе группы с ЗПР

на тему: «Праздничный салат»

Подготовила воспитатель:

Сосновая Ольга Николаевна

Ст. Ленинградская

Цель: практическое обучение детей посильным трудовым действиям при приготовлении салата.

Программные задачи. 

- Формировать представления о Празднике весны и труда.

- Продолжать обучать детей последовательным трудовым действиям.  

- Закрепить правила поведения за столом.

- Закрепить имеющиеся знания детей об овощах, их способах употребления.

- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

- Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Овощи», загадывание загадок, разучивание стихов, загадок, пословиц, домашнее задание родителям – отварить овощи. Дидактические игры «Дары осени», «Что растет на грядке», «Съедобное – несъедобное».  Рассматривание иллюст-раций с изображением праздничного стола, украшенные улицы станицы.

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент

- Беседа с детьми

- Вопросы проблемного характера

- Отгадывание загадок

        - Практическая деятельность (приготовление винегрета)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Словарная работа: овощи, солёный, отварные, свежий, салат, салатница, шинковать, нарезать.

Оборудование: Фартуки, колпаки, разделочные доски, ножи, карточки с правилами поведения, модель-схема выкладывания компонентов трудового процесса, корзинка с муляжами овощей. Ноутбук.

Продукты:

  • 2 шт. свеклы среднего размера;
  • 2 шт. моркови;
  • 5-6 шт. среднего картофеля;
  • 1 средняя луковица;
  • 6-7 маленьких маринованных огурцов;
  • 8 — 10 стол. ложек квашеной капусты (по вкусу);
  • Соль, растительное масло по вкусу.

Ход:

Воспитатель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик  заглянет к нам в группу и не только обогреет нас, но и придаст сил,  активности, уверенности в знаниях.

          Много праздников в году,

          Мы их празднуем в саду,

          Назови их, три, четыре!

          Начинаем, руки шире!

         

          Ель заносит папа в дом (показ руками)

          Наряжает все дождем.

          Тут гирлянды, здесь звезда.

          Что за праздник? Вот, беда!

     Не беда, вы не забыли! Назовите, три, четыре!

 Дети: Новый год.

 Воспитатель: 

          Как же праздник называется?

          Имениннику все полагается:

          И конфеты, и пирожные,

          И подарки, и мороженное.

          Что за праздник?

Дети: День рождения.

Воспитатель:     

          Этот праздник мам, бабушек, сестричек.

          Этот праздник личный.

          Подарю я им весну!

Дети: Праздник мам, бабушек, сестричек - женский день 8 Марта.

Воспитатель: 

Тёплым днём весенним ясным

Раньше всех, дружок, встречай

Удивительный, прекрасный,

Добрый праздник …

Дети: Первомай!

(Педагог демонстрирует слайды на тему:  «Первомайский праздник».)

Воспитатель:  В наши дни 1 мая мы отмечаем Праздник весны и труда. Это праздник всех, кто трудится, праздник людей разных профессий: рабочих, учёных, врачей, учителей.

Праздник весны и труда принято отмечать красочными шествиями, демонстрациями. Люди берут с собой воздушные шарики, флажки, цветы. А чтобы было шумно и весело — свистульки и трещотки. 1 мая повсюду звучит музыка, играют оркестры. Все поют и танцуют. На ярких плакатах написаны слова: «МИР», «МАЙ», «ТРУД».

Все радуются весне, обновлению природы и теплым солнечным лучам. Вернувшись домой, все садятся за праздничный стол.

Первомай был прекрасным поводом отправить друзьям и близким поздравительные открытки и пожелать здоровья и счастья.

Сегодня его отмечают не так активно, как в былые годы. Но, поскольку этот день выходной, люди имеют возможность отдохнуть от работы, пригласить гостей или самим сходить в гости и приятно провести время в хороший весенний день. А некоторые, напротив, считают, что в День труда нужно непременно трудиться — отправляются на дачу и работают на огороде.

Воспитатель: Дети, вы любите, когда к вам приходят на праздник гости?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Когда приходят гости, мы приглашаем их за праздничный стол. Ребята, я предлагаю вам проверить себя, хорошо ли вы знаете правила поведения за столом. Я буду показывать картинки с изображением варианта поведения за столом, если вариант правильный, т.е. так можно делать, вы должны хлопнуть в ладоши.

  • Глотать большие куски.
  • Доставать пищу из зубов пальцами.
  • Не чавкать.
  • Класть в рот небольшие куски.
  • Чавкать.
  • Вытирать рот рукавом.
  • Спешить.
  • Пить залпом.
  • Выплевывать косточки на стол.
  • Хорошо пережевывать пищу.
  • Не говорить с полным ртом.
  • Чистить зубы зубочисткой.
  • Пользоваться салфеткой.
  • Дуть на суп.
  • Бросать салфетку на пол.

(Дети отмечают правильные ответы хлопками).

Воспитатель:  Молодцы те дети, которые внимательно смотрели и слушали, думали, прежде, чем хлопнуть в ладоши, некоторые ребята были невнимательны, ошибались. Будьте пожалуйста повнимательнее.

Воспитатель: Мы закрепили правила поведения за столом не зря, потому, что сегодня нам предстоит попробовать очень вкусный праздничный салат из овощей - «Винегрет». Хотите?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Давайте же пробовать, а где же салат? (Дети ищут).

Воспитатель: Ребята, чтобы попробовать винегрет - его нужно сделать. Нам нужно приложить трудовое усилие. Сегодня мы научимся делать полезный и вкусный салат для праздника.

(Выкладываем верхнюю ступеньку лестницы на фланелеграфе с изображением готового продукта).

Воспитатель:  Что нужно сделать, чтобы приготовить салат?

Дети: Вымыть руки, надеть фартук и косынку. Отварить овощи.

Воспитатель:  Овощи отварили ваши мамы, они уже потрудились, помогли нам.

 (Выкладываем на нижнюю ступеньку изображение кастрюли).

Воспитатель:  Что нужно делать дальше?

Дети: Почистить овощи.

Воспитатель:  Когда овощи будут очищены, мы ...

Дети: Будем их резать.

Воспитатель: Старайтесь нарезать мелкими кубиками. Вспомните, как нарезали фрукты. Сначала тонкими полосочками, затем кубиками. Какие овощи мама кладет в винегрет?

Дети: Свеклу, морковь, огурцы, фасоль, лук, картофель, капусту.

Воспитатель: Давайте расставим на нашей лестнице овощи. Мы нарежем картофель, свеклу, морковь, огурцы, лук. Капусту нужно засолить. Приготовьте свои руки.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Засолка капусты».

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук.

Мы капусту режем, режем.                         Движения прямыми кистями

Мы морковку трем, трем.                            вниз-вверх. Движения кулаков к

Мы капусту солим, солим.                          себе и от себя. Движения пальцев

Мы капусту жмем, жмем.                            имитирующие посыпку солью. Ин-

И в баночку кладем.                                     тенсивное сжимание обеих рук в

                                                                       кулаки.

Воспитатель: Отварную фасоль резать не нужно. Эту картинку мы поставим на шестую ступеньку. Что еще осталось сделать?

Дети: Добавить масло.

Воспитатель: На восьмую ступеньку поставим картинку изображающую масло. Заправим салат маслом растительным. Что теперь нужно сделать?

Дети:  Перемешать салат.

Воспитатель: На девятой ступеньке поставим картинку с изображением ложки. А на десятой у нас картинка с готовым салатом. Сколько трудовых действий нужно выполнить, чтобы получить готовый результат? Давайте их перечислим.

(Дети повторяют).

Воспитатель:  Только, когда мы выполним все действия, у нас получится винегрет. Если мы не нарежем картофель, получится винегрет?

Дети:  Нет, не получится.

Воспитатель: А если не засолим капусты и не положим ее в салат?

Дети:  Тоже не получится.

Воспитатель: Поэтому нам нужно быть очень внимательными и трудолюбивыми. Вымойте руки и приступайте к работе.

(По мере выполнения, слежу за точностью, последовательностью выполнения действий).

 Воспитатель:  Как пахнет салат, так и хочется попробовать! Убирайте свои рабочие места, а Тая и Даниил помогут мне с сервировкой стола.

Хороводная игра «Мы готовим винегрет».

Цель: развивать у детей общую моторику.

Мы готовим винегрет,                           (идут по кругу)
И чего в нем только нет:                       (
руки на пояс, качаются в стороны)
Лук, морковка и свекла,
Огурец, картошка.                                 (
руки на поясе, прыгают на двух ногах)
Будет рада детвора                                (
хлопают)
Винегрету в плошке.                             (
показывают руками перед собой «плошку»)

Съели мы свой винегрет,                      (
идут по кругу)
И чего в нем только нет:                       (
руки на пояс, качаются в стороны)
Лук, морковка и свекла,
Огурец, картошка.                                 (
руки на поясе, прыгают на двух ногах)
Очень рада детвора,                               (
хлопают)
Вот пустая плошка.                               (
показывают руками перед собой «плошку»)

Воспитатель:  Угощайтесь, ребята! Если не приложить старания, то ничего в результате не получится. Не зря есть пословицы о труде:

- Не трудиться - хлеба не добиться.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

- Какого напечешь - такого и съешь.

- Терпенье и труд - все перетрут.

Воспитатель:  Мы с вами пробовали салат из отварных овощей. А сырые овощи можно употреблять в пищу?

Дети: Можно, но не все.

Игра: «Что можно есть сырым, а что вареным?»    

Цель: учить правильно называть их, различать по внешнему виду, формировать представ-ление, что можно есть сырым, а что вареным.

Воспитатель: В один обруч будем класть овощи, которые можно есть в сыром виде, а в другой обруч - овощи в отварном виде и называть из него блюдо. В третий – что едят сырым и вареным.

(Дети выполняют задание).

Ребенок: Сырым можно есть: редис, огурцы, …Из них можно приготовить салат, сок, …

Ребенок: Только вареным кушают - картофель, баклажан, кабачок, фасоль, чечевицу…   Из них можно приготовить салат, пюре, запеканку, овощное рагу…

Ребенок:  Сырым и вареным - болгарский перец, морковь, свеклу, помидор, лук, горох…    

Воспитатель: Вот и хорошо! Ребята, вы сегодня сделали много добрых и полезных дел. Самое главное – научились готовить праздничный салат «Винегрет».

Список литературы

1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.- М.,1993.

2. Латохина Л. Творим здоровье души и тела. СПб., Комплект, 1997.

3. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие  для педагогов. Р-на Дону. «Феникс». 2007

4. 10. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми подготовительной к школе группы « Традиционная одежда кубанских казаков»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми подготовительной к школе  группы ...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...