"Картотека музыкально - дидактических игр"
картотека на тему

Козлова Наталья Анатольевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«БУДЕМ   ПЕТЬ   МЫ   ВОТ   ТАК»

 (5-6 лет)

Цель:                 развивать навык выразительного пения.

Оборудование:        карточки, отображающие особенности музыкального         звука по количеству участников.

Ход игры:

                        Познакомить с изображением высоты, динамики,         длительности звуков         и их изображении на карточках. Спеть по         каждой карточке. Итог пение         по показу без перерыва.



Предварительный просмотр:

«БУРАТИНО»

(2-4 ГОДА)

ЦЕЛЬ:                        развивать музыкальную память, закреплять         программный репертуар.

ОБОРУДОВАНИЕ:        мешочек (коробка), иллюстрации музыкальных         произведений раздела «Восприятие музыки»,  Буратино – кукла.

ХОДИ ИГРЫ                Буратино привез  в подарок детям музыку, надо         отгадать,  о чем она рассказывает.  Итог- подвижная игра от Буратино.



Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ   ВОЛЧОК»

(3-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        развивать музыкальную память, логическое мышление, фантазию; закрепить умение различать жанры танцевальной музыки; различать и называть средства музыкальной выразительности; развивать умение использовать музыкальные инструменты по  своему выбору; поощрять проявление интереса к музыке; закрепить знания о видах музыкальной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:        планшет со стрелкой, иллюстрации музыкальных произведений раздела «Восприятие музыки», «Пение».

ХОД   ИГРЫ:                Раскручивая стрелку, ведущий-ребенок называет произведение,  беседа о характере музыки, средствах музыкальной выразительности (младший возраст – о ком  или о чем рассказывает музыка). Выбранное произведение дети слушают или исполняют (песня, инсценировка).



Предварительный просмотр:

«ГДЕ МОИ  ДЕТКИ?»

 (3-4 ГОДА)

ЦЕЛЬ:        Развивать

 звуковысотный слух,

закрепление программного

 материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:        

карточки по количеству

 участников с изображением

взрослых животных и их малышей; шапочки для подвижной игры. Фортепиано, металлофон.

ХОД  ИГРЫ:                «Мамы»  гуляли со своими малышами, налетел ветер,         все спрятались, а потом не смогли друг друга найти.  Педагог  играет на         фортепиано (усложненный вариант – на металлофоне) до1.  Дети, с         карточкой  «мамы» поют вопрос: «Где мои, утята, малые ребята?»,   во         время звучания до 2 – игроки с карточками «малышей» отвечают         звукоподражанием.



Предварительный просмотр:

«КОЛОБОК»

(5-6 ЛЕТ)

ЦЕЛЬ:                        развивать динамические слух, артикуляционный и         голосовой аппарат, закрепление программного репертуара раздел         «Пение».

ОБОРУДОВАНИЕ:        планшет ЛЕС, персонажи сказки для настольного         театра.

ХОД   ИГРЫ:                ведущий-ребенок не знает,  где дети спрятали         колобок. Он должен отыскать его ориентируясь на пение участников         игры (тихо-нет колобка, громко-здесь колобок.



Предварительный просмотр:

«КТО   В   ДОМИКЕ   ЖИВЕТ?»

(5-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        Совершенствование звуковысотного, ритмического         слуха, артикуляционного аппарата. Развитие навыка игры на         металлофоне, клавишных и ударных инструментах.         Совершенствование умения графически записывать звуки разных по         высоте и длительности.

ОБОРУДОВАНИЕ:        карточки по количеству игроков: «Музыкальное         дерево», медведь, человек, птица, ритмические полоски. Планшет         Теремок.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ   РАБОТА:

                                Знакомство с понятием «высота и длительность         музыкального звука», «Нотный стан», набор карточек  для         отображения длительности звука.

ХОД   ИГРЫ:                

Первый этап.        

        Дети знакомятся с персонажами игры, мелодией и ритмическим         рисунком песенки:

                Мед – ведь

                Че – ло – век

                Пти – чка                 не – ве – ли – чка.

        Обратить внимание на одинаковую форму изображения звуков у         разных персонажей. Чем они могут отличаться?  Высотой звучания. На         планшете «Музыкальное дерево» найти место для медведя (низкие         звуки), человека (средние звуки) и птицы (высокие). Дети поют         песенку своего персонажа и выставляют на нужной высоте. По показу         педагога находят нужный звук на металлофоне,  клавишном         инструменте.

Второй этап.        

        Герои игры подружились и разучили все песенки. Дети поют и         отстукивают ритм:

                Я медведь, я  медведь, громко я могу реветь.

                Человечек небольшой, подружитесь вы со мной.

                Чик-чи-рик я пою, пойте песенку мою.

        Педагог поет песенку, дети-участники (кто быстрей) находят нужную         карточку и повторяют песенку.

Третий этап.        

        Дети выбирают карточки, ведущий-ребенок показывает палочкой         дирижера кто исполняет свою песенку. Итог – все участники поют         общую песенку на высоте, которую сами выбирают:

                        Хорошо мы живет, мы играем и поем.

Четвертый этап.        

        Целый день друзья пели и играли,  и совсем забыли кто где живет в         теремке. Педагог без слов поет песенку персонажа, дети (кто быстрей)         находят нужную карточку. Итог – подвижная игра «Займи свой         домик»: 1 часть – прогулка в лесу, 2 часть – музыка звучит на низких         звуках (дети приседают), музыка на средней высоте (замереть стоя), на         высоких звуках (сидя на стуле поднять ноги).

ПРИМЕЧАНИЕ:

                        Игра проводится в свободное время подгруппой пять         человек. Каждый этап рассчитан на проведение игры в течение одной         недели.



Предварительный просмотр:

«ЛЕСЕНКА»

(4-5лет)

Цель:        различать движение

                        вверх и вниз.

Оборудование:        металлофон,

магнитная доска с изображением

                 нот, лесенка.

Ход игры:

                Педагог с детьми поет песенку:

Вот иду я вверх, Вот идее я вниз.

                Пение сопровождается движением руки в нужную сторону. Когда         песенка прозвучит  правильно предложить детям найти лесенку на         музыкальном инструменте и сыграть.

Вариант: педагог поет песню не до конца, дети находят последний звук и         поют его. На магнитной доске выложить лесенку и спеть по записи.

        



Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ   ПОЛЯНА»

(5-6 ЛЕТ)

ЦЕЛЬ:                        развивать ритмический слух, слуховое внимание,         мышление, умение анализировать;  закрепить понятие ЖАНР в         танцевальной  музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ:        карточки с изображением ритмического рисунка         полки, марша, вальса  с  акцентом на сильной доле по количеству         игроков. Фонограммы танцевальной музыки.

ХОД   ИГРЫ:                Повторить ритмический рисунок по карточке,         выделяя акцент.  Слушать музыкальную запись, найти нужную         картинку. Дети повторяют ритмический рисунок,  используя по своему         выбору  знакомые танцевальные элементы.



Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНОЕ   ЛОТО»  

(5-6 ЛЕТ)

развитие звуковысотного слуха, ритмического         восприятия, умения различать несколько звуков по высоте.         Совершенствование игру на ударных и клавишных музыкальных         инструментах.

ОБОРУДОВАНИЕ:        планшет  НОТНЫЙ  СТАН, металлофон, клавишный         инструмент, набор  «ноток»  и карточки НОТНЫЙ   СТАН  по         количеству участников.

ХОД    ИГРЫ:                ведущий – ребенок по своему выбору проигрывает на         музыкальном инструменте мелодическую линию  (восходящую,         нисходящую, на одной высоте). Дети участники игры выкладывают ее         с помощью «ноток» на карточках.

ВАРИАНТ:                 дети  по своему выбору  изображают мелодическую линию,         обмениваются  карточками  и проигрывают ее на музыкальных         инструментах.



Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ   ПТИЧКИ»

ЦЕЛЬ:                         закрепление понятия о высоких и низких звуках,         развитие звуковысотного слуха, творчества детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

        Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде         нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и         птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.

Ход игры:

        1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв         птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что         научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь.         Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-        мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.

        Дети поют попевку:

Мы птенчики весёлые умеем мы летать

И с веточки на веточку нам весело порхать.

        Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и         поёт импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется: лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную, и ты уснёшь, малыш!

        Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам         повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

        2 вариант.  Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют         свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам,         называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.



Предварительный просмотр:

«НАМ   ИГРУШКИ   ПРИНЕСЛИ»

(2 – 4 ГОДА)

Цель:                Учить детей различать по звуку музыкальный инструмент и  силу         его звучания.

Оборудование:        Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик,  

        музыкальный молоточек, игрушка КОШКА, коробка, ширма.

Ход игры:

                 Появляется игрушка КОШКА в сопровождении песни         «Серенькая кошечка» Витлина. Она предлагает,  отгадать на         каком         инструменте она поиграет. Дети отгадывают,  и кошечка         передает им         отгаданный инструмент. Предлагаются для игры         поочередно         колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек. Дети          звенят,         постукивают и встряхивают  музыкальные инструменты,         которые им         удалось отгадать.



Предварительный просмотр:

«ПОВТОРИ   ЗВУК»

(5-6)

ЦЕЛЬ:                        развитие звуковысотного слуха, умения графически         изображать мелодическую линию, совершенствовать навык игры на         детских музыкальных инструментах, развитие голосового и слухового         аппарата.

ОБОРУДОВАНИЕ:        планшет  МУЗЫКАЛЬНОЕ   ЛОТО, детские         музыкальные инструменты.

ХОД   ИГРЫ:                Ведущий - ребенок проигрывает простейший         ритмический рисунок на одном звуке, дети – игроки должны         повторить.         Ведущий – ребенок воспроизводит мелодию с изменением         высоты звучания, дети повторяют. Ведущий – ребенок на планшете          выстраивает пуговками  направление мелодии, дети – участники игры          проигрывают  ее на металлофоне или фортепиано.



Предварительный просмотр:

«ПОЛЯНА   ЭМОЦИЙ»

(5-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        развивать ритмический слух, навык движения в         соответствии с характером музыкального  произведения. Воспитывать         интерес к музыке. Развивать музыкальную память, эмоциональную         отзывчивость на музыку.  Разнообразить мимику и жесты детей.          Расширять круг знакомых эмоций. Развивать навык сотрудничества.         Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:        карточки Музыкальная Поляна по количеству         участников; фонограммы музыкального репертуара раздел         «Восприятие музыки» и «Пение» НОД;  детали  сезонных иллюстраций         (листья, бабочки, цветы, дождинки и т.п.); стихотворения; карточки         Эмоции по количеству участников, игровой кубик; колечко – рамка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

                                Познакомить с жанрами музыки – марш, вальс,         полька; понятием – мимика, жест, эмоция.

ХОД   ИГРЫ:                

Первый этап:                педагог рассказывает о многообразии музыки: музыка         для ходьбы, танцев. Музыку слушаем и можем нарисовать. Как         нарисовать  марш, вальс или польку? Рассмотреть карточки, обратить         внимание на бабочку, которая выделила для нас самый сильный  звук  –         акцент. Дети слушают фонограмму,  передают метроритм хлопками,         выделяют сильную долю притопом. Слушая фонограммы, дети (кто         быстрее) находят нужную картинку. Педагог показывает картинку,         дети называют жанр музыки.

Второй этап:                Игра «Живая музыка». Педагог предлагает  детям         музыкальное произведение  (марш) проиллюстрировать, собрать         картинку  из небольших деталей. Для усиления эмоционального         воздействия использовать стихотворения (приложение).

Третий этап:                Игра «Живая музыка». Педагог предлагает составить         иллюстрацию для танцевальной музыки (полька, вальс) по выбору         детей.

Четвертый этап:                педагог : Много масок есть у нас и для вас, и для вас.

                                        Разные эмоции покажу я вам сейчас.

                                        Веселая и бодрая – эта маска добрая.

                                        Удивленно посмотри – ничего не говори.

                                        А эта маска злая, сердитая, плохая,

                                        Печальная, с грустинкой,

                                                                слезу льет за слезинкой.

                                        Этой лишь бы позевать, очень хочется поспать.

                                        Эта маска любит всех, раздается звонкий смех.

        О чем рассказывает музыка? Какой характер у музыки? Ответы найдем         на Поляне Эмоций. Дети слушают фонограмму инструментальной         музыки и выбирают (кто быстрее) нужную эмоцию и получают         карточку для Большой Игры. Дети образуют круг, с помощью кубика         выбирают жанр музыки (марш, полька, вальс) и в сопровождении          мелодии передают рамку друг другу на акцентированный звук. После         окончания музыки, ребенок с рамкой показывает свою карточку с         эмоцией  и предлагает  соответствующее ей задание.

ПРИМЕЧАНИЕ:                Игра проводится в свободное время в музыкальном         зале  в течение месяца,         этап – неделя. Количество участников - 5         человек.



Предварительный просмотр:

«СЛУШАЕМ   ВНИМАТЕЛЬНО»

( 4-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        развитие музыкальной  зрительной памяти,         тембрового слуха. Различать  музыку разделов «Восприятие музыки» и         «Пение песен». Совершенствование приемов игры на ударных и         клавишных музыкальных инструментах.

ОБОРУДОВАНИЕ:        ширма кукольного театра, фонограммы знакомых         произведений, музыкальные инструменты карточки с изображением         музыкальных инструментов по количеству игроков.

ХОДИ   ИГРЫ:                Ребенок – ведущий за ширмой  воспроизводит         простейший ритмический рисунок на музыкальном инструменте  по         своему выбору. Дети-игроки (кто быстрее) находят изображение         нужного инструмента.

Вариант:        за ширмой несколько человек играють сольно или в небольшом         ансамбле, игрок определяет звучащие инструменты и называет         количество играющих.



Предварительный просмотр:

«СОСТАВЬ   РИТМ»

(5-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        развитие звуковысотного, диатонического и         ритмического слуха; слухового внимания, мышления. Закрепление         понятие «Длительность».  Совершенствовать  навык игры на         клавишных и ударных музыкальных инструментах.

ОБОРУДОВАНИЕ:        карточки МУЗЫКАЛЬНОЕ   ДЕРЕВО, сундучок с         нитями, ритмическая полоска, музыкальные инструменты (по         количеству участников).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

                                Познакомить детей с понятием «музыкальный язык»         (средствами музыкальной выразительности).

ХОД   ИГРЫ:                

Первый этап.         Педагог предлагает записать музыку на карточке         МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕРЕВО. Вытягивая нити, дети определяют         длительность звука и находят нужную фигуру для записи.          Полученную запись поем и играем на музыкальном инструменте по         выбору детей. Повторить ритмическую дорожку на карточке с нотным         станом, дети дополняют длительность звука высотой по своему         выбору. Игра на внимание – педагог поет приветствие, ребенок         продолжает песню исполняя свой вариант мелодии по записи         (усложнить проигрыванием на музыкальном инструменте).

Второй этап.        На основе песенки – приветствия  оформить графическую         запись (ритмическую полоску). Пение по записи и воспроизведение         ритмического рисунка с помощью музыкальных инструментов:

        Педагог:         Здравствуйте, котята (собачки, мишки).

        Ребенок:        Здравствуйте (поет на любой высоте на одном звуке,         выкладывает ритмическую дорожку и проигрывает на металлофоне)

        

        Третий и четвертый этапы.        Ребенок – ведущий поет и отстукивает         ритмический рисунок  песенки - приветствия, дети – участники         выкладывают ритмическую дорожку на нужной высоте (кто быстрее).



Предварительный просмотр:

«ТЕРЕМОК»

(5-6 лет)

ЦЕЛЬ:                развивать певческие навыки, звуковысотный слух, чувство         ритма (акцент, трёхдольный размер музыки). Совершенствовать         умение графически изображать ритмический рисунок. Способствовать         проявлению творческих способностей. Воспитывать интерес к музыке.         Развивать навык игры на металлофоне и клавишном инструменте         индивидуально и в ансамбле.

ОБОРУДОВАНИЕ:        

                        Карточки по количеству участников: петушок, утята,         поросенок, «музыкальная поляна», «ритмические полоски»,         музыкальные инструменты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ   РАБОТА:

                        Основные приемы игры на металлофоне и клавишных,          «высота и длительность» музыкального звука, жанры музыки – вальс.

ХОД   ИГРЫ:        

Первый этап.        Педагог – на музыкальной поляне собрались друзья, чтобы         научиться петь и танцевать. Помогите им. Дети выбирают персонажи,         определяют с высотой звучания каждой песенки. Педагог начинает –         дети заканчивают музыкальную фразу:

        Педагог:        Ясное солнышко рано встает, песни петух на заборе поет!

        Ребенок:        кукареку, кукареку, кукареку, кукареку.

        Педагог:        Свинка на завтрак ведет поросят, круглые глазки как бусы                                                                                         горят!

        Ребенок:        Хрю-х-х, хрю-х-х ( 4 раза).

        Педагог:        Утки спешат искупаться в пруду,

                                        желтой цепочкой по тропке идут.

        Ребенок:        Кря-кря-кря-кря-х-х (4 раза).

Второй этап.        Чтобы не забыть песенку надо ее записать. Распределить         роли, спеть песенку и выложить ритмическую дорожку. Повторить          ритм на музыкальном инструменте (по выбору детей). Игра: педагог         поет песенку, дети (кто быстрее) находят нужную карточку и         повторяют песенку.

Третий этап.        Однажды утром петушок, сидя на заборе,  заметил на         полянке Теремок. Кто в теремочке живет? Дети разыгрывают сюжет         сказки с использованием песенки:

        Педагог:        Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не                                                                                                 высок.

                Петушок в тот теремочек идет, громко песенку свою он поет.

        Петушок:        кукареку (4 раза).

                Поросенок, приходи,  и на домик погляди!

        Педагог и петушок:        

                Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,

                Поросенок в теремочек идет, громко песенку свою он поет.

        Поросенок:        Хрю… (4 раза)

        

        Петушок и поросенок:

                Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,

                К нам утенок приходи, и на домик погляди!

                Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок,

                Вот утенок в теремочек идет, громко песенку свою он поет.

        Утенок:         Кря…

        Педагог:        И стали они жить в теремочке вместе.

Четвертый этап.        Дружно и весело живут в теремочке друзья.  Дети поют по         ритмической дорожке свою песенку, а потом придумали общую         песенку.

Очень дружно мы живет, громко песенку поем.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, заходите к нам, друзья!

ПРИМЕЧАНИЕ:                Игра проводится в свободное время, подгруппа детей         5 человек.



Предварительный просмотр:

«ЧТО   ДЕЛАЮТ   ЗАЙКИ»

(5-6 лет)

ЦЕЛЬ:                        развивать чувство ритма, фантазию, музыкальную         память, интерес  к музыцированию. Совершенствовать навык         кукловождения.

ОБОРУДОВАНИЕ:        фонограммы основных музыкальных жанров,         планшет Теремок, карточки по количеству участников (что делает         зайка), с изображением медведя, птицы, ежика, детские музыкальные         инструменты. Ширма кукольного театра и куклы – медведь, ежик,         зайка, птица.

ХОД   ИГРЫ:                

Первый этап.        Педагог: Зайки в домике живут, танцуют весело, поют.

                                В окошко к ним заглянем, что они делают узнаем.

        Дети слушают музыку, определяют характер, называют средства         музыкальной выразительности,  выбирают карточку (кто быстрее).  Что         делает зайка? – импровизация на фортепиано.

Второй этап.        Ведущий – ребенок играет на фортепиано музыкальную         загадку – что делает зайка? – дети участники (кто быстрее) находят         нужную карточку.

Третий и четвертый этап.         Зайки пригласили гостей в теремок. Кто к         теремочку идет? Ребенок – ведущий играет импровизацию на         фортепиано, дети участники (кто быстрее) находят нужную карточку.         Роль ведущего исполняют все по-очереди.   Использовать знакомые         песенные и инструментальные произведения для проведения         кукольного концерта.

ПРИМЕЧАНИЕ:        игра проводится в свободное время с подгруппой детей (5         человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...