Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Горзина Татьяна Михайловна

Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать логическое мышление, сообразительность, развивать познавательный интерес к поисковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТЗ по теме: «Как появился календарь»

Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать логическое мышление, сообразительность, развивать познавательный интерес к поисковой деятельности.

Материал и оборудование: Использование ИКТ Презентация «Появление календаря», календари разного вида, картинки, системный оператор.

Словарная работа: отрывной, настенный, перекидной, карманный календари, квартальный.

Ход:

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть  в игру, но играть со мной будет тот, кто найдет объект, который я загадаю. По форме он прямоугольный, по материалу - картонный, по температуре - теплый. Дети, ориентируясь на словесные указания, находят в группе объект.

Воспитатель: Объект обнаружен, но что там? (открывают, ответы детей).

Воспитатель: Ребята,  для чего нужны календари? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, сколько  существует разных видов календарей.  Чем они отличаются?  (ответы детей). А сейчас давайте посмотрим презентацию «Как появился календарь».

Воспитатель:  Первый календарь, придумали египтяне - они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь. А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы  пользуемся и сейчас.

Воспитатель:  Давайте ближе рассмотрим календари.  Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Когда день пройдет, его нужно оторвать.

Воспитатель: Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12? (ответы детей).

Воспитатель: Назовите осенние  месяца (ответы детей). Назовите зимние месяца (ответы детей). Назовите весенние месяца (ответы детей). Назовите летние месяца (ответы детей)

Воспитатель: Назовите,  какие вы знаете времена года (ответы детей)

Воспитатель:  Почему на листе 7 дорожек? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру « Когда это бывает?»

Ребята нам нужно разделиться на 4 команды. Каждая команда подходит к своему столу в зависимости от времени года, на 1 столе выложены картинки времен года. Вам нужно будет выбрать по 1 картинки того времени года какая у вас картинка на столе, установить причинно-следственную связь и отнести к своему столу. Оценка детей друг другом: подойдите  2 команда, правильно ли выбрала признаки года 1 команда и т.д.

Картинки по запросу установление причинно-следственных связей картинки Картинки по запросу установление причинно-следственных связей картинки

                        Картинки по запросу установление причинно-следственных связей картинки

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! (дети садятся на стулья). Это  тоже настенный  календарь в виде плаката, на верхней части которого могут располагаться разные картинки, а на нижней части все 12 месяцев.

Воспитатель: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают. Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

 Воспитатель: И так, в  каждом календаре есть месяц, год, дни недели, числа. Одни числа обозначены чёрным цветом, а другие красным цветом. Как называются дни обозначенные чёрным цветом? (ответы детей). Как называются дни обозначенные красным  цветом? (ответы детей). Правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, с какого времени года и месяца начинается новый календарь? (ответы детей). Совершенно верно.  Декабрь заканчивает год, а январь начинает. 1 января мы отмечаем первый праздник по календарю. Как он называется? (ответы детей). Назовите праздник,  который мы отмечаем в феврале  месяце (ответы детей). А кого мы поздравляем в марте? Что это за праздник? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а какие ещё праздники календаря вы знаете? Назовите (ответы детей). Молодцы!

Воспитатель:  Но  есть и праздники, которые в календаре не отмечены красным цветом, но их тоже отмечают. Один из них особенный праздник 1 июня – Международный день защиты детей.  Профессиональные праздники: День воспитателя, День Учителя, День полиции, День работников почты, связи, день писателя  и многие другие. А также отмечают очень интересные праздники такие как,  День космонавтики, День птиц, Пробуждение медведя, День театра, книги, День весеннего равноденствия.

Воспитатель: У меня есть ещё один вид календаря, он самый маленький, называется карманным. Почему? (ответы детей). Ребята, сколько  интересного вы сегодня  узнали,  рассказали о календаре и о том,  как важен он для нас.

Воспитатель: Ребята, давайте отметим на системном операторе какой календарь в данный момент, какой он был в прошлом, каким будет в будущем. Отметим части календаря (работа с системным оператором). Молодцы!

       

Воспитатель: Ребята, сколько  интересного вы сегодня  узнали,  рассказали о календаре и о том,  как важен он для нас.

Календарик,  календарь,

Целый год ты – государь,

Дни ты нам диктуешь,

Праздники даруешь,

И не деться никуда нам,

Без тебя, о календарь,

Потому ты самый нужный

Незаменимый, ценный дар!

Кто не знаком с календарём

Смотрите – это он.

Ведь без него календаря не начинают дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие с детьми старшей группы на тему «Письмо от Белоснежки»

Для ребенка дошкольного возраста такие понятия как дни недели даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет, они не имеют запаха). Но пользоваться, уметь оперировать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...